Это урок поэзии, посвящённый бессмертному подвигу воина-освободителя. Урок, на котором дети читают стихи военных лет, анализируют их. Слушают песни в исполнении артистов, а также стихи, которые читают мастера слова. и сами авторы. Видеоролик- документальные страницы фронтовых лет и минута молчания - делают урок эмоциональным и познавательным.Классный час посвящён памяти Пушкину - лицеисту. Учитель предлагает детям в интересной форме прикоснуться к лицейскому периоду жизни поэта.Это мероприятие играет большую роль в формировании личности школьника-подростка, в становлении его характера.
кл.час лицей не кончается 4.docx
Классный час.
"Лицей, который не кончается".
Слайд 1. Друзья. Преподаватели.
… А еще быть похожими на лицеистов в главном; они были
убеждены: самое худшее в жизни это потерять честь, совершить
недостойный поступок хуже смерти.
1 ведущий
Самыми близкими друзьями для Пушкина были Пущин, Дельвиг и
Кюхельбекер. С ними юного Пушкина связывало единство вольнолюбивых
мыслей, страсть к поэзии, предчувствие, что за стенами Лицея их ждут
грозные судьбы.
Слайд 2.
Иван Пущин. (Иван Пущин, "Большой Жанно", Иван
Великий).
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
.... Поэта дом опальный
О, Пущин мой, ты первый посетил
Ты усладил изгнанья день печальный.
Ты в день его Лицея превратил.
(впоследствии декабрист осужден на каторжные работы более чем на
20 лет).
Слайд 3.
Кюхельбекер. (Вильгельм Кюхельбекер "Кюхля").
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.
(Декабрucm. Десять лет проведет в тюрьмах и крепостях. Будет сочи
нять стихи, пересылать их Пушкину).
Слайд 4.
Дельвиг. (Антон Дельвиг, "Тося").
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив, ты поэт.
(Впоследствии один из лучших российских издателей, известный поэт).
Слайд 5.
2 ведущий. Пушкинский выпуск дал России славные имена. Помимо
названных, это еще и декабрист Владимир Вальховский, близкие к декаб
ристам Александр Бакунин, Александр Корнилов, погибший за свободу
Греции Сильверст Броглио... Не случайно пушкинский выпуск считался
впоследствии "рассадником свободомыслия", а само понятие "лицейский
дух" символом бунтарства и вольнолюбия, приведшего к восстанию
декабристов.
1 ведущий. А что же представляли собой преподаватели Лицея, сумевшие
приобщить своих воспитанников ко всем завоеваниям эпохи Просвещения?
Пушкин.
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Слайд 5.
2 ведущий. Преподаватель словесности Кошанский.
Пущкин. Как теперь вижу класс Кошанского, когда, окончив лекцию, профес
сор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожа
луйста, розу стихами".
Наши стихи вообще не клеились. А Пушкин мигом прочитал два
четверостишья, которые всех ВОСХИТИЛИ.
Пушкин.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори: Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею
И на лилею
Н а м укажи.
Слайд 7.
Пушкин.
Были и смешные случаи: получив задание описать восход солнца в
стихах, туповатый Мясоедов поражает всех первой строкой:
Блеснул на западе румяный царь природы...
Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, Пушкин
приделывает окончание:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумленные народы
Не знают, что начать;
Ложиться спать или вставать.
1ведущий. Надо сказать: все профессора смотрели с благоговеньем
на растущий талант Пушкина. В Лицее он почувствовал себя поэтом (стихи
начали печатать с 13летнего возраста).
2 ведущий. В математическом классе вызвал его раз Карцев к
доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал какието формулы. Ларцов спросил его наконец:
"Что же вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил:
"Нулю", "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулём.
Садитесь на место и пишите стихи".
Спасибо Карцеву, что он не вел войны с его поэзией.
1ведущий.
Куницына, который преподавал логику, психологию, право, финансы.
Охотнее всего Пушкин занимался в классе профессора
Слайд 8.
Пушкин.
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницин
Приветствием меж царственных гостей.
2 ведущий. Любовь к славе и Отечеству, говорил Куницын, должны быть
вашими руководителями!.. Именно Куницыну послал Пушкин впоследствии
свою "Историю Пугачевского буша" с благодарственным посвящением:
Пушкин
Купицыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...
1 ведущий. Александр Петрович Куницын. Самый вольнодумный, самый
образованный, смелый из лицейских педагогов. Как всегда подобранный,
подтянутый, звучным голосом вел урок.
Куницын (историк).
Господа! Я проходил но коридору и стал свидетелем безобразной
сцены. Один из вас позволил себе ударить старого служащего! Господин
Мясоедов, я вас имел в виду, встаньте! 2 ведущий. Упитанный, красноликий сын сенатора поднялся со своего
места. Он был из безнадёжных, этот Мясоедов, которого на карикатурах
рисовали с ослиной головой.
Куницын.
Наш Лицей привилегированное учебное заведение, в котором
отменены телесные наказания. Но вы заставили меня пожалеть об этом.
Господин Пушкин, встаньте.
1 ведущий. Пушкин с удивлением поднялся со своего места.
Куницын.
Господин Пушкин, вам принадлежит прекрасное стихотворение на
латинскую тему, обращенное к Лицинию, Соблаговолите прочитать эти
строки: «О Рим! О гордый край разврата». Прочитайте, это весьма
поучительно!
Куницин.
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Садитесь, господин
Пушкин. Вы не числитесь у меня в классе среди первых. Но я знаю: вы
лучше других усвоили суть того, чему я учу…
1 ведущий. Были в Лицее и фигуры совсем иного рода: шпионы,
ханжи, агенты тайной полиции. Жить в царской России и быть свободным от
неё оказывалось невозможным. Все эти отрицательные качества ярко
сочетались в надзирателе по учебной части и нравственной части Мартыне
Пилецком.
Он особенно пристально следил за Пушкиным.
2 ведущий. Из записной книжки Пилецкого:
"Ноябрь 1812 года. Наш юный поэт отличился следующим образом:
ч.18го толкал Пущина и Мясоедова, повторяя им слова, что если они
будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вы
вертываться умею... ч.21го за обедом начал громко говорить, что Вальховский господина
инспектора боится, а мы говорит, шалуны, его увещеваниям смеемся.
Вообще господин Пушкин вёл себя все следующие дни смело и ветрено.
1 ведущий. Так с юных лет Пушкин немало хлопот доставлял надзирателям.
Мартын Пилецкий настолько восстановил всех лицеистов против себя, что
они коллективно потребовали его удаления. В этом "бунте" не последнюю
роль играл Пушкин.
Лицей стал купелью гения Пушкина, почему из стен его вместе с
поэтом вышло столько людей незаурядных, столько характеров
^сильных, умов блистательных.
2 ведущий. Состав преподавателей мало изменился и в последующие
годы, однако ни один последующий выпуск не сравним с пушкинским.
Демонстрируется слайдовая презентация, «Пушкинлицеист». Используемая литература:
1.А.С.Пушкин. Стихотворение; М; «Художественная литература»;1985.
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Урок литературы в 8 классе "А музы не молчали"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.