Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"
Оценка 4.6

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
04.03.2018
Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"
На уроке раскрывается сила щедринского таланта, продолжается разговор о сказках удивительного писателя М.Салтыкова-Щедрина, выявляются сатирические и художественные особенности сказки «Дикий помещик». Смеясь над комической ситуацией, мы отметим, что писатель показывает, как грустна Россия, скажем, как же удавалось Щедрину печатать свои сказки, ведь так строга была цензура.Урок по литературе (внеклассное чтение) о сказках удивительного писателя М.Салтыкова-Щедрина.
urok vneklassnoe htenie.doc
Урок литературы в 7 классе Вн.чт. М.Е.Салтыков­Щедрин. «Дикий помещик» Цели:  ­ раскрыть значение сказки как жанра иносказания в творчестве писателя;  ­ учить размышлять над тем, какой смысл скрывается за смешными ситуациями; ­ формировать чувство жанра и стилистических фигур; углубить представления о  категориях комического; ­ воспитывать в учащихся критическое отношение к происходящему. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. ­Мы продолжаем разговор о сказках удивительного писателя М.Салтыкова­Щедрина.  Нам известна его замечательная сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Смеясь над комической ситуацией, мы отметили, что писатель  одновременно показывает, как грустна Россия. Скажите, а как же удавалось Щедрину  печатать свои сказки, ведь так строга была цензура? (Он использовал Эзопов язык, или  иносказание). Вот что сам писатель об этом говорил. Выступление подготовленного ученика Я ­ русский литератор и потому имею две рабские привычки: во­первых, писать  иносказательно и, во­вторых, трепетать. Привычке писать иносказательно я обязан ... цензурному ведомству. Оно до такой  степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица  земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным  средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом  читателей. С одной стороны, появились аллегории, с другой — искусство  понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная  рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою,­ манера,  обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок,  иносказаний и прочих обманных средств. Цензурное ведомство скрежетало зубами,  но, ввиду всеобщей мистификации, чувствовало себя бессильным и делало  беспрерывные по службе упущения. Публика рабски­восторженно хохотала,  хохотала даже тогда, когда цензоров сажали на гауптвахту и когда их сменяли. И  существовала эта манера долго, существует и доныне, так что объявление в 1866  году воли книгопечатанию почти совсем не повлияло на нее. Аллегорический  рабий язык продолжает пользоваться правом гражданственности, хотя  справедливость требует сказать, что современные молодые писатели стараются избегать его. Я не берусь определить, хорошо или дурно они поступают, но думаю, что ввиду  общей рабьей складки умов аллегория все еще имеет шансы быть более понятной и  убедительной и, главное, привлекательной, нежели самая понятная и убедительная  речь... 1 ­Теперь  окончательно понятна сила щедринского таланта.  На уроке нам  предстоит выявить сатирические и художественные особенности сказки «Дикий  помещик». 3. Обсуждение произведения. Работа (по выявлению содержания сказки): 1. Как звали помещика? 2. Какую газету читал помещик? 3. Как звали актера, которого вызвал помещик? 4. Чем угощал помещик генералов? 5. Кто грозил помещику? 6. Имя мужика, которого звал помещик? Аналитическая беседа ­ Прежде всего вспомним, что называется сатирой? (Сатира – это не просто  изображение чего­либо в комическом  виде, а обличение каких­либо пороков  общественной жизни. Сатира высмеивает зло, ядовито, стремясь разоблачить что­ то, привести людей к противоположному выводу). ­ Какие чувства вызвала в вас эта сказка? (Сказка показалась необычной, читая, мы удивлялись и смеялись над глупым помещиком). ­ Почему это произведение называется сказкой? (Здесь есть зачин « В некотором  царстве, в некотором государстве жил­был..., есть сказочные превращения). ­ О ком это произведение? (О помещике). ­ Есть ли у помещика имя, фамилия? (Да, его фамилия – Урус­Кучум­Кильдибаев). ­ Какой характерный для сказочного творчества писателя прием мы отмечали не  раз?  (Мы отмечали гротеск, то есть намеренное искаженное преувеличение  предметов и фактов). ­ Присутствует ли гротеск в этой сказке? Приведите примеры. (Да, гротеск  присутствует и здесь. Примеры: «помещик имел тело сдобное, белое,  рассыпчатое...», «снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали, и ходит он в лентах, и пишет циркуляры...», «весь он, с головы до ног, оброс  волосами...», помещика не боится даже мышонок). ­ Почему помещик решил избавиться от мужика? (Он боялся, что мужик «все  добро приест», то есть посчитал, что мужика слишком много развелось, и делать  им нечего). ­ Почему Бог не внял молитвам помещика? (Потому что помещик был очень  глупый). ­ Когда же Бог избавляет помещичьи угодья от мужика и почему? (Взмолились  мужики, попросили Бога избавить их от страданий, которые они терпели от  помещика). ­ Как реагируют окружающие, гости на то, что не стало мужика? (Они заметили,  что некому водки подать, актер Садовский не стал выступать, потому что не перед кем было, генералы не хотят угощаться печатным пряником, так как это не их  еда). 2 ­ А замечает ли сам помещик, что все изменилось без мужика? (Нет, он не  замечает, потому что очень опасается, что с мужиком будут траты. Он питается  сырьем да пряниками). ­ Но что ему все­таки напоминает о том, что мужик должен быть в доме? (Иногда  он забывается и кричит Сеньку, чтобы тот вытер пыль с зеркала, так как помещик  не видит себя из­за пыли, или чтобы помог встать утром с постели. А еще по  секрету думает, что если его выселят в Чебоксары, то там он встретит милого  мужика). ­ Как дальше происходит углубление комизма поведения помещика? (Он мечтает о машинах из Англии, о садах, о коровах и не задумывается о том, что без мужика он ничего не сделает). ­ Кто, кроме генералов, говорит помещику, что он глупый? (Капитан­исправник,  который приехал за сбором налогов. Он грозит помещику, так как по его милости  даже на базаре нет ни мяса, ни хлеба). ­ Почему помещик не отступает от своего даже тогда, когда ему стала угрожать  опасность? (Он хочет, чтобы о нем говорили как о очень твердом человеке, «пусть  буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но не скажет никто, что российский  князь дворянин Урус­Кучум –Кильдибаев от принципов отступил!»). ­ Кто становится единственным другом помещика? (Медведь, с которым помещик  решил лучше дружить, чем скандалить, кроме того, помещик стал сильным как  зверь). ­ Когда помещик окончательно превратился в дикого? (Когда он оброс волосами, у него выросли когти, он стал передвигаться на четвереньках, перестал сморкаться,  произносил нечленораздельные звуки, стал питаться живыми зайцами). ­ Когда помещику снова говорят, что он зря мужика уничтожил, и кто это  говорит? (Говорит медведь, причем он называет помещика глупым). ­ Как вы думаете, почему исправник забеспокоился об этом помещике?   (Перестали платить подати  в казну, да и начались грабежи, разбой, убийства, и все потому, что не стало мужика). ­ Как мужик возвращается в губернию? (Рой мужиков случайно пролетал над  губернию и обсыпал всю базарную площадь. Тогда мужика обобрали, посадили в  клетушку и послали в уезд). ­ Почему это событие стало таким радостным, ведь опять запахло овчиной,  мякиной? (Потому что появилось все на базаре, и казна обогатилась). ­ А почему же о помещике говорится в самом конце повести? (Его присутствие  необязательно, от его исчезновения ничего не меняется, хотя помещика все же  изловили, высморкали, обстригли ногти). ­ А как вы думаете, кто все это сделал? (Конечно, это сделала мужик). ­ Как ведет себя помещик после этого? («Раскладывает гран­пасьянс, тоскует по  прежней жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит»). Составление сравнительной таблицы (проектор) 3 «Дикий помещик» Попробуем сравнить сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов  прокормил» и «Дикий помещик» с точки зрения того, как проявляются  реалистические черты в них. Составим таблицу. «Повесть о том, как один мужик  двух генералов прокормил» Деление по сословному признаку:  генералы – мужик. Конкретный адрес, место  жительства. Газета «Московские ведомости». Описание в газете  времяпрепровождения богатых  людей. Деление по социальному  сословию:  помещик – крестьяне. Угнетение помещиком крестьян,  повышение податей. Занятия помещика: карты, театр,  пасьянсы. Чтение газеты «Весть». Приезд актера Садовского. 4. Итоги урока. Как можно охарактеризовать роль в обществе богатых и мужика? (Богатые – генералы  и помещик – ни на что не годные людишки, они – паразиты. На мужике жизнь только и  держится). Составим синквейн. Напомню, что это стихотворение, которое состоит из 5 строк: 1­ая  ключевое имя существительное, 2­ая – два прилагательных, 3­я 3 глагола,  в четвертой  строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение  автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл  темы или предмета (одно слово). Помещик Глупый, неблагодарный. Опустился, одичал, озверел. Никуда без мужика не годен, Урус­Кучум –Кильдибаев.          Щедрин Талантливый, удивительный. Обличает, высмеивает, учит. Боится его цензура.  Дар иносказания. 5. Домашнее задание. Попробуйте, используя опыт писателя, написать сказку на какой­нибудь сюжет из  школьной жизни. Вместо людей могут действовать животные. Главная задача –  написать смешно. 4 5

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"

Урок литературы в 7 классе "М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018