Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
Детсад—8 кл
14.01.2017
Задачи:
сформулировать проблемный вопрос урока;
найти ответ на поднятую проблему;
сделать выводы и связать их в монологическое высказывание.
Все этапы урока были нацелены на реализацию целей и задач занятия.
В начале урока был поставлен проблемный вопрос, и весь урок был построен как ответ на заявленную проблему.
Технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного обучения.
Методы, используемые на уроке:
словесные;
наглядные;
частично – поисковые.
В конце урока учащиеся сформулировали понятие «обломовщина», ответили на проблемный вопрос урока, связали изучаемый материал с современной жизнью.
Урок литературы в 8 кл. После бала Л.Н.ТОлстой.doc
1.
Организационный
этап.
Здравствуйте, ребята!
Я рада вас сегодня видеть на уроке.
Учитель отмечает отсутствующих, проверяет
готовность учеников к уроку.
Установление атмосферы
доверия, взаимопонимания.
II.
Этап подготовки
учащихся к
активному
сознательному
усвоению знаний.
1. Викторина.
«Погружение» в текст.
Давайте в начале урока проведём литератур
ную разминку, проверим, насколько хорошо вы
знаете текст рассказа Л. Н. Толстого «После
бала».
1. О ком эти строки?
а) «Она и в 50 лет была замечательная
красавица. Но в молодости, восемнадцати лет,
была прелестна…»
б) «Был очень красивый, статный, высокий и
свежий старик. Лицо у него было очень
румяное, с белыми, как у Николая 1, подвитыми
усами…»
в) «В бархатном пюсовом платье, в брильянтовой
фероньерке на голове и с открытыми старыми,
пухлыми, белыми
Варенька Б., дочь полковника.
Отец Вареньки, Пётр
Владиславович.
Хозяйка дома, где проходил
бал. плечами…»
Продолжаем викторину.
2. Умеете ли вы подмечать детали текста?
Что вы можете рассказать об этих предметах?
Учитель показывает ученикам вещи:
а) замшевая перчатка; б) пёрышко от веера;
в) розовый пояс.
Молодцы! Вы внимательно прочитали рассказ.
Ученики высказываются о том,
где в рассказе они наблюдали
эти детали текста.
2. Формулировка
темы и цели урока.
Сегодня мы проводим с вами заключительный
урок по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
Как вы думаете, какие задачи мы должны
решить на этом уроке?
Правильно. Мы должны провести идейно
художественный анализ произведения.
III. Этап усвоения
новых знаний.
Определить основные идеи
произведения.
Выявить художественные
особенности рассказа.
Учащиеся самостоятельно
определяют задачи урока.
1. Аналитическая
беседа.
Давайте обратимся к анализу рассказа.
Какое событие описано в нём?
В рассказе описывается
история любви Ивана
Васильевича к Вареньке Б. 2. Художественное
чтение отрывка
Как начинается рассказ Ивана Васильевича?
Ученица читает наизусть
отрывок из рассказа.
А было то, что был я сильно
влюблён. Влюблялся я много
раз, но это была самая моя
сильная любовь. Дело прошлое,
у неё уже дочери замужем…
Это была Б…, да, Варенька Б…
Иван Васильевич назвал
фамилию. – Она и в пятьдесят
лет была замечательная
красавица. Но в молодости,
восемнадцати лет, была
прелестна: высокая, стройная,
грациозная и величественная,
именно величественная.
Держалась она всегда
необыкновенно прямо – как
будто не могла иначе, откинув
немного назад голову, и это
давало ей, с её красотой и
высоким ростом, несмотря на её
худобу, даже костлявость,
какойто царственный вид,
который отпугивал бы от неё,
если бы не ласковая, всегда
весёлая улыбка и рта, и
прелестных, блестящих глаз, и
всего её милого, молодого
существа. 3. Аналитическая
беседа.
Каким Иван Васильевич был в молодости?
Он был студентом в
провинциальном университете.
Был весёлый и бойкий малый,
да ещё и богатый. Катался с
гор с барышнями, кутил с
товарищами, любил вечера и
балы.
Какие чувства испытывает молодой человек на
балу у губернского предводителя?
Он очень счастлив. Он
влюблён. Всё вокруг кажется
ему прекрасным.
Найдите строки, в которых автор
подчёркивает состояние героя.
Я был не только весел и
доволен, я был счастлив,
блажен, я был добр, я был не я,
а какоето неземное существо,
не знающее зла и способное на
одно добро.
Вас охватывали те же чувства, когда вы
читали эти строки?
Да.
А как Л. Н. Толстому удалось так описать
сцену бала, что спустя 100 лет после написания
рассказа вы продолжаете волноваться, читая эти
строки?
Послушайте, Юля поработала с текстом и
подготовила сообщение о том, какие языковые
средства использует автор, создавая картину
бала. В рассказе «После бала», в
первой его части, Л. Н. Толстой
использует прилагательные,
обозначающие цвет. Это белый
цвет платья Вареньки, её
лайковых перчаток, атласных
башмачков. Это белые усы
полковника и розовый пояс на
платье героини рассказа.
В рассказе звучит музыка:
мазурка, кадрили, вальсы,
польки.
Некоторые слова и выражения
писатель повторяет несколько
раз (белое платье с розовым
поясом; ласковые, милые глаза
Вареньки; высокая, статная
фигура полковника и др.)
Таблица способствует
лучшему запоминанию
информации.
4. Сообщение
ученицы.
5. Таблица
«Художественные
особенности
рассказа Л. Н.
Толстого «После
бала»
Итак, вы видите, что писатель, создавая
картину бала в рассказе, использует следующие
языковые средства:
1. Цветопись (белый и розовый цвет создают
ощущение мажорности, счастья).
2. Звукопись (мазурка, кадрили, вальсы, польки –
весёлая, живая музыка).
3. Повторное называние предметов, явлений,
повторы слов.
4. Строгий отбор лексики (отсутствие метафор,
(отсутствие фразеологизмов, редкие сравнения).
Это характерные толстовские приёмы. Если вы
откроете любое другое произведение писателя,
то увидите эти средства художественной
выразительности. 6. Аналитическая
беседа.
Что более всего умиляло Ивана Васильевича
во внешности, в одежде Петра Владиславовича?
Отец Вареньки был очень
красивый, статный, высокий и
свежий старик. Лицо у него
было очень румяное, с белыми,
а ля Николай 1 подвитыми
усами, белыми же,
подведёнными к усам
бакенбардами и с зачёсанными
вперёд височками, и та же
ласковая радостная улыбка, как
и у дочери, была в его
блестящих глазах и губах.
Домодельные опойковые
сапоги. «Чтобы вывозить и
одевать дочь, он не покупает
модных сапог, а носит
домодельные», подумал герой
рассказа.
Внимание к деталям текста
приучает к вдумчивому
чтению.
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.