Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).
Оценка 4.6

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
27.03.2019
Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).
Цель нашей работы: познакомиться со стихотворением Н. Заболоцкого, понять, о чём оно, найти выразительные средства, которые использует поэт. Очень хочется, чтобы этот урок стал не просто уроком, обучающим детей работать с текстом, понимать его, видеть красоту авторского слова и мысли, сколько уроком человечности, доброты, чуткости.
урок литературы в 8 классе.docx
Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).                      Учитель: Максимчук Ольга Степановна Цель урока: продолжить знакомство  учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, изучить стихотворение «Некрасивая девочка» Задачи урока:        Обучающая:  ­ анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого, подвести  учащихся к пониманию истинной красоты человека;  ­ создать условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности; ­ учить детей находить в тексте средства речевой выразительности.       Развивающая: ­ развивать  умение  анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения; ­  развивать творческое воображение, речь учащихся.       Воспитательная:  ­ воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, коммуникативные качества; ­ научить детей ценить духовную красоту человека.      Оборудование:  ­ презентация; ­ аудиозапись стихотворения «Некрасивая девочка»; ­ карточки с афоризмами о красоте (для работы в группах); ­ плакаты для практической работы «Вверх по лестнице жизни»; ­сердечки для рефлексии; ­ компьютер, проектор, экран. Образовательные технологии: технология развивающего обучения (технология системно­деятельностного подхода) личностно­ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы); здоровьесберегающие (смена видов деятельности); информационно – коммуникационная технология  (использование мультимедийных средств обучения). Ход урока. 1. Орг.момент  ­ Ребята, давайте начнем наш урок с того, что поприветствуем гостей, а чтобы он прошёл интересно, пожелаем себе удачи, успеха и настроимся на работу.    1 Создание эмоционального настроя, переход к новой теме. А начнём мы урок с общения с прекрасным – с музыкой                                                                                    (Мальчик играет на трубе)    ­ Какие чувства  пробудила у вас музыка? – А каким одним словом вы могли бы охарактеризовать эту музыку?  ( каким эпитетом, словом – признаком) Итак… эта музыка ……. какая? Дети: волнующая, тревожная, красивая. ­ Т.е. мы с вами  ощутили, почувствовали от неё удовольствие. ­ Значит, красоту можно услышать и почувствовать Красота – сочетание качеств, доставляющих наслаждение слуху.   ­ Только ли слух может ощущать красивое?  Как ещё мы можем воспринимать красоту? ( Глазами, зрением, её можно увидеть) Красивый – доставляющий удовольствие взору, приятный внешним видом.) ­ Давайте посмотрим  (слайды с   Красотой) 2 Формулировка темы урока ­ Вы, наверное, уже догадались, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  ( о красоте)  Тема урока: «Что есть  красота?»  (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). 3 ­ Какова будет цель нашей работы? (дети формулируют цель) Познакомиться со стихотворением Н. Заболоцкого, понять, о чём оно, найди  выразительные средства, которые использует поэт.                                             Эпиграф урока: …что есть красота                                                                          И почему ее обожествляют люди?                                                                          Сосуд она, в котором пустота,                                                                          Или огонь, мерцающий в сосуде? ­   Стремление   ответить   на   этот   вопрос   побудило   поэта   создать   такое   неповторимое   и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка»  4 Знакомство со стихотворением  «Некрасивая девочка».  Чтение текста учащимся (или запись) 5 Анализ текста. Вопросы по прочитанному: Первичное восприятие ­ Как вы поняли, о каком событии рассказывает поэт в стихотворении?   Проблемный вопрос  ­А теперь подумайте, на сколько частей и чисто визуально (зрительно) и по смыслу делится это стихотворение? (на 2 части). ­ Какие? ­ Почему вы сделали такой вывод? (Смысл: там ­ радость, ликование, смех, счастье; здесь ­ рыдания, ужас, дурнушка, боль, тягость) Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. ­ Как описывает автор девочку?  Какие выразительные средства использует для её описания? напоминает лягушонка (метафора + сравнение = метафорическое сравнение)  худая (рубашонка), (рот) длинен, (зубки) кривы, (черты) остры и некрасивы (эпитеты) колечки (кудрей) ­ метафора. Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки “Лягушка­ царевна”, Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)  ­   Какую   роль   в   описании   девочки   играют   слова   “лягушонок”,   “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)  ­ В чём смысл следующей части стихотворения? Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Зачем автор рассказывает о её приятелях? Почему   мальчики   забыли   про   свою   подругу?  (как   любые   маленькие   дети   –   они немного эгоисты) Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! Какие черты характера девочки проявляются в этом эпизоде? (Девочка искренне рада за мальчишек, мы отмечаем отсутствие “зависти, умысла худого”,   жизнелюбие,   интерес   к   жизни,   оптимизм   умение   разделить   с   другим   его радость ­ те маленькие, важные истины, которые другие уже откинули от себя).  (Девочка счастлива оттого, что счастливы его друзья: «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся». Эта способность радоваться счастью другого возвышает девочку над миром)  В каком значении употреблено слово “худой” в словосочетании “худая рубашонка” и  “худой умысел”? (объяснение, о каком времени идет речь, почему такая радость от  покупки велосипеда). И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Наступления  какого дня боится автор? Почему?   (в мире взрослых часто внешность  играет большую роль в судьбах людей, люди не видят души в человеке) Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о  судьбе девочки). Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,­ Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. Во что же верит автор?  Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Какой прием  использует здесь автор? (метафора).  Что же, по мнению автора, даст девочке силу “переболеть боль”, что главное в ней?  (“младенческая грация души”).  О какой красоте говорит Н.Заболоцкий? (о внутренней, о красоте человеческой души) Какие слова вы считаете главными, самыми важными  в стихотворении? Почему? ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА? СОСУД,                                  ОГОНЬ,    в котором                              мерцающий  ПУСТОТА                            в СОСУДЕ В конце стихотворения автор задает вопрос. Дает ли он ответ на этот вопрос?  (  Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, «что   есть   красота?»,   он     не   оставил   нас   равнодушными   и   заставил   думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу она несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в сосуде», который является символом добра и человечности) 7.      Творческое задание – объяснение смысла афоризмов.   – Людей во все времена интересовал этот вопрос. Я раздам каждой группе карточку с высказыванием   выдающегося   человека.   Это   люди   из   разных   стран,   разных   эпох. Попробуйте объяснить смысл их высказываний. ( Дети обсуждают высказывание, читают, объясняют, остальные соглашаются или спорят, добавляют).  1.«Никакая   внешняя   красота   не   может   быть   полной,   если   она   не   оживлена   красотой внутренней».     (В.Гюго) 2.  «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».   (А.П. Чехов) 3. Есть красота, над которой годы не имеют власти, ­ это красота сердца  (Восточная мудрость    ) ­ Что объединяет эти высказывания? ( Человек не только должен быть красив лицом, но и быть красивым душой, умом) 8.  Практическая работа «Вверх по лестнице жизни». ­ В нашем мире сам человек несёт ответственность за то, чтобы его решения, поступки были мудрыми, достойными. Если не творить самому свою жизнь, то она  как течение реки, понесёт человека по своей воле.  Жизнь ­ как лестница, ведущая в будущее. Перед вами лестница с человеческими недостатками, которые делают нас некрасивыми.  (Зависть, злоба, лживость, гордость…..) Если идти по такой лестнице, то она нас ни к чему не приведёт.  Попробуйте   побороть   недостатки   и   заменить   их   истинными   ценностями,   благодаря которым вы сможете саморазвиваться, приобретёте истинную красоту   (милосердие, доброта, смирение, скромность, благодарность,   уважение, терпение, чуткость,  способность сопереживать). Посмотрите,   какие   разные   у   вас   получились   лестницы.   Не   важно,   какую   ценность   вы поставили в начало, важно, что все они ведут вас к обретению внутренней (душевной) красоты. 9. Рефлексия. Командиры групп в своих карточках отметят работу каждого члена группы, и я выставлю общую отметку. А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, выбрав сердечко, как часть своей души. ­ Если вам всё было понятно и вы довольны своей работой, вложили всю свою душу в урок, то выбираете красное сердечко. ­   Если   что­то   было   не   совсем   понятно   и   хотелось   бы   лучше   поработать,   то выбираете розовое сердечко. ­ Если осталось много «белых пятен», было сложно и работали  не в  полную силу,  то голубое. Свои сердца вы собираете в одно большое доброе сердце (на доске) 10. Слово учителя. ­Ребята,   я   хочу,   чтобы   этот   урок   стал   не   просто   уроком,   обучающим   вас   работать   с текстом,   понимать   его,   видеть   красоту   авторского   слова   и   мысли,   сколько   уроком человечности, доброты, чуткости.  Хочется верить, что вы, став взрослыми, не только никогда не утратите огонёк своей души, но   и   не   позволите   задуть   его   в   других,   что   вы   всегда   будете   стараться   за   внешним разглядеть внутреннее. А я говорю вам большое спасибо за урок и желаю быть красивыми не только лицом, но и своей душой и поступками. 11. Д.З. ответить письменно на вопрос: “Какой  мир  творил  в  своей  душе  Заболоцкий,  какой,  по  его мнению,  мир  должны  мы творить в своей душе?” .

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе: «Что есть красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Урок литературы в 8 классе:  «Что есть  красота?» (По стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019