Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Говорят, она улыбается". Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка" Цели урока: 1. Продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать своё отношение к прочитанному; 2. Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка. 3. Воспитывать в ребятах бережное отношение к культурным ценностям, осознание необходимости их сохранения. Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский. Предварительная работа: • учащиеся должны прочитать рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»; • найти в словаре и выписать значение слов «цивилизация», «культурные ценности»; • подготовить выразительное чтение отрывка. (индивидуальное задание)
Иконка файла материала Говорят, она улыбается.doc
"Говорят, она улыбается". Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка" Цели урока: 1. Продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную  мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные  средства и определять их роль в тесте, выражать своё отношение к прочитанному; 2. Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а  также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка. 3. Воспитывать в ребятах бережное отношение к культурным ценностям, осознание необходимости их  сохранения. Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский. Предварительная работа:    учащиеся должны прочитать рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»; найти в словаре и выписать значение слов «цивилизация», «культурные ценности»; подготовить выразительное чтение отрывка. (индивидуальное задание) Вопросы для чтения: 1. Какова тема и основная мысль произведения? 2. Где и когда происходят изображённые в нем события? 3. Как вы понимаете название рассказа? 4. Кто является главным героем? Сгруппируй всех персонажей произведения относительно него. 5. Какое место в рассказе произвело на вас наиболее сильное впечатление? 6. Чем обогатило вас произведение? Над какими вопросами заставило задуматься? Работа в группах:    1 группа опишет город будущего, приведя примеры из текста. 2 группа подберет примеры из текста и расскажет о «праздниках» людей будущего. 3 группа расскажет о героях рассказа и сгруппирует их относительно главного героя (ближе к нему или  дальше) Оформление урока: презентация, раздаточный материал.  Ход урока I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя, постановка цели На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Роберта Шекли «Абсолютное оружие». В чем особенность  этого рассказа? (Это фантастический рассказ­предупреждение.) Сегодня на уроке мы поработаем ещё над одним фантастическим рассказом «Улыбка». (1 слайд) III. Работа над особенностями жанра фантастики – Но сначала давайте вспомним об особенностях фантастических произведениях. – Итак, что такое фантастика? (Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский  вымысел создает особый, нереальный мир. 2 слайд)– Какие основные черты фантастических произведений вы запомнили? (Высокая степень условности,  произведение строится на вымышленном сюжете, в нереальном мире фантастики угадывается реальная  человеческая жизнь). – Откуда черпает материал фантастика? (Истоки фантастики в миротворческом народно­поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика использует и обновляет постоянные  мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности.) – Что вы знаете о научной фантастике? (Этот термин утвердился в начале 20 века. Научная фантастика  предложила множество вероятностных моделей будущего, в том числе и негативных. Утопия – описание жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Антиутопия – изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением  общества.) – Вы назвали рассказ Р. Шекли – рассказом­предупреждением? Почему? О чем он нас предупреждает? (Он  предупреждает нас о том, к чему могут привести беспрерывные войны и развитие военной техники) IV. Аналитическая работа по тексту рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» – К сегодняшнему уроку вы читали рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»? Какое впечатление он на вас произвел?  Можем ли мы его тоже назвать рассказом­предупреждением? Послушайте небольшую информацию о писателе. (слайд) Брэдбери Рей (1920) – современный американский писатель­фантаст. В его рассказах и романах звучат  предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Возникают  картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. В своих  произведениях Брэдбери исполнен состраданием к людям, что рождает лиризм его прозы. 1. Где и когда происходят изображённые в нем события? (2061 год, город будущего) 2. Кто является главным героем? Какие герои ещё действуют в рассказе? 3. Где мы встречаемся с героями рассказа? (Люди стоят в очереди в ожидании очередного праздника) 4. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство  жизнью… Но самое главное ­ ненависть к прошлому) 5. Из рассказа мы очень мало узнаем о людях той эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок  вследствие «одной сплошной катавасии». Чтобы найти все­таки приметы того времени, вы дома работали в группах. Послушаем отчет первой группы, которая опишет нам город будущего, приведя примеры из текста. Во что же превратился мир? Как это описывается в рассказе? («..разбитые здания», «…груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх­вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…»,  «запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что­то копошилось среди обломков зданий»;  разбитое здание фермы…)  6. Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его  сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая  природа».) 7. Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях? ( Цивилизация – определенная ступень  развития общества, его материальной и духовной культуры.) 8. Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что  цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов»,  их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней  цивилизации.) 9. Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые,  исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей, символами цивилизации, в то  время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти  людей.)10. Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к  материальной культуре: завод, выпускающий самолёты, автомобили, типография, ­ так и то, что относится  к духовной культуре, ­ книги, живопись.) 11. Это для людей «праздник». Скажите мне значение слова «праздник»? (?) Послушаем отчет группы,  которая готовила рассказ о «праздниках» людей будущего. (Праздники людей будущего – это  «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут всё дело в  ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым») 12. Обратимся вместе к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках. Определите, как передаётся разрушительный характер действий людей «нового общества». (Обратим внимание на  фразы, в которых начало и окончание не соответствуют друг другу: ознаменовать праздник науки  уничтожением последнего автомобиля, считать удачей возможность разбить переднее стекло, взорвать  типографию и потом жить «светлыми» и «счастливыми» воспоминаниями; на глаголы, обозначающие  действия – сжигать книги, громить заводы, взрывать типографию и т.д.) 13. Давайте вернемся к героям рассказа. Перечислите их. Третья группа расскажет о героях рассказа и  сгруппирует их относительно главного героя (ближе к нему или дальше). 14. Теперь обратимся к самому важному эпизоду – эпизоду уничтожения картины. Пришедшие на этот  праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? (Большинство ненавидит  цивилизацию, то есть стремятся к полному её уничтожению. Один человек из очереди, реплики которого  очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её  терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…») 15. Какие хорошие стороны прежней цивилизации имел в виду этот человек? (Обратить внимание на фразы  «человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».) Проверьте, то ли место он занимает  в группировке персонажей, предложенной 3 группой ребят. 16. Что отличает Тома от других персонажей? (Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришёл в  город и стоит для того, чтобы принять участие в «празднике», и это уже не первый праздник в его жизни  («наши праздники»). Но в то же время Том наделён воображением: он «словно услышал, как стекло  рассыпается сверкающими осколками». Он трижды пытается завязать беседу о портрете, и первое, что он произносит: «Говорят, она улыбается». Это нас готовит к тому, что он в этот раз, возможно, поступит  иначе. Он «человек с душой».) 17. Как это отличие подтверждается в деталях пейзажа и портрета? (Анализ художественных средств: а). В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой преобладают серые тона. Она связана с  описанием мира, в котором разворачивается действие («…пять часовутра… за выбеленными инеем  полями…нигде не было огней… клочьями висел туман».) Другая связана с описанием Тома или с тем, что  и как он видит. Там цвета яркие (Мальчишка притоптывал на месте и дул на свои красные, в цыпках  руки…».) Даже там, где не говорится о цвете прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер…»); б). Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина  внутреннего мира Тома: «Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали  между собой… звук голосов казался вдвое громче», «Резкий звук рвущегося холста…Толпа выла… Один Том стоял притихший в стороне», он слышит внутри себя музыку.) 18. Итак, ожидание подошло к концу: «Наконец и они вступили на на главную площадь. Огороженное  пространство было в самом центре площади. Том, Григсби и все остальные, копя слюну, продвигались  вперёд – шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. Сердце Тома билось часто­часто, и земля жгла его босые пятки. – Ну, Том, сейчас наша очередь, не зевай! (Слайд презентации с картиной и выразительное чтение отрывка рассказа Том замер перед картиной, глядя на неё. – Ну, плюй же! Живее! У мальчишки пересохло во рту. – Том, давай! Живее! – Но, – медленно произнёс Том, – она же красивая!– Ладно, я плюну за тебя! Плевок Григсби блеснул в лучах солнца. Женщина на картине улыбалась таинственно­печально, и Том,  отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка. – Она красивая, – повторил он… – Как её звать, сэр? – тихо спросил Том. – Картину­то? Кажется, «Мона Лиза»… Точно: «Мона Лиза».) Джоконда… Прошло уже более четырех столетий, как Леонардо да Винчи создал эту картину, а люди до сих пор не устают любоваться вечно живым шедевром знаменитого итальянского художника. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются и с  мерным музыкальным аккордом пальцев, и со складками одеяния, и с легкой накидкой на плече Моны  Лизы. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице ее едва играет  улыбка, которая приковывает к себе. Эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает все тело  этой женщины и ее высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань  платья с золотистыми переливами и дымно­изумрудное марево неба и скал. Эта женщина с ее взглядом и едва заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или  предчувствует что­то нам еще недоступное. 19. Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение) Обратимся к сцене уничтожения  картины. Что мы видим, зачитайте. Как ведёт себя Том в этой сцене? (Вначале Том становится  невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил  клочок лоснящегося холста, дернул и упал…) Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из  толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула  к груди кусок холста, пряча его…»  20. Подберите слово, которое наиболее точно определяло бы то, что было совершено толпой. (Вандализм –  бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.  Вандал – разрушитель культуры.) 21. А что такое культура и культурные ценности? (Культура ­ совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культурные ценности – это исторические памятники, произведения  искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов) запись в тетрадь. Приведите примеры известных вам культурных ценностей. 22. До знакомства с рассказом Р. Брэдбери мы говорили о необходимости различать военные объекты и  объекты, которые не служат непосредственно военным целям. Как ты думаешь, почему в источниках  международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во  время войны? (Ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для  культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ внрсит свой вклад в мировую  культуру. В ходе Второй мировой войны культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб и  современное развитие военной техники создает реальную угрозу их разрушению в случае возникновения  новых вооруженных конфликтов.) V. Подведение итогов и домашнее задание. – О чём же предупреждает нас своим рассказом Р. Брэдбери? Какую идею он хотел донести до читателя? Для  того чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте узнаем, что же было с Томом после праздника. ( Том  возвращается домой, где ждут его только пинки и грубые крики родных, он ложится…) Выразительное чтение финальных строк произведения: Том дышал уже ровнее. Кругом царила тишина. Рука его была плотно­плотно прижата к груди. Полчаса лежал он так, зажмурив глаза. Потом ощутил что­то: холодный белый свет. Высоко в небе плыла луна, и маленький квадратик света полз по телу Тома. Только теперь его рука ослабила хватку. Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, Том  поднял её. Он помедлил, глубоко­глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок  закрашенного холста. Мир спал, освещённый луной. А на его ладони лежала Улыбка. Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова:«Улыбка, чудесная улыбка…» Час спустя он всё ещё видел её, даже после того, как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова  во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят  безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру. Подведем итоги. Писатели­фантасты своими произведениями предупреждают нас о возможной гибели цивилизации в связи с  неразумным употреблением её прогресса. Это может привести к гибели культуры и даже всей цивилизации. И в  мир будущего, который мы строим сегодня, нужно брать не военные достижения, а все самое прекрасное, что  создано человечеством – культурное наследие. Искусство во всех его формах имеет огромное влияние на  нравственное развитие людей, оно воспитывает в людях любовь к добру, к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни. В рассказе Брэдбери «Улыбка» Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. Знакомо ли  вам подобное состояние? Были ли у вас такие случаи, когда произведение искусства: картина, скульптура,  архитектурное сооружение – произвели на тебя сильное впечатление? Д/З: 1. По желанию подготовиться рассказать в классе о том, чем именно затронуло вас лично то или иное  произведение искусства. 2. Подготовить письменный рассказ (желательно с иллюстрацией) о каком­либо произведении искусства,  которое находится в нашем городе. 3. Сделать письменный вывод по проблеме отношения к культурным ценностям (в. 10 на стр. 47) А теперь давайте ещё раз вернёмся к картине, которая произвела такое впечатление на мальчика из  будущего. (слайд)

Посмотрите также