Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Оценка 4.9

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
24.02.2018
Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Губернский город в Мертвых душах Гоголя.doc
Урок литературы в 9 классе «Губернский город в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души»» Разработка учителя русского языка и  литературы, Пальяновой Н.И. Цели: Учебные: в ходе урока подвести учащихся к осмыслению роли глав о чиновничестве и «Повести о капитане   Копейкине»   в   художественной   концепции   романа.   Раскрытие   внутренних   причин бюрократического чиновничьего механизма – воровство, взяточничество, чинопочитание, протекционизм, круговая порука. Продолжить наблюдения над мастерством Гоголя в изображении губернского города (карикатура, подмена человека вещью, гротеск). Воспитательные:   содействовать   нравственному   воспитанию   учащихся   –   воспитывать   в   них ответственное отношение к делу, активную жизненную позицию, приобщать к исследовательской работе. Развивающие:   продолжить   работу   над   развитием   умения   делать   выводы,   анализировать   ответ товарища,   самостоятельно   работать   с   текстом,   решать   проблемные   вопросы.   Способствовать эмоциональному развитию учащихся, познавательной деятельности, мышлению. Виды и  методы работы: Объяснительно­иллюстративный: 1. Беседа по тексту с зачитыванием нужных цитат, цель – формировать умение и навыки учебно­ познавательного характера. 2.   Словарно­орфографическая   работа.   На   доске   записаны   слова:     деталь   –   значимая   подробность, позволяющая   передать   эмоциональное   и   смысловое   содержание   сцены   эпизода;   ирония   –   тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; гротеск – изображение чего­либо в фантастическом, уродливо­ комическом виде, цель – обогатить словарный запас учащихся, уметь употреблять их в устном ответе. 3. Слово преподавателя. Цель – заинтересовать учащихся, подготовить  к следующему этапу урока. 4. Выразительное чтение отрывков (в том числе, по ролям). Цель – развитие творческих  способностей суворовцев. Поисковый – решение  проблемной ситуации с целью заинтересовать, научить детей самостоятельно или с помощью преподавателя находить ответ. Репродуктивный – выводы по основным положениям урока, участие в беседе. Материальное обеспечение: портрет, иллюстрации, презентация. Ход урока 1.Тест на знание текста (индивидуально на листочках) 2. Создание проблемной ситуации Вспомните, как построена поэма в композиционном плане? (1­6 гл.­ о помещиках, 7­10 гл. ­ о чиновниках, 11 гл. – о Чичикове, Повесть о капитане Копейкине в 10гл.) Что мы уже изучили? Что на данном этапе для нас представляет интерес? Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?  («Губернский город в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души» Перед вами незаконченная  цитата А. Герцена: «Гоголь приподнял одну сторону занавеса и показал нам русское чиновничество…»(каким?) Чтобы точно ответить на вопрос, необходимо поработать. 3.Целеполагание Когда мы хотим дать характеристику какому­либо городу,  о чем мы с вами будем говорить, по каким параметрам оценивать жизнь в городе? (предположения детей) 1 Простой  народ Внешнее            убранство Мероприятия,  основные занятия в  свободное время Обществен ная жизнь     Город N Жители  города Дамское  общество  (высший  свет) Мужское   общество (высший  свет) Выявите цели и задачи нашего занятия. В ходе урока делайте записи в схему: опорные слова, яркие примеры, которые оставят в памяти важную информацию. 4.Словарно­орфографическая работа.  На доске записаны слова: деталь, ирония, сарказм, гротеск. Вспомните определения. (деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены эпизода;  ирония  – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме;  гротеск  – изображение чего­либо в фантастическом, уродливо­комическом виде). ­ Для чего мы вспомнили эти определения? (чтобы разобраться, КАК Гоголь изображал город N) 5.Анализ произведения  (работа в группах или  в парах) Каждая группа получит свое задание. Для ответов на вопросы обращайтесь к тексту. 1гр.: Внешнее убранство города 1.Каким предстал губернский город в 1 главе? (опиши дома, вывески, улицы, городской сад, мостовую.  Какой цвет преобладает? Зачитай описание облика города. (Город   с   окрашенными   в   желтый   цвет   домами,   серыми   постройками   в   1,   2.     ½   этажа,   с бесконечными деревянными заборами, смытыми вывесками, питейными домами, плохой мостовой, запущенными садами, собором. Обратим внимание на два фрагмента, начинающихся со слов: «… сильно била в глаза желтая краска на каменистых домах и скромно темнела на деревянных» и «Попадались почти смытые дождем вывески…» У Гоголя все значимо – даже краска: во­первых, это как и везде, ярко, но безвкусно; во­вторых, скромность деревянных домов в силу сравнения подчеркивалась еще больше. В этом сравнении явно 2 чувствуется общественное неравенство. Смытые вывески свидетельствуют о бесхозяйственности, пустоте, заброшенности. Таким образом, мелкие детали несут большой социальный смысл). 2.Как относятся к городу Чичиков и автор? Прокомментируйте фразу: «…нашел, что город никак не  уступал другим губернским  городам». В чем проявляется ирония автора? (найди несоответствия между  предметом и тем, что о нем говорится) (покойная комната с тараканами (какой тут покой?), странные вывески (Иностранец Василий  Федоров), плохонькая мостовая, жиденький сад.  3.Как можно прокомментировать такую деталь, что 1й встретившийся Чичикову человек не назван по  имени, он не проронил ни слова, только взглянул на Чичикова и его бричку и побрел дальше? (Это визитная карточка города: пустота и пошлость.) 4. Какой прием использует автор при описании облика города? (ирония) 2гр.Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в 7 гл? 1)Что поражает читателя при описании автором канцелярии? Стр.134 2) Какие художественные средства используются для изображения чиновников? В чем смысл сравнений «председатель … подобно древнему Зевсу Гомера», чиновники уподобляются  «жрецам Фемиды», колежский регистратор «прислуживался как некогда Вергилий  прислуживался  Данту…»?(в «Божественной комедии»  Вергилий вел Данте по страшным кругам мифического ада, а  коллежский регистратор – по кругам бюрократического ада. Гражданская палата  превращается в  подлинный ад, где мучаются русские люди, подданные полицейского государства) (1ое комическое сравнение  подчеркивает могущество председателя  в своем учреждении.  Усиливает комизм сравнения неожиданное внесение в него архаич.сл. «брань» в знач.сражения,  битвы, а потом­ ругани. 2) Как встречают Чичикова в канцелярии? Кто такая Фемида? Почему взяточников называют жрецами  Фемиды? (служителей правосудия наз.так, чтобы показать явную насмешку над судом и  др.учреждениями того времени.  «Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей».  3)Почему Н.В. Гоголь использует карикатурное изображение Фемиды? 4)Расскажите об опытном чиновнике  Иване Антоновиче «кувшинное рыло». Зачитайте по ролям сцену  оформления купчей (со слов: «Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция?...» (стр.136) ,   прокомментируйте ее  (взятка Ивану Антоновичу, Чичиков не платит половину госпошлины, т.к. ее  «отнесли» на счет какого­то другого просителя = правительственный грабеж!) Учитель:  Обратите внимание на еще одну деталь: в зале присутствия , где разбирались судебные дела, еще по указу Петра I должно было стоять трехгранное зеркало (зерцало) с орлом и 3­мя  указами о порядке  судопроизводства. Зеркало – символ  отражения правды. Здесь же у зеркала сидит Собакевич и при этом  лжет председателю, что продавал Чичикову не мертвых, а живых крестьян. 3гр. «Отцы» города (управители): губернатор, полицмейстер, прокурор 1)ГУБЕРНАТОР. • • Что мы узнаем о губернаторе из 1 главы (стр.8)? (был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде,  впрочем, был большой добряк и даже «сам вышивал иногда по тюлю», «светский» человек,  любезный и обаятельный)). ­ Какова характеристика Губернатора Маниловым (гл.2, стр.23)? Собакевичем (гл.5, стр.91)? Найдите в  тексте и зачитайте мнение Собакевича со слов «­Конечно, всякий человек не без слабостей…». • Как относятся к Губернатору чиновники? 2) ПОЛИЦМЕЙСТЕР. 3 • Какую характеристику дает Н.В. Гоголь полицмейстеру в гл.7 (стр.143)? зачитайте со слов «Гости добрались, наконец, гурьбой к дому полицмейстера…» • Как к нему относятся горожане? Какая черта полицмейстера этому способствует? • Почему применительно к полицмейстеру используется фраза «должность свою постигнул в  совершенстве»? (Полицмейстер, «отец и благодетель города», должен строго и неуклонно следить за тем, как  выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. «Хоть он и возьмет, — говорят купцы, —  но зато уж никак тебя не выдаст». Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он  приобрел любовь и «совершенную народность».) 3)ПРОКУРОР • Как называет прокурора Собакевич  (гл.7, стр.139), когда предлагает позвать свидетелей для  оформления купчей? • Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей? • Что поражает читателя в смерти похорон прокурора (гл.10 стр.204)? (Прокурор не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все  решения стряпчему Золотухе, "первому хапуге в мире".  Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес  ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела.  Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер,  или зачем жил, один Бог ведает".  Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.)  1 О губернаторе  сказано, что он вышивает по тюлю, вяжет кошельки, ходит с болонкой на руках или с бумажкой от конфет. При этом он имеет Анну на шее и даже «был представлен к звезде». Перед читателем живой образ человека совершенно ничтожного, в то же время облеченного большой властью, человека, который не обременен никакими государственными заботами, но тем не менее «отличавшегося» на служебном поприще, имеющего награды.  2 О прокуроре известно, что он имел густые черные брови и несколько подмигивающий левый глаз,   словно   хотел   сказать:   «Пойдем,   брат,   в   другую   комнату,   там   я   тебе   что­то   скажу…». Прокурор   –   обжора,   картежник,   бездельник,   передоверивший   все   дела   стряпчему,   Золотухе, «первейшему хапуге в мире». 3 фигура полицмейстера, наведывающегося в чужие лавки, словно в собственную кладовую. Гоголь иронически замечает, что полицмейстер «должность свою постигнул в совершенстве» и был «некоторым образом отец и благотворитель в городе». Стоит ему лишь мигнуть глазом, и дары подопечных текут к нему ручьем. «Он успел приобрести совершенную народность и мнение купцов было такое, что Алексей Иванович, «хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст». Что можно сказать об «отцах» города? Выводы: Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей,  раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные  люди. Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно  любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство,  взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Ни одна просьба  не рассматривается без взятки. 4гр.Общественная жизнь города 1) Каковы основные занятия чиновников в свободное время? 4 2) Какое сравнение использует автор для коллективного портрета чиновников? (На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по  паркету, как «носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета».) 3)По каким же достоинствам Гоголь разделяет этих людей (гл.1, стр.10)? Разделяет не по каким­то сугубо человеческим качествам и достоинствам, а по физическим: толстые и тонкие. За всем этим описанием, на первый взгляд, непринужденным, безобидным, мы чувствуем искреннее презрение автора к своим персонажам. Это ирония человека, высоко стоящего над томным миром «существователей». В   сопоставлении   тонких   и   толстых   открывается   обнищание   человеческих   душ.   Гоголю достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, т.к. вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других – к мотовству. 4) Как вспрыснули покупочку? О чем могут сказать слова: «…Приступили со всех сторон с вилками к  столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру,  кто на семгу, кто на сыр». 5) Как проявит себя Чичиков на балу? ­Как к нему относятся гости губернатора? Почему? Как это характеризует губернское общество? Как  среагирует Чичиков на появление Ноздрева? ­ Поверят ли чиновники Ноздреву, рассказавшему о покупке мертвых душ Чичиковым? Почему? 5гр. Дамы города    1) Что составляет мир интересов дам губернского общества? (гл.8­9). О чем можно судить по их  разговорам? К чему они стремятся?  Как характеризует диалог двух «приятных» дам? Что хочет  показать автор? (Гоголь высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С  претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских  новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в  манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции.      Гоголь раскрывает пустоту их бездуховность внутреннего мира).  N 2)Какую роль играет дамское общество в событиях поэмы? (Распространяет сплетни о том, что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку, дамы не  простили того, что он предпочел им блондинку.  Сплетни пробудили дремлющее общество) Учитель: Почему чиновников охватывает страх? (они установили в городе хищнический порядок, боятся сами попасть в лапы других чиновников, т.к.  обнаружится их произвол: инспектор врачеб управы не принял меры против повальной горячки,  больные умерли в значительном количестве, были убиты в драке купцы, а убийцы отпущены за  взятки (по 4000 р), крестьяне убили заседателя Дробяжкина и откупились от суда.  Чиновники не могут понять о Чичикове, кто он такое именно: тот ли человек, которого нужно  задержать, или тот, который сам может схватить  и задержать. В этом обществе, где человек живет без мысли, он может умереть от мысли (см.прокурора) Чиновников охватил страх. Но это не страх перед законом, а страх перед произволом нового  начальника. В чем смысл вставной новеллы о капитане Копейкине? Замышляя показать в своей поэме всю Русь, Гоголь неизбежно должен был обратиться к жизни   столицы.   В   устах   почтмейстера   Петербург   предстает   как   город   богатства   и расточительства,  где   у сановных   и богатых  –  роскошные  особняки,  но все   чуждо  и враждебно беднякам вроде капитана Копейкина. 5 История о капитане Копейкине вытекает из замысла произведения в целом. Она венчает собой чиновную пирамиду, сатирически изображенную в поэме, появляется образ министра, обладающего всей полнотой власти в государстве. Упоминание о шайке разбойников связано с идеей возмездия, и не случайно именно на этом месте рассказ почтмейстера прерывается. Вопросы для анализа. 1. В какой из моментов развития действия рассказывается «Повесть…»? 2.В чем драматизм судьбы Копейкина? 3.Как нарисованы в «Повести..» высшие сферы государственной власти? 4. Как создается в «Повести…» образ Петербурга? 5. Как «Повесть…» связана с общим замыслом темы: обозреть Русь? «Повесть…»  была рассказана почтмейстером в момент наибольшего  обострения событий, когда чиновники были сбиты с толку разноречивыми слухами о Чичикове. Герой повести капитан Копейкин – «средний», незнатный человек, но жизнь его была отдана Отечеству: во время войны 1812г. он потерял руку и ногу. Герой отправлен в Петербург в надежде, что ему удастся получить вознаграждение за свои заслуги перед Родиной. Доведенного до нищенского существования Копейкина поразили великолепие и роскошь жизни чиновной аристократии. Министр, к которому с большим трудом   попадает   Копейкин,   заявляет   ему:   «Я   для   вас   ничего   не   могу   сделать…   ищите   сами средства». Судьба искалеченного войной защитника Отечества совершенно безразлична знатному сановнику, более того, смелость и настойчивость, с которой Копейкин отстаивает свое право на жизнь,   приводит  министра  в  ярость.   По  приказу  вельможи   защитника  Родины,  обреченного  на верную смерть, высылают из Петербурга. А через некоторое время в рязанских лесах появляется шайка разбойников… Замышляя показать в своей поэме всю Русь, Гоголь неизбежно должен был  Вернемся к цитате Герцена. Как бы вы продолжили ее? Опиши эпизод, изображенный на иллюстрации Представьте, что вы журналист, которому представилась возможность взять интервью  у жителей   губернского города N. Подумайте, какие вопросы вы бы задали губернатору? Полицмейстеру?  Председателю казенной палаты?  А теперь представьте себя на месте  тех героев, к которым вы сейчас обращались. Как вы думаете, что бы они вам ответили? Рефлексия Какие цели и задачи были поставлены в начале занятия? Все ли вопросы мы выяснили? Домашнее задание Прочитать главу 11, охарактеризовать Чичикова 6 Приложение №1. Тест на знание текста №1.История жизни какого помещика рассказана в произведении «Мёртвые души»? А) Манилов     Б) Собакевич     В) Коробочка      Г) Плюшкин №2.Укажите, к каким помещикам заезжал Чичиков (в той  последовательности, что и в произведении):  А) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Коробочка В) Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин Г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин №3. .Кто в произведении «МД» рассказал «Повесть о капитане Копейкине»? А) Чичиков     Б) Ноздрёв    В) почтмейстер     Г) председатель казённой палаты №4. У кого из помещиков был в усадьбе «храм уединённого размышления»? А) Плюшкин         Б) Коробочка         В) Манилов        Г) Ноздрёв №5. Вставьте пропущенное слово: «Чиновники нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком,  очень сдаёт на портрет ______________». №6. Вставьте пропущенное слово: «Мёртвые души – это просто выдумано для прикрытия, а дело вот в чём: он  хочет увести_____________». №7. Вставьте пропущенное слово: «Слухи о Чичикове более всего подействовали на __________, который ни с  того ни с другого умер». №8. Узнайте героя по его описанию: А) «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое,  похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...» Б) «Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в  одно мгновение ока был там, спорил, заводил сумятицу за зелёным столом, ибо имел, подобно всем таковым,  страстишку к картишкам». В) «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Г)«...был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде;  впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». Д) «Ему нравилось не то, о чём он читал, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что  вот­де из букв вечно выходит какое­нибудь слово, которое иной раз чёрт знает что и значит». Приложение 2 7 Простой  народ Внешнее            убранство Дамское  общество  (высший свет) Мероприя­тия, основные  занятия в свободное  время Обществен ная жизнь     Город N Жители  города Мужское   Мужское   общество общество (высший  (высший свет) свет) Приложение №3 1гр.: Внешнее убранство города 1.Каким предстал губернский город в 1 главе? (опиши дома, вывески, улицы, городской сад, мостовую.  Какой цвет преобладает? Найди описание в тексте поэмы. Обратите внимание на фрагменты, начинающиеся со слов: «… сильно била в глаза желтая краска на каменистых домах и скромно темнела на деревянных» и «Попадались почти смытые дождем вывески…» У   Гоголя   все   значимо   –   даже   краска:   во­первых,   это,   как   и   везде,   ярко,   но   безвкусно;   во­вторых, скромность   деревянных   домов   в   силу   сравнения   подчеркивалась   еще   больше.   В   этом   сравнении   явно чувствуется общественное неравенство. Смытые вывески свидетельствуют о бесхозяйственности, пустоте, заброшенности.Таким образом, мелкие детали несут большой социальный смысл). 2.Как относятся к городу Чичиков и автор? Прокомментируйте фразу: «…нашел, что город никак не  уступал другим губернским  городам». В чем проявляется ирония автора? (найди несоответствия между  предметом и тем, что о нем говорится) (покойная комната с тараканами (какой тут покой?), странные вывески (Иностранец Василий Федоров),  плохонькая мостовая, жиденький сад.  3.Как можно прокомментировать такую деталь, что 1й встретившийся Чичикову человек не назван по  имени, он не проронил ни слова, только взглянул на Чичикова и его бричку и побрел дальше? 4. Какой прием использует автор при описании облика города?  2гр.Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в 7 гл.? 1)Что поражает читателя при описании автором канцелярии? 2) Какие художественные средства используются для изображения чиновников? В чем смысл сравнений «председатель … подобно древнему Зевсу Гомера», чиновники уподобляются  «жрецам Фемиды», колежский регистратор «прислуживался как некогда Вергилий  прислуживался  Данту…»?(в «Божественной комедии»  Вергилий вел Данте по страшным кругам мифического ада, а коллежский регистратор – по кругам бюрократического ада. Гражданская палата  превращается в  подлинный ад, где мучаются русские люди, подданные полицейского государства) В каком смысле здесь употребляется архаичное слово «брань»?. 8 2) Как встречают Чичикова в канцелярии? Кто такая Фемида? Почему взяточников называют жрецами  Фемиды?  Как вы понимаете слова: «Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей».  3)Почему Н.В. Гоголь использует карикатурное изображение Фемиды? 4)Расскажите об опытном чиновнике  Иване Антоновиче «кувшинное рыло». Зачитайте по ролям сцену  оформления купчей (со слов: «Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция?...» ,  прокомментируйте  ее (взятка Ивану Антоновичу, Чичиков не платит половину госпошлины, т.к. ее «отнесли» на счет  какого­то другого просителя = правительственный грабеж!) 3гр. «Отцы» города (управители): губернатор, полицмейстер, прокурор 1)ГУБЕРНАТОР. • Что мы узнаем о губернаторе из 1 главы (стр.8)? ­ Какова характеристика Губернатора Маниловым (гл.2, стр.23)? Собакевичем (гл.5, стр.91)? Найдите в  тексте и зачитайте мнение Собакевича со слов «­Конечно, всякий человек не без слабостей…». • Как относятся к Губернатору чиновники? 2) ПОЛИЦМЕЙСТЕР. • Какую характеристику дает Н.В. Гоголь полицмейстеру в гл.7 (стр.143)? зачитайте со слов «Гости добрались, наконец, гурьбой к дому полицмейстера…» • Как к нему относятся горожане? Какая черта полицмейстера этому способствует? • Почему применительно к полицмейстеру используется фраза «должность свою постигнул в  совершенстве»? 3)ПРОКУРОР оформления купчей? • Как называет прокурора Собакевич  (гл.7, стр.139), когда предлагает позвать свидетелей для  • Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей? • Что поражает читателя в смерти похорон прокурора (гл.10 стр.204)? Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес  ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела.  Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер,  или зачем жил, один Бог ведает".  Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.)  1 О губернаторе  сказано, что он вышивает по тюлю, вяжет кошельки, ходит с болонкой на руках или с бумажкой от конфет. При этом он имеет Анну на шее и даже «был представлен к звезде». Перед читателем живой образ человека совершенно ничтожного, в то же время облеченного большой властью, человека, который не обременен никакими государственными заботами, но тем не менее «отличавшегося» на служебном поприще, имеющего награды.  2 О прокуроре известно, что он имел густые черные брови и несколько подмигивающий левый глаз,   словно   хотел   сказать:   «Пойдем,   брат,   в   другую   комнату,   там   я   тебе   что­то   скажу…». Прокурор   –   обжора,   картежник,   бездельник,   передоверивший   все   дела   стряпчему,   Золотухе, «первейшему хапуге в мире». 3 фигура полицмейстера, наведывающегося в чужие лавки, словно в собственную кладовую. Гоголь иронически замечает, что полицмейстер «должность свою постигнул в совершенстве» и был «некоторым образом отец и благотворитель в городе». Стоит ему лишь мигнуть глазом, и дары подопечных текут к нему ручьем. «Он успел приобрести совершенную народность и мнение купцов было такое, что Алексей Иванович, «хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст». Что можно сказать об «отцах» города? 4гр.Общественная жизнь города 1) Каковы основные занятия чиновников в свободное время? 9 2) Какое сравнение использует автор для коллективного портрета чиновников? (На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по  паркету, как «носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета».) 3)По каким же достоинствам Гоголь разделяет этих людей (гл.1, стр.10)? Разделяет не по каким­то сугубо человеческим качествам и достоинствам, а по физическим: толстые и тонкие. За всем этим описанием, на первый взгляд, непринужденным, безобидным, мы чувствуем искреннее презрение   автора   к   своим   персонажам.   Это   ирония   человека,   высоко   стоящего   над   томным   миром «существователей». В сопоставлении тонких и толстых открывается обнищание человеческих душ. Гоголю достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, т.к. вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других – к мотовству. 4) Как вспрыснули покупочку? О чем могут сказать слова: «…Приступили со всех сторон с вилками к  столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру,  кто на семгу, кто на сыр». 5) Как проявит себя Чичиков на балу? ­Как к нему относятся гости губернатора? Почему? Как это характеризует губернское общество? Как  среагирует Чичиков на появление Ноздрева? ­ Поверят ли чиновники Ноздреву, рассказавшему о покупке мертвых душ Чичиковым? Почему?  N 5гр. Дамы города    1) Что составляет мир интересов дам губернского общества? (гл.8­9). О чем можно судить по их  разговорам? К чему они стремятся?  Как характеризует диалог двух «приятных» дам? Что хочет  показать автор? (Гоголь высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями  на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о  нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо  копируют иностранные традиции.     Гоголь раскрывает пустоту их бездуховность внутреннего мира). 2)Какую роль играет дамское общество в событиях поэмы? (Распространяет сплетни о том, что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку, дамы не  простили того, что он предпочел им блондинку.  Сплетни пробудили дремлющее общество) 10

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы в 9 классе "Губернский город в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018