Урок литературы в 9 классе
Оценка 4.7

Урок литературы в 9 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
24.04.2018
Урок литературы в 9 классе
Урок литературы в 9 классе по творчеству А.С.Есенин «С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». Тема России. Сквозные образы в лирике поэта» Тип урок комплексного применения знаний
1.«С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема России – главная в есенинской поэзии(Заиченко Е.В,).docx
Заиченко Екатерина Владимировна,  учитель  МБОУ «Жанаталапская основная общеобразовательная школа» Название предмета  Литература Класс 9 УМК «Литература» под редакцией В.Я.Коровина 2006 Уровень обучения  базовый Тема урока «С. А. Есенин. Слово о поэте.  Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…»,  «Гой ты, Русь моя родная…»,  «Край ты мой заброшенный…»,  «Разбуди меня завтра рано…».  Тема России. Сквозные образы в лирике поэта» Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2ч Урок литературы в 9 классе по творчеству А.С.Есенин «С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». Тема России. Сквозные образы в лирике поэта» Тип    урок комплексного применения знаний Цель урока:  Подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины в ранней  и поздней лирике С.А. Есенина через анализ поэтического текста  Раскрыть индивидуальность образа Родины Задачи: образовательные: 1. Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве, о  зарождении и формировании его творческого таланта; 2. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения; 3. Выявить особенности художественного мира С.А.Есенина, поэтического  мастерства, воссоздать характер лирического героя. развивающие: 1. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина; 2. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений  поэта; 3. Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной  активности воспитательные: 1. Воспитание чуткого восприятия поэтического слова, духовно­нравственной  культуры, патриотических чувств к родине 2. Пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки Методы работы: проблемный, частично­поисковый, аналитическая беседа, метод  самостоятельного познавательного действия Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная Виды читательской деятельности на уроке: диалог, монолог, определение тропов, выразительное чтение Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо Оборудование: 1. Мультимедиа для учителя 2. Аудиозапись  «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано…» 3. Аудиозаписи: романс «Клен ты мой опавший..», песня «Над окошком месяц...». Планируемые результаты: 1.Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к   совершенствованию собственной речи. 2.Предметные: осуществлять анализ и синтез, выразительно читать стихотворения. 3. Метапредметные: развивать предметную компетенцию: навыки выразительного  чтения, устной и письменной монологической речи. Предварительное домашнее задание: Ознакомьтесь с поэтическим наследием Сергея Есенина, при чтении стихотворений  обратите внимание на черты стиля мастера, мотивы. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя  родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила  роща золотая...». Одному ученику из каждой группы дается задание – подготовить выразительное чтение  наизусть определенного стихотворения, которое будет анализироваться этой группой на  уроке (стихи обязательно должны звучать на уроке)  « Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть. Нет поэта без Родины…». Эпиграф урока:  С. Есенин. 1. Оргмомент. Ход урока Создание лирического эмоционального фона. На экране портрет С.Есенина звучит   фрагмент из песни. (Звучит романс «Клен ты мой опавший..» ) ­Можно ли определить ее автора? Лирическое вступление читает учитель: Сергей Есенин. Это имя­ В лесах родной моей России В березах нежных и осинах, В лугах из зелени весенней, В стихах твоих ­ Сергей Есенин! 2.Слово учителя. Итак, сегодня мы поговорим о великом поэте начала 20 века, сумевшем покорить сердца всех современников и потомков – мы говорим о Сергее Есенине. 1. Целеполагание, тема урока. «Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть. Нет поэта без Родины…»­ говорил Есенин. Опираясь   на   эпиграф,   постарайтесь   сформулировать   тему   и   цели   урока   (изучение творчества   поэта,   рассмотрение   темы   родины,   чтение   и   анализ   стихотворений Есенина о Родине) (Учитель уточняет тему и цель урока. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.) 2. Введение в тему. Слово учителя. Посмотрите на даты: 1895­1925. 30 прожитых поэтом на этой земле лет. Много это или мало? В Закавказье, где не раз бывал Есенин, в старину говорили: 30 лет человек учится, 30­ путешествует, 30­ должен рассказать и написать о том, что видел и слышал, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба ­ подтверждение другого изречения :«Жизнь ценится не за длину». Сообщение на тему: «Страницы жизни и творчества поэта»(выступление ученика) ­ Какие факты биографии поэта вас поразили, тронули? – Что известно о первом сборнике стихов поэта? Основной проблемный вопрос урока: проследить, как создаётся образ Родины Есениным в стихотворениях раннего периода, выявить сквозные образы в лирике поэта. Учитель: Родина. Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово: и «роса», и «сила», и «синее что­то…». Красота и приволье полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие пески   за   околицей   ­   все   эти   впечатления   станут   его   стихами   и   поэмами.   Это   песнь задушевная о великом и вечном – о России. ­ Слушание аудиозаписи «Гой ты, Русь, моя родная..» Какое впечатление произвело на вас это стихотворении?  Какое настроение оставило стихотворение? Какие картины возникли в вашем воображении? Что затрудняет понимание текста? (устаревшие слова) Словарно­лексическая работа. (проводится с раздаточным материалом) Учитель:   Мы   не   раз   говорили,   как   поэт   всегда   воспринимал   природу   России     чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке...», «Словно белою   косынкой   подвязалася   сосна»,   «Отговорила   роща   золотая   березовым,   веселым языком...». Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы —   одна   из   самых   характерных   особенностей   есенинской   лирики.   Есенин   считал   себя певцом   русской   деревни,   продолжателем   традиций   крестьянской   поэзии.   Он   с   болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую. Есенину выпало жить и творить в пору великих социальных перемен, которые пережила наша   страна.   Сергей   Есенин   отнесся   к   революции   сочувственно,   с   «крестьянским уклоном». Недоверчиво относился ко всему новому («Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»)   Давайте прочитаем одно из ранних стихотворений С.Есенина «Вот уж вечер. Роса…» Учитель: Это стихотворение – одно из самых ранних – очень просто и прозрачно. Написано на   основе   хорея,   звучит   почти   как   речитатив.   Рифмуются   только   2­ая   и   4­ая   строки. Эпитеты в стихотворении непритязательны, сравнения просты. Кажется, что стихотворение написал начинающий, совсем ещё неопытный поэт. И вместе с тем чувствуется  в этих строках единство образного, художественного мироощущения Есенина. ­ Слушание аудиозаписи «Разбуди меня завтра рано..» Какое впечатление произвело на вас это стихотворении?  Какое настроение оставило стихотворение? Какие картины возникли в вашем воображении?     ­ Чтение стихотворения  «Край ты мой заброшенный…» Первое прочтение стихотворения ­ Ваше впечатление от услышанного? ­ Чем оно вызвано? ­ Почему в какой момент возникло? 3. Работа в творческих группах (сопровождается фоновой музыкой) Свою работу мы построим в группах ­ у каждой группы – карточки со стихотворениями и заданиями к ним.  Кроме   этого   на   ваших   партах   –   листы   с   фломастерами.   Задача   группы   –   представить презентацию вашего стихотворения, то есть выразительное чтение наизусть, анализ в любой форме – кластер, ассоциативный рисунок, схема (вам помогут вопросы). После выполнения все группы представят свои работы. (работают) 1 группа: Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная..» 2 группа: Анализ стихотворения "Вот уж вечер. Роса…" 3  группа Анализ стихотворения  «Разбуди меня завтра рано….» 4 группа Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный..» 4.Презентация стихотворений. Группы   выступают:   обязательное   присутствие   в   презентациях   ­   чтение   наизусть, анализ (форма по выбору), вывод­кластер  После каждого выступления – совместное обсуждение. Записи вывода в тетрадь. 5.Актуализация полученных знаний.(Аналитическая беседа.) Сравним образ Родины в ранней лирике С.А. Есенина ­Какие образы встретились в  стихотворениях, анализируемых на сегодняшнем уроке ­ Что можно сказать о лирическом герое С.А. Есенина? ­ Близки образы лирического героя и поэта? (В образе лирического героя раскрывается личность автора.) ­ Какие образы рисует поэт? Какие использует изобразительно­выразительные средства? Как работает цвет в стихотворениях С.Есенина? ­ Каковы мотивы, поэтическая идея стихотворения? ­ Чем индивидуален есенинский образ Родины? ­   Обратимся   к   проблемному   вопросу   урока:   проследить,   как   создаётся   образ   Родины Есениным в стихотворениях раннего периода «Гой ты русь моя родная»  ­Сделайте вывод, запишите его в тетрадь. (Сергей Есенин поднялся к вершинам поэзии из глубин народной жизни.  «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства. С первых дней жизни его окружал мир народно­ поэтических образов: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер­ вся эта красота родного края выплеснулась с годами в   его творчестве, полном любви к русской земле. В юное сердце Есенина запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский   дух и кандальный сибирский   звон,   церковный   благовест   и   умиротворенная   сельская   тишина,   веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. Его стихи согреты   огромным   чувством   безграничной   любви   к   Родине.   «Моя   лирика,   ­   не   без гордости говорил Есенин, ­ жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины  – основное в моем творчестве».) 10. Итог урока. ­ А что для вас Родина? Обмен мнениями. «Россия»! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово «роса», и «сила», и «синее что­то». Звучит песня «Над окошком месяц...», отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют…» (из книги «Затеси» или из журнала «Литература в школе» (1989. № 2. ­ С. 40.)) Учитель. «...Плачет тальянка, плачет... Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете. Дальний плач тальянки, голос одинокий... Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина­то? Самого певучего поэта! Не уж ­то и мертвого все его отторгают локтями? Не уж­то и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми   страданиями   своего   народа   и   мучаясь   за   всех   людей,   за   всякую   живую   тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска. Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его... А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью... На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! Шапки долой, Россия! Есенина поют!» 11.Выставление оценок.  Самоанализ своей деятельности и выставление оценок. 12.Рефлексия. Поставь баллы от 3 до 5. Оцени свою работу на уроке____ Какая форма работы на уроке тебе понравилась? Коллективная. Групповая. Индивидуальная. Что тебе понравилось? 13.Домашнее задание : 1) Письменный анализ стихотворения по выбору. 2)подготовит чтение наизусть стихотворений о любви ( на выбор). Спасибо за урок! Всего доброго!

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018