Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»
Оценка 4.8

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
09.08.2018
Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»
урок литературы в 7 классе с использованием Технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В ходе урока используются такие приёмы, как «Рассказ-предположение» на стадии вызова; (индивидуально) Прием «Толстые и тонкие вопросы»;прием «Ассоциации»; на стадии рефлексии - написание синквейнов. Дифференцированное домашнее задание даёт возможность развитию творческих способностей школьников.
Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.docx
Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла» Урок   разработан   на   основе   технологии   развития   критического   мышления через чтение и письмо. Цель: образовательные:  познакомить учащихся с творчеством писателя, выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия,  безразличного отношения к окружающему миру; развивающие:  уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать  эпизоды, , аргументировать свою точку зрения; воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,  равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе. Методические приемы   группах. Оборудование: компьютер, проектор, учебник, опорные листы.  : кластер, чтение текста, беседа по вопросам, работа в  Ход урока. 1. Оргмомент. Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное   сотрудничество. 2. Введение в тему и цели урока. ­Прочтите, пожалуйста, эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, о  чем мы сегодня с вами будем говорить?  Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а  равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. Джордж Бернард Шоу. ­ о добром, сердечном отношении друг к другу. И поможет нам в этом рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла», который  вы прочитали дома. 1.Стадия вызова.  Слово о писателе. Родился в 1925 году в селе Толмачёве, под Курском, на высоком берегу  Сейма – в краю, отмеченном летописями, воспетом в «Слове о полку  Игореве», Тургеневым, Никитиным, Кольцовым, Буниным. Этот чудный край,  поэтическое место, остаётся в сердце. Здесь истоки таланта, “удивительный  мир” которого не мог не быть запечатлён. У писателя было особое отношение к Великой Отечественной войне. Е.Носов  – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена  Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над  Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе  беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её, люби людей,  люби всё живое, делай добро. Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет!  Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам  вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все  встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. И  занимается самообразованием. Остался в душе романтиком. Поэтому и мир,  им воссоздаваемый, живописен.  Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и  послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором  Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих  произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно,  фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их  сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». «Моей неизменной темой  по­прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его  нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному  бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди,  священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к  земле было характерно с древних времен. – А что можно сказать о современных людях, прочитав рассказ «Кукла» ?  Задание 1. (работа в группах) Прием «Рассказ­предположение» ­ Ребята, какими словами заканчивается рассказ?  (И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой­то глубины, и проговорил с болью:— Всего не закопать... Придумайте свой конец рассказа «Кукла». 4­5 предложений.  ­ Давайте их послушаем.           ­ Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец. Задание 2. (индивидуально) Прием «Толстые и тонкие вопросы». –  Что можно сказать о современных людях, прочитав рассказ «Кукла» ? Как  они относятся к своей земле, природе?  – Только ли к природе равнодушен человек в рассказе?  Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете?  – Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле?  Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? – Какой след в жизни Акимыча оставила война? – Чем теперь занимается он?  ­Куда же он держал путь?  ­ «Как же так?! (Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..»  ­К кому обращены его слова ? О чем они? ­Какая проблема звучит  в словах автора?: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худо творят.» ­ В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название? Задание 3. (индивидуально) Прием «Ассоциации» ­ Ребята, сейчас напишите слова­ ассоциации, которые возникают у вас при слове «кукла».  Физминутка  Задание 4. (работа в группах) Составление плана           План 1  Красота природы, и во что превратил её человек. 2. Акимыч за тайным рыбацким делом. 3. Воспоминания о войне. 4. Новая встреча с Акимычем. 5. Найденная кукла. Задание 4  ( работа  в группах)  Восстановить правильно текст  2.«Уж не помер ли?» — нехорошо сжалось во мне, когда я набрел на  обгорелые останки Акимычева шалаша. Ан нет! Прошлой осенью иду по селу, мимо новенькой белокирпичной школы, так ладно занявшей зеленый взгорок над Сеймом, гляжу, а навстречу —  Акимыч! Торопко гукает кирзачами, картузик, телогреечка внапашку, на  плече — лопата. — Здорово, друг сердечный! — раскинул я руки, преграждая ему путь. Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что­то вывело из себя и, как всегда в таких случаях,  намертво заклинило. — Ты куда пропал­то? Не видно на реке. Акимыч вытянул губы трубочкой,  силясь что­то сказать. — Гляжу, шалаш твой сожгли. 4)Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом  школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые  уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее  продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл  старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс.  Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на  выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на  кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую  глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова  взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой­то глубины, и  проговорил с болью: — Всего не закопать... 1)Зачем же далеко в историю забираться? В не так далекое время любил я  наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз  против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни  завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река,  упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение.  Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа,  водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего  пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые  воронки, которых избегают даже гуси. 3)­ Кто ж их знает... ­ не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на  куклу, над которой кто­то так цинично и жестоко глумился. ­ Нынче трудно  на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое  творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу  я и в район, и в область и вижу: то тут, то там ­ под забором ли, в мусорной  куче ­ выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с  бантом в волосах, а бывает, ­ без головы или: без обеих ног... Так мне  нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла.  Да, ведь облик­то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не  отличишь. И плачет по­людски. И когда это подобие валяется растерзанное у  дороги ­ не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо ­ каждый по  своим делам, ­ и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь  говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках ­ бровью не поведут.  Детишки бегают ­ привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром ­ в школу, вечером ­ из школы. А главное ­ учителя:  они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!... Задание 5 Проблемный вопрос. Чтение финала рассказа со слов: « Вот чего не понимаю. Как же так?!..­  Всего не закопать…» О кукле ли горюет Акимыч? Только ли о ней? Не закопать ЧЕГО? Обучающиеся записывают свои ответы в « Письме по кругу». Каждая  группа озвучивает это письмо. 3 стадия рефлексия 1. Приём синквейнов.  ­Составьте синквейны, выбрав  один из вариантов по желанию. Возможные варианты синквейна Акимыч Неравнодушный, милосердный Горюет, плачет, переживает Ему небезразлична судьба людей Защитник Отечества Кукла Брошенная, одинокая Лежит, плачет, стонет Люди жестоко отнеслись к игрушке Человек             2 задание    Напишите,   пожалуйста,   какой   урок   вы   извлекли   из   рассказа   Е.И.Носова «Кукла»? О чём задумались? (Чтение написанного)               Дифференцированное домашнее задание 1. Напишите письмо людям от имени куклы. 2.    Нарисуйте обложку к книге Носова «Кукла».( групповая работа)  3.Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кукла», сопроводив её цитатами из  текста.          Литература: 1 В.С.Россинская «Люди и куклы». Рассказ Е.Н.Носова «Кукла». Ж.  «Литература в школе» №1, 1998 г. с.134­ 138. 2 Интернет­ресурсы

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова «Кукла»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018