Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
17.01.2017
Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
Урок изучения нового материала. Знакомство с автором. Определение жанра. Работа с текстом. Закрепление понятий: завязка, развязка, кульминация. Беседа по предложенным вопросам. Работа с новыми словами. Выполнение творческих заданий. Работа над собственной речью. Выразительное чтение текста. Межпредметная связь. Выполнение творческого домашнего задания.Урок изучения нового материала.
М.Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету..docx
1 Урок литературы в 7 классе. 18.01.2017 Тема: М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Цель: познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в  творчестве М.Твена. Ход урока 1.Организационный момент. 2. Опрос домашнего задания Почему сказка о двух генералах названа автором «Повесть о том, как один мужик   двух   генералов   прокормил»?   Что   в   этом   произведении   от   жанра   сказки? Почему в сборнике сказок оказалась повесть?  В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сказочное начало сюжета: генералы внезапно «по щучьему велению, по моему хотению» (по воле автора) оказались на необитаемом острове. Сказочно и появление на острове мужика, который обустроил быт генералов, кормил их, даже суп в пригоршне варил, и доставил домой на Подьяческую улицу. Начиная с уже упомянутого сказочного выражения, в «Повести…» заложено много фольклорных мотивов. Тем не менее в произведении поставлены острые социальные проблемы, отражающие реальную жизнь. Никчемность и ничтожество праздных генералов, покорность русского мужика особенно резко выявляются на фоне сказочного сюжета. Это и позволило Салтыкову­Щедрину определить род произведения в заглавии как повесть, подчеркивая жизненность изображенной ситуации.  Определите   важнейшие   элементы   композиции   сказки.   Есть   ли   в   ней экспозиция? Какой эпизод вы считаете завязкой? Какой — кульминацией? Какой — развязкой?  Завязка несколько опередила экспозицию сказки. В самом начале сообщено, что генералы оказались на необитаемом острове, а затем уже кратко рассказана предыстория этого события. Время от времени экспозиционные сведения дополняют представление о генералах  уже в  процессе развития  действия, например,  что один из  них был поумнее другого,   так   как   служил   учителем   каллиграфии.  Кульминация   сказки  —   встреча   с мужиком, которая основательно перевернула их существование на острове в «светлую» сторону. Развязка — счастливое возвращение в Петербург, блаженное питие кофе, получе­ ние   огромной   суммы   накопившейся   в   казначействе   пенсии   и   награждение   мужичины рюмкой водки и пятаком серебра.  Есть ли в сказке эпилог или сюжет обрывается на развязке?  Справка.  Эпилог  —   повествование   о   том,   как   сложились   судьбы   героев   после рассказанных в основной части произведения событиях. О дальнейшей судьбе генералов ничего не говорится, да в этом нет необходимости: их жизнь абсолютно не изменится по сравнению с той, какой она была до их пребывания на необитаемом острове. Надобности в эпилоге нет, и Салтыков­Щедрин вполне логично обрывает повествование на развязке. 2 Создайте устные портреты генералов из сказки. Почему так трудно уловить их различие? Как вы объясните такой прием изображения героев?  Автор не показывает различий между судьбами генералов, их характеров. Их образы не   индивидуализированы.   Они   совершенно   одинаковы   и   по   своей   низкой   ин­ теллектуальности, духовной опустошенности, неприспособленности к жизни. Оба склонны к лени, их интересы не выходят за рамки гастрономии и т. д. Информация, которую они получают, ограничивается разделом происшествий газеты «Московские ведомости». Прием изображения в художественных образах произведений литературы наиболее характерных признаков   лиц   определенной   категории   называется   типизацией.   Можно   напрячь   свою фантазию и представить их в разных ситуациях в различном портретном виде. Когда они сыты,   они   выглядят   белыми,   довольными,   улыбающимися,   полными.   Самодовольны.   А когда голодны, то лица их озлоблены, глаза навыкате, зубы оскалены. Они подползают друг к другу, и каждый готов искусать и растерзать товарища, чтобы как­то утолить голод. Эта сцена выразительно изображена в сказке. Писатель подсказывает деталь портретной ха­ рактеристики: они в ночных рубашках и с орденом на шее. Можно при создании устного портрета   представить   их   манеру   держаться   с   мужиком:   строгая,   надменная   манера. Говорят языком приказа, упрекают в тунеядстве.  Подготовьте рассказ о мужике, которому удалось двух генералов прокормить.  О мужике мы узнаем, что он громадного Роста, очень трудолюбив и приспособлен к сложностям жизни, к физическому труду. Находчив. Писатель удивляет нас покорностью этого мужика, его готовностью служить господам даже в условиях необитаемого острова, где   он   не  скован   никакими   социальными   обязательствами.   Тем   не  менее   он  робеет   от окрика   генералов   и   даже   позволяет   привязать   себя   на   время   сна   веревкой,   чтобы   не убежал. В бытность в Петербурге, он на Подьяческой улице маляром работал. Скорбя о покорности русского народа, Салтыков­Щедрин язвительно замечает: «Начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жа­ ловали и — мужицким его трудом не гнушалися!»  Подготовьте   исполнение   в   лицах   одного   из   диалогов   этой   сказки, предварительно оговорив характер исполнения каждой роли.  Исполнение   ролей   зависит   от   понимания   характеров   персонажей   и   ситуации,   в которой происходит тот или иной диалог. Возьмем, к примеру, сцену чтения генералами газеты   «Московские   новости»,   номер   которой,   казалось   бы,   случайно   найден   на необитаемом   острове.   Ремарки   подсказывают   нам   манеру   исполнения:   «взволнованный голос»,   «в   отчаянии»,   «поникли   головами»   и   т.   д.   Сначала   читающий   с   наслаждением передает обстановку парадного обеда «у почтенного начальника древней столицы». Читаю­ щий раздражает и свой аппетит, и аппетит своего собеседника. Второй генерал приходит в отчаяние   от   «гурманной»   информации.   Наконец,   оба   приходят   в   состояние   уныния. Интонации в этом диалоге могут меняться: от восторженной до почти плачущей.  Какие слова в этом произведении пришли из языка народных сказок, а какие из словаря канцелярий, в которых служили генералы? Попробуйте создать «Краткий словарь генералов из сказки».  Из языка народных сказок Жили да были. По щучьему велению, по моему хотению. Сказано­сделано.  Делать  нечего.  Прошел  день,  прошел  другой.  Мед­пиво  пил,  по  усам 3 текло, а в рот не попало. Ни пером описать, ни в сказке сказать. Океан­море. Из словаря канцелярий Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности. Оставшись за штатом.   Любезный   друг.   Ваше   превосходительство.   Кофейку   испить.   Промыслить   что­ либо. Особливо. Можно ли создать словарик тех слов, которые произнес мужик?  В речи мужика преобладают просторечные выражения: коли, словно муха, будьте покойны, не впервой. Какие художественные приемы более всего важны в этой сказке? Гротеск, фантастика, гипербола.  В каких произведениях вы встречали гротеск как ведущий прием изображения героев?  «Левша» Н. С. Лескова, «История одного города» М. Е. Салтыкова­Щедрина, по­ вести Н. В. Гоголя и др. 2. Знакомство со статьёй учебника – стр.20. Что вы узнали об авторе? 3. Чтение  рассказа. 4. Беседа по вопросам учебника. Как   вы  могли   бы   определить   жанр   этого   произведения:   репортаж   с   места события, юмористический рассказ, воскресный фельетон, сатирический очерк или нашли свое определение?  Можно предложить два варианта определения жанра произведения Марка Твена. Сатирический рассказ с элементами памфлета, представляющего собой заключительный монолог   неудавшегося   редактора   сельскохозяйственной   газеты.   Сочетание   небольшого рассказа об одном жизненном случае, ведущегося от имени главного персонажа, с гневным обличением общественных устоев, выходящих за рамки конкретной эпохи времен Марка Твена,   усиливает   сатирический   и   обличительный   пафос   произведения.   Фельетон, занимающий   промежуточное   положение   между   художественным   произведением   малой формы (новелла, рассказ, очерк) и газетной или журнальной статьей; последний монолог придает произведению определенный элемент публицистичности.  Какие эпизоды, воссозданные в рассказе, более всего запомнились?  Запоминаются визиты почтенного старца и длинного субъекта с жидкими космами волос.   В   диалогах   с   ними   высвечиваются   те   «новшества»,   которые   внес   замещающий редактора в сельскохозяйственную газету. И особо колоритен монолог его перед уходом из редакции, колоритен по обращениям в адрес постоянного редактора и по метким и ярким характеристикам общественных нравов.  Перечислите   активных   собеседников   редактора   газеты   и   попробуйте охарактеризовать каждого из них.  Почтенный старец — хороший знаток сельского хозяйства. Он консервативен, ему не   свойственно   чувство   юмора,   он   глубоко   возмущается   теми   непрофессиональными пассажами, которые появились в газете. Его как читателя устраивает газета в ее прежнем виде. Он вспыльчив. Субъект с жидкими космами также глубоко взволнован газетными статьями   нового   редактора,   что   принимает   себя   за   умалишенного   и   только   тогда 4 успокаивается, когда слышит чтение газетного текста из уст самого редактора. Его речь, в которой он перечисляет увечья и поджоги, им совершаемые после знакомства с содержа­ нием газеты, абсурдна, также как абсурдна деятельность замещающего редактора. В этом отношении он — двойник главного героя.  Охарактеризуйте   редактора,   который   сумел   найти   себе   такую   достойную замену. Прежде всего, редактор проявил неоправданную доверчивость и легкомыслие ради получения возможности уйти в отпуск. Видимо, абсолютно прав редактор­непрофессионал, что   общество   и   не   требует   от   журналистов   знания   того   дела,   о   котором   они   пишут. Настоящий редактор такой же представитель общества, который до поры до времени (пока не   произошло   нечто   одиозное)   также   не   поинтересовался   компетентностью   человека, который должен временно заменить его.  Завершите   наблюдения   характеристикой   героя   рассказа   —   начинающего редактора сельскохозяйственной газеты.  Начинающий   редактор   сельскохозяйственной   газеты   —   достаточно   смелый   жур­ налист, берущийся за любое дело, лишь бы получить работу и доход. Он вполне способен с помощью   остроумных   журналистских   трюков   увеличить   тираж   газеты.   Конечно,   он прекрасно   понимает   свою   некомпетентность   в   сельском   хозяйстве   и   старается компенсировать ее отсутствие комическими пассажами типа «корова теряет оперение» или устрицы   ведут   себя   спокойно,   пока   играет   музыка.   Гротескная   трактовка сельскохозяйственных тем помогает ему привлечь к газете другую категорию читателей вместо небольшой устоявшейся группы фермеров и других, ожидающих от газеты полезные рекомендации. Он не представляет собой какое­либо одиночное явление невежества или является неудачником в жизни, у него вполне реальное представление о путях к успеху, которые   стимулирует   общество.   Потому   он   довольно   снисходительно   и   насмешливо общается с редактором газеты, ласково обращаясь к нему: гороховый стручок, капустная кочерыжка, тыквин сын, брюква вы этакая, арбузное дерево и т. д.  В   последнем   монологе   многообещающего   редактора   есть   утверждения, которые вполне перекликаются с живой практикой сегодняшнего дня.  Прочтите   его   и   попробуйте   или   поспорить,   или   подтвердить   правильность   его суждений. Оспорить, к сожалению, его утверждения невозможно. В них — порочность и тогдашней,   и  сегодняшней   жизненной   практики.   Мораль   общества,   отсутствие   твердых нравственных   критериев   создают   подчас   благоприятные   условия   для   карьерного   и материального успеха тех, кто меньше знает, но больше шумит.  Какие   художественные   приемы,   свойственные   сатире,   наиболее   активно использованы в этом рассказе? Какие из них так же активно использовал в своей сказке Щедрин? Марк Твен, активно используя гиперболу в сочетании с фантастическим началом, доводит изображение до гротескного. Прием гротеска используется также и в прочитанной   нами   сказке   Салтыкова­Щедрина   «Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух генералов прокормил».   5. Итоги урока. Оценивание ребят. 6. Домашнее задание: Ответить на вопросы 1­4 второго уровня. Изучить материал учебника ­  стр.27­29

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

Урок литературы в 7 классе по теме: "М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017