Разработка урока по теме: "Повесть "Тамань". Журнал Печорина" Урок построен на технологии критического мышления и предусматривает работу в группах,аналитическую работу,работу с ассоциациями.К уроку прилагается презентация.Этот урок является продолжением серии уроков по изучению романа М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени" и продолжением работы над образом главного героя.Презентация к уроку
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
.
.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Глава
«Тамань»
«Журнал Печорина»
как средство
самораскрытия его
характера. Глава
«Тамань»
Цель урока
анализ первой главы дневника
Печорина, раскрытие внутреннего
мира героя; проследить, как на
фоне жизни простых людей резко
выступает противоречивость
Печорина
Свободен ли человек
в своих поступках,
несёт ли он за них
нравственную
ответственность?
Жанровые особенности
повести.
«Тамань» - дневник Печорина.
Дневник – это записи личного
характера, в которых человек,
зная, что они не станут известны
другим, может излагать не только
внешние события, но и
внутренние, скрытые от всех
движения своей души.
«Тамань» - первая
повесть в дневнике
героя.
Приключения Печорина в
«скверном городишке».
Перед читателем ранний этап
жизни героя.
Печорин говорит о себе сам, на
все события и героев мы смотрим
его глазами.
Беседа по вопросам(проверка
домашнего задания).
Какие черты характера Печорина
выявляются в повести «Тамань»?
Почему вначале Печорин так
желает приблизиться к
обитателям «нечистого» места и
почему это сближение
оказывается невозможным?
Какова роль пейзажа в повести?
Почему активность героя
приносит несчастье людям?
Работа в проблемных
группах
Проанализируйте эпизод и
ответьте на вопросы: Как
раскрывается характер
Печорина в этом эпизоде?
Как воспринимает мир и
относится к другим героям
повести?
Печорин-человек-
загадка.(аналитическая
карта)
Встреча со
слепым
мальчиком
Разговор с
девушкой,
наблюдение за её
поведением.
Очарование
«ундиной»,
свидание.
Встреча слепого и
Янко.
Решительность
Смелость
Интерес к людям
Умение
сострадать
Выводы
. Печорин, как человек эпохи романтизма,
воспитанный на романтических романах с
благородными стремлениями и высокими
порывами, оказавшись вдали от шумной столицы,
не может иначе представлять жизнь. Но все в
реальности оказалось не так. Реальная жизнь
оказалась простой и грустной. Разгадка наступает,
когда герой чуть не погибает.
русалка – «змеиная натура»:
таинственный слепой – жалкий слепец на самом
деле;
отважный Янко – жестокий, плохой человек
Весь надуманный романтический флер
рассыпался и обнажился жестокий мир, в котором
нет места слабым. Беспомощный слепой никому не
нужен, и он , и старуха обречены. Вот оно, по
Активность героя направлена
лишь на себя, она не имеет
высокой цели, ему просто
любопытно.
Герой ищет настоящего
действия, но находит его
подобие, игру.
Печорин досадует на себя за то,
что, вторгаясь в жизнь людей, не
приносит им радости, он чужой в
этом мире.
Домашнее задание.
Чтение повести «Княжна Мери».
Творческое задание (по выбору обучающихся):
Составить литературную композицию
«Мир глазами Печорина» (презентация),
Сравнить стихотворение «Нищий» с повестью «Тамань»
Литература
Материалы сети Интернет.