Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"
Оценка 4.8

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
29.01.2017
Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"
Основная цель учителя по отношению к заданным компетенциям на данном уроке (ключевым и предметным): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации изучаемого предметного содержания. Основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока: организация деятельности обучающихся по постановке учебной задачи, по поиску и обработке информации.На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»..docx
Козырина Ольга Александровна   учитель русского языка и литературы  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнекуэнгинская основная  общеобразовательная школа», Тема урока: Стихотворение «Размышления у парадного подъезда».                        Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа. Класс  7 Тип урока: урок общеметодической направленности. Оборудование и материалы к уроку: презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки, иллюстрации  Д.И.Шмаринова и других художников к стихотворению,  репродукции картин И.Репина «Бурлаки на Волге», Перова, Маковского, Саврасова. Цель:   формирование   у  учащихся   деятельностных   способностей   и   способностей   к   систематизации изучаемого предметного содержания. Планируемые результаты изучения темы: Предметные   умения:   обобщить   и   систематизировать   полученные   знания,   развивать   умение анализировать   поэтический   текст,   развивать   навыки   выразительного   чтения   лирического стихотворения. Метапредметные УУД: Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.   Регулятивные:  уметь   выполнять   учебные   действия,   планировать   алгоритм   ответа,   работать самостоятельно. Коммуникативные:  уметь   строить   монологическое   высказывание,   формулировать   свою   точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Но самый больший грех из всех – быть равнодушным…  Этапы урока 1.Поэтическая разминка Слайды 2,3,4 ХОД  УРОКА Деятельность учителя ­ Давайте вспомним изученные стихотворения  Некрасова. Я начинаю первую строку, а вы  заканчиваете строфу. 1.Однажды в студёную зимнюю пору… 2.Славная осень! Здоровый, ядрёный… 3.Но вдруг я стоны услыхал,.. 4.Вчерашний день, часу в шестом,.. 2.Мотивация. Задание на целеполагание Поэт в России – больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Деятельность обучающихся «Крестьянские дети» «Железная дорога» «На Волге» «Вчерашний день, часу в  шестом» Слушая чтение учителя,  учащиеся должны определить тему данного  урока и вычленить ведущую проблему урока « у парадных подъездов» Стихотворение  «Размышления у парадного  подъезда».  Боль Н.А.  Некрасова за судьбу  народа. Записывают тему в тетрадь. Анализируя стихотворение,  понять его тему. Индивидуальное домашнее  задание  Написано в 1858 году Слайд 5 3.История создания  стихотворения Слайд 6 Слайды 7,8,9 лишь тем, в ком бродит гордый дух  гражданства, кому уюта нет, покоя нет.   Дай, Некрасов, уняв мою резвость, боль иссечённой музы твоей – у парадных подъездов, у рельсов и в просторах лесов и полей. Дай твоей неизящности силу. Дай мне подвиг мучительный твой, чтоб идти, волоча всю Россию,  как бурлаки идут бечевой.                             В данном стихотворении Е. Евтушенко  «Молитва перед поэмой» раскрыта тема поэта и поэзии. Так найдите в строках, посвящённых  Некрасову словосочетание, которое не  встречалось в изученных произведениях.  ­ Значит, тема нашего урока…  ­ Какую задачу поставим? Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то  или иное произведение, как возник творческий  замысел. Благодаря воспоминаниям жены  Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось  стихотворение «Размышления у парадного  подъезда» Н.А. Некрасова справедливо называют певцом  русского народа, его тяжёлой доли. Ф.М.  Достоевский назвал его поэзию  «страдальческой»: «Это было раненое сердце,  раз и на всю жизнь, и незакрывшаяся рана эта и  была источником всей его поэзии, всей,  страстной до мучения, любви этого человека ко  всему, что страдает от насилия, от жестокости  необузданной воли, что гнетёт нашу русскую  женщину, нашего ребёнка в русской семье,  нашего простолюдина в горькой так часто доле  его». 4. Выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» учителем 5.Словарная работа 1)Записав своё имя и званье… ­ В праздничные дни в передних домов,  принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые  книги, в которых расписывались не допускавшиеся посетители. 2)Щелкопёр – так  в обывательском кругу презрительно называли писателей,  вступившихся за народные интересы. 3)Аркадская идиллия – здесь: беззаботно­счастливая жизнь на лоне  Слайд 10 природы. 4)Убогий – 1)крайне бедный, нищенский;                        2) немощный, увечный, жалкий вид. 5)Пилигрим – паломник, путешественник­богомолец. 6)Лепта – посильное подаяние, скромный вклад.  ­ Где происходят события? ­ Какую ситуацию мы видим?  С одной стороны – это…                      С другой … По отношению друг к другу они  контрастны. Перед нами два  противоположных мира. ­  На сколько частей можно поделить  это стихотворение? Дайте названия  каждой из сменяющих друг друга  картин. Итак, налицо шесть компонентов. ­ Сколько раз мы переходим от  богатства к миру нищеты? ­ Проследите по тексту развитие темы  «парадного подъезда» в торжественные  дни. ­ Соответствует ли определение «… парадный подъезд» содержанию первых строк стихотворения? ­ Проследите по тексту развитие темы  «парадного подъезда» в обычные дни. ­Соответствует ли определение «этот  пышный подъезд» содержанию  следующих строк?    Итак, к некоему парадному подъезду  приходят разные люди – со званием и  без званий, неудачливые и удачливые,  так что нет ничего странного, кажется в том, что «Раз… сюда мужики  подошли…»  ­ Выстройте образный ряд, связанный с  описанием мужиков. ­ Какое чувство вызывают у вас  «мужики»? ­ О чём свидетельствуют последние  строки этой части? У парадного подъезда… Вельможа «владелец роскошных  палат» Крестьяне, обездоленные бедняки 1. «Вот парадный подъезд…» 2. «Раз, я видел, сюда мужики  подошли…»  3. «А владелец роскошных палат Ещё сном был глубоким объят» 4. «Что тебе эта скорбь вопиющая,      Что тебе этот бедный народ?» 5. «Не беда, что потерпит  мужик…» 6. «Выдь на Волгу: чей стон  раздаётся…»  Три раза. Это эпитет «холопский недуг», «с  испугом», а также звучание иронии  в определении «призванья и целого  города» содержание контрастирует с  определением «Пышный подъезд» оказывается в  следующем лексическом ряду:  «убогие лица», «старик»,  «вдовица», «просители плачут»,  «осаждают подъезд». Уважительное «деревенские  русские люди», «помолились… и  стали вдали», «некрасивы на  взгляд», «пилигримы», «крест на  шее и кровь на ногах», «суди его  Бог!» Жалость, сострадание,  сочувствие… Рабская почтительность,  покорность вельможе, готовность к  унижению 6.Анализ  стихотворения Слайд 11 Слайд12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15      Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный. Мужики не перестают быть  реальными мужиками, в то же время это – обобщённый образ. Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка… ­ Мужики уходят «солнцем палимы», ­  «Ещё сном был глубоким объят…» «счастливые глухи к добру» Контрастны с предыдущими двумя стихами (Ждущей смерти твоей с  нетерпением) Прямое – вельможа «объят» сном,  когда мужики подошли к  подъезду, и в призыве  «Пробудись…»  Переносное – вся жизнь вельможи, наполненная праздностью,  обжорством, волокитством, ­ сон. «Ты проснёшься ль?..» значит, давно взошло солнце, а что же  делает вельможа? Проследите по тексту жизнь вельможи. ­ Может ли он помочь крестьянам? ­ Третья часть разорвана 4­й. Всего два  стиха, но каких? Стих, обращённый к преуспевающему  богачу, «вопиет» /«вопиющая»/. Далее  мы вновь видим описание жизни  вельможи и даже перспективу  дальнейшей жизни и смерти. ­ Зачитайте стих, в котором выражено  отношение к вельможе «любимой семьи» ­ Стержневой мотив 3 части,  пронизывающий описание вельмож, ­  мотив сна. Слово сон имеет прямое и  переносное значение. Давайте  определим, в каких стихах оно имеет  прямое значение, а в каких – переносное. Со сном в переносном значении  ассоциируется и смерть вельможи «Ты  уснёшь…»  Мотив сна звучит и в связи с народной  темой. Зачитайте эти строки. Что они  означают? Развитию народной темы сопутствует  другой устойчивый мотив – стон. ­ Что означает это слово? ­Где стонет народ? ­ Какова же основная тема концовки? Слайд 16 8. Рефлексия Слайд 21 Слайды 17,18,19 Стон – это протяжный звук,  издаваемый от сильной боли,  страдания. Где народ, там и страдание. Возникает образ родной земли.      Итак, «Размышления у парадного подъезда» завершается, но завершается не протяжным стоном  обездоленного народа, который служит средством раскрытия образа «родной земли», а вопросом,  обращённым к народу, главным размышлением – о судьбе России: «Ты проснёшься ль, исполненный  сил?». 7.Проверка  полученных знаний. Слайд 20 Дифференцированное задание.  Слабым – карточки. портрет антитеза перекрёстная анапест  1.Как называется описание внешности  героя в литературном произведении? «Он  гостей оглядел: некрасивы на взгляд! 2.Как называется приём? «пышный» – «убогие»; «напевает» –  «плачут»; «оборванной» – «роскошных».          3.Определите способ рифмовки последних  четырёх строк данного фрагмента.                      4.Определите размер, которым написано         стихотворение.                                                        Какие чувства у вас вызвал контраст  двух миров?  Какую тему поднимает поэт в  стихотворении?  Что дал вам урок?  Вернёмся к эпиграфу «Но самый  больший грех из всех – быть Связь с эпиграфом 9.Синквейн Слайд 22 10.Домашнее задание Слайд 23 Оценки равнодушным». Был Некрасов  равнодушен к судьбе народа?  Сегодня данный эпиграф актуален?  Докажите.   Равнодушие Злое, леденящее. Не взывает, угнетает, опустошает. Чувство, не достойное человека. Мрак.  Выучите наизусть отрывок «Родная  земля!..»   Написать мини­сочинение  «Мой Некрасов»  Закончить урок хочу стихотворением  Н.А. Некрасова: Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слёз! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьётесь о сердца людские, Как волны об утёс…

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"

Урок литературы в 7 классе по еме "Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017