Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"
Оценка 4.8

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
10.02.2017
Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"
Этот урок разработан на основе произведений в разделе "Писатели улыбаются" по учебнику В.Я. Коровиной, название урока «Журнал «Сатирикон». Рассказ Н. Тэффи "Жизнь и воротник" и «История болезни» М. Зощенко. Их проблематика». Урок разработан с учетом ФГОС. На уроке учащиеся работают с раздаточным материалом, наглядными материалами. прослеживаются метапредметные связи с русским зыком, историей. К уроку разработана презентация.
урок литературы 8 класс по программе Коровина.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Веселовская средняя общеобразовательная школа» Урок  по литературе на тему: «Журнал «Сатирикон». Рассказ Н. Тэффи "Жизнь и воротник" и «История болезни» М. Зощенко. Их проблематика». 8 класс Подготовила: Дакинова Анна Михайловна,                                                 учитель русского языка и литературы,                                                                    МКОУ «Веселовская СОШ» с. Веселое, 2016г. Подготовка к уроку: Учащиеся заранее читают тексты рассказов "Жизнь и воротник" и «История  болезни» без указания автора произведения. Цели урока: формирование знаний о журнале «Сатирикон», о биографии и  творчестве писателей, которые печатали произведения в этом журнале;  выявление проблематики рассказов Н. Теффи и М. Зощенко, повторение  литературоведческих терминов Задачи: ­ приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора;  ­ научить детей понимать настоящий юмор, жесткую сатиру, видеть, с  помощью каких художественных средств создается автором сатирическое или юмористическое; ­ воспитывать любовь к творчеству российских писателей. Оборудование: Портреты  Н.А. Лохвицкой (Тэффи), С. Черного, А. Аверченко,  М. Зощенко;  выставка книг, стенд «Сатирикон» в лицах»,  листы бумаги А3,  клей,  фломастеры, тетради, словари лингвистических терминов. Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Тип урока: комбинированный Ход урока I. Знакомство   с   детьми.   Создание   микроклимата,   делового   общения   на уроке. Обозначение целей урока. У: Бонжур! Гуд дей! Мендут! Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. На каком языке  не прозвучало бы приветствие,  я  желаю вам здоровья, хорошего настроения и успехов. А для того, чтобы наше настроение улучшилось,  давайте подарим самые светлые улыбки друг другу и нашим гостям.       ­  Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   с   новыми   авторами     и   с   новыми понятиями при изучении их произведений; постараемся выявить проблематику рассказов, которые вы прочитали, через анализ текста. ­ Ну, что, поработаем?! II. Актуализация знаний. У: Прежде чем начать работу, давайте определим тему урока. Для этого я прошу вас, ребята, подойти ко мне. Вам необходимо выполнить задание:  Составить   слово   из   букв,   распределив   их   под   цифрами   в   алфавитном порядке. (САТИРИКОН) У: Правильно! Молодцы! Это название журнала. О чем вам говорит его название? Что вы прочитаете в таком журнале? (Ответы детей) У: Давайте в этом убедимся. Перед вами лежат страницы журнала. Рассмотрите их. (работа со страницами) III. Введение в тему урока И так, тема нашего урока –«Журнал «Сатирикон». Рассказ Н. Тэффи "Жизнь и воротник" и «История болезни» М. Зощенко. Их проблематика. (слайд1) Сегодня на уроке вы познакомитесь не только с историей журнала «Сатирикон», но и биографией писателей, которые работали и публиковали свои произведения в нем, а также поработаем над произведениями, которые вы дома прочитали.  Наша работа будет состоять из нескольких этапов, по окончанию каждого этапа  мы будем   вывешивать   информацию   на   стенд.   К   концу   урока   у   нас   получится оформленный   стенд,   который   мы   подарим   школьной     библиотеке.   Надеюсь, информация   этого   мини­проекта   привлечет   внимание   к   творчеству   писателей журнала «Сатирикон».  (Лекция учителя о журнале САТИРИКОН (см. приложение 1 )) (слайд 2) IV. Новая тема.  a. Работа с лингвистическими терминами. Наш   журнал   содержит   юмористические   и   сатирические   произведения.   А   кто помнит, что означают понятия ЮМОР и САТИРА (слайд 3). Обратите внимание на сатирические приемы, с некоторыми из них вы знакомы, а какие­то слышите впервые. Давайте вспомним, с чем вы уже знакомы.   ­ Что означает словосочетание Эзопов язык? (гиперссылка) ­ Определение  терминов, с которыми вы не знакомы, запишите в тетрадь,  для этого используйте лингвистические словари или гаджеты. (проверка) b. С. Черный – поэт «Сатирикона». У:  Первым писателем, с биографией и творчеством которого мы познакомимся, будет С. Черный. (Доклад Манхаевой Н., см. приложение 2 Слайд 5) c. Жизнь   и   периодизация   творчества   А.   Аверченко.   (Доклад Байрамкуловой К. см. приложение 3 Слайд 6) У: С жизнью и творчеством главного редактора журнала вас познакомит Карина. V. Физкультминутка. «Гимнастика для глаз» d. Жизнь и творчество Н. Теффи. Работа над рассказом «Жизнь и воротник». У:     Сейчас   я   перечислю   вам   некоторые   интересные   факты   из   жизни   одной писательницы. 13­летней  девочкой  ходила к Л.Н.  Толстому просить  за князя Андрея, чтобы   тот   не   умирал…   Но   от   волнения   не   смогла   внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф; Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин; Е. Шварц  называл её "королевой русского юмора"; Саша   Чёрный   писал:   "Аполлон   сжалился   и   послал   нам   _________.   Не женщину­писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".   ­  Это Надежда Александровна  Лохвицкая. Псевдоним Тэффи. С биографией и творчеством   которой   вас  познакомит   Семянова   Софья  (слайд   №   7  см. приложение 4). У: Сегодня на уроке мы поработаем над  проблематикой рассказа Н. Тэффи "Жизнь и воротник" У:   Впервые   рассказ   вошёл   в   сборник   "Тонкая   психология",   в   котором   были опубликованы произведения 1904­1911 г.г. Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником? (Предположения детей) У: В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. (слайд № 8) ­ Вспомните, каким воротничок был сначала?   требовал­­­­ (просто   требовал, властвовал­­­­а потом стал подлым)   крахмальная   дрянь­­­­укреплялся­­­­ ­ Меняется ли героиня на протяжении рассказа? Как бы вы изобразили жизнь Оли с помощью линии? (по наклонной плоскости) ­ Поработаем в группах. (Слайд №9  один щелчок) Выпишите опорные фразы, характеризующие   Олю  Розову  саму  по  себе,  её  чувства,  переживания,  мысли   (1 группа) и поведение, слова под влиянием воротника (2 группа). Оля Розова сама                                     С воротником Женщина честная На душе беспокойно и жутко Бледная и смущённая Говорила, заикаясь Рыдала и молилась Было хорошо Но   не   останавливаться   же   на полпути Распутство Только­то? Они пили ликёр, говорили пошлости и целовались Где была? Со студентом болталась! Громко свистнула. Не находила выхода Господи! Куда я попала? Чуть не заплакала от стыда и обиды ­Что получилось? (зачитывание записей в тетрадях) щелчок 2 ­ Какой вывод можно из этого сделать? (героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах) ­ Символом чего выступает воротник? (символ человеческих слабостей) ­ Олечка Розова потеряла всё. Во имя чего? ­ Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь? (всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником) ­ Кто виноват в случившемся? e. Биография   и   творчество   М.   Зощенко.   Работа   над   рассказом «История болезни». У:  Происхождение фамилии этого писателя весьма странное. Это интересовало и самого   писателя.   Он   даже   вступил   в   переписку   с   дальними   родственниками, которых   не   знал   и   отыскал   только   затем,   чтобы   с   их   помощью   выявить   свою родословную.   Однако   двоюродные   и   троюродные   родственники   помочь   ему   не сумели.   Тогда   он   “зарылся”   в   семейный   архив.   И   вот,   наконец,   чудо!   Один   из предков будущего писателя был архитектором из Италии, работал строителем в России, принял православие  и получил  при крещении  имя Аким и фамилию  по профессиональной   принадлежности:   зодчий   ­   Зодченко.   А   потом   уж   пошло: Зощенко… (доклад Шамота В., см. приложение 5 ) Слайд №10 У: Дома вы читали рассказ «История болезни». Ответьте мне на вопросы: Слайд №11 1. Кто   ведёт   повествование   в   рассказе   «История   болезни»?   Что   вы   можете сказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?  2. Против чего направлен пафос рассказ? 3. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего. 4. Подумайте, каким правильнее назвать рассказ М. Зощенко – юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения. 5. Какую   функцию   в   рассказе   Зощенко   выполняют   следующие   слова   и выражения:   «чуть   у   него   пар   изо   рту   не   идет   от   жара»,   «набуровим   вам воды», «поднимаете тарарам», «распотроню». У:  Профессор   В.   Виноградов   написал   тракт   «Язык   Зощенко».   «Пестрый   бисер вашего   лексикона»   показался   своеобразным   и   ценным.     Это   живая,   свежая, неподдельная речь, которая звучит  на базарах, в трамваях, в очередях, на вокзалах, в банях»        Зощенко первый из писателей ввел в литературу внелитературную речь и стал свободно ею пользоваться.  VI. Закрепление пройденного материала. У: Итак, мы хорошо поработали, многое узнали, проработали и проанализировали тексты   произведений.     Теперь   закрепим   знания   с   помощью   приема   «Фишбоун». Слайд № 12 1   группа   работает   над   рассказом   «История   болезни»,   вторая   –   над   рассказом «Жизнь и воротник».  VII. Домашнее задание. Разноуровневые задания: 1 уровень  ­ прочитать рассказ А. Аверченко и подготовить пересказ (на выбор) 2 уровень – Написать отзыв к рассказу «История болезни» или «Жизнь и воротник» 3 уровень – Составить вопросы по приему  «Ромашка Блума». Слайд № 13 VIII. Итог урока. Рефлексия. Оценивание. У: ­ С творчеством каких писателей вы познакомились на  уроке? ­ Что нового вы подчерпнули из их произведений? ­ Какой вывод сделали? У:  Посмотрите   какой   стенд   у   нас   получился.   Вам   понравился   продукт   вашего труда? Как вы думаете, другие ребята найдут полезную информацию на стенде? ­Значит, мы не зря поработали! Спасибо всем за работу. Заключительное слово учителя слайд №14 Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство – Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь, как человек.  (  Б. Окуджава) Слайд № 15

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"

Урок литературы в 8 классе к разделу "Писатели улыбаются"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017