Урок литературы «В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Становление характера главного героя рассказа» (5 класс).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе работы над рассказом "Васюткино озеро" основное внимание уделено главному герою, его характеру и поступкам в разных ситуациях. Ученики получают возможность сравнить мальчика с персонажами других произведений и с собой, т.е. правильнее понять мотивы его поступков. Также анализируются средства, с помощью которых создаётся образ героя.
Иконка файла материала урок литературы Астафьев Васюткино озеро.doc
Урок литературы в 5  классе по учебнику В.Я.Коровиной. Тема    «В.П.Астафьев.   Рассказ   «Васюткино   озеро».   Становление   характера   главного   героя рассказа». Цели: 1) познакомить   с   биографией   В.П.Астафьева;   дать   понятие   автобиографичного   и автобиографического произведений; 2) развивать   логическое   мышление   учащихся,   умение   высказывать   собственную   точку зрения и аргументировать её, в том числе опираясь на художественный текст;      воспитывать  внимание  к слову,  к чувствам  и переживаниям  людей  на примере  героя 3) произведения Астафьева. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Проверка домашнего задания.  Знакомство с эпиграфом к уроку. Ал. Михалков писал о В.П.Астафьеве: «…хочется сказать, что он много испытал и выстрадал, прежде чем попытаться рассказать о пережитом, о виденном».  Рассказ о судьбе Астафьева (д/з)  ­ Как соотносится высказывание Михалкова с информацией о писателе, полученной в учебнике?  Рассказ о судьбе рассказа «Васюткино озеро» (д/з). 4. Изучение нового матариала.  Словарная работа (в тетрадях). Биография (др.греч) – описание жизни человека. Автобиография – описание своей жизни. ­ В чём, на ваш взгляд, разница в значении слов автобиографический и автобиографичный? Как в лингвистике называются эти слова? (паронимы) Автобиографическое произведение – произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни. Автобиографичное произведение – произведение, содержащее элементы биографии. ­   «Васюткино   озеро»   ­   это   какой   рассказ:   автобиографический   или   автобиографичный? (автобиографичный,   т.к.   автор   рассказывает   не   о   себе,   но   наделяет   героя   чертами   своей биографии.)  Попробуем воссоздать сюжет рассказа.  ­ Что называется сюжетом произведения? (В случае затруднения обратиться к словарю)­ У вас на партах есть листы, где кратко изложен сожжет рассказа. Необходимо вставить пропущенные слова или словосочетания. (чтение полученных вариантов) ­   К   какому   типу   произведений,   лирическим,   эпическим   или   драматическим,   отнесёте рассказ Астафьева и почему? (эпос)  Анализ рассказа  Астафьева «Васюткино озеро» . ­ Объясните, как вы понимаете название рассказа. ­ Расскажите о тех местах, где жил Васютка, о том,чем там занимались люди. ­ Как  заблудился  Васютка? Как бы вы сейчас описали его характер? ­ Сколько дней блуждал Васютка в тайге? Расскажите о каждом из этих дней. ­ Какая из ночей была самой трудной и почему?  ­ Проанализируем те чувства, которые испытал Васютка в тайге, оставшись с ней один на один. Свои ответы подкрепите фрагментами текста. (уверенность, азарт, счастье –стр.124; тревога,   страх   –   стр.124;   беспокойство   –   стр.125;   отчаяние   –   стр.126;   одиночество   – стр.127; раскаяние – стр.133; радость – 135. ­ Как за эти 5 дней изменился характер Васютки? ­ какие качества характера помогли Васютке выжить в тайге? (смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение, упорство, знание законов тайги). ­ Какие слова деда и отца помогли Васютке? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит») ­ С кем или чем сравнивается в рассказе Васютка, блуждающий по тайге? ( с мухой, с Енисеем, затерянным в тайге, с погасшей звёздочкой) ­ На каком приёме строятся эти сравнения? (приём градации) ­ Через два дня после возвращения домой Васютка с бригадой рыбаков отправляется к найденному им озеру. Зачем? ­ Как изображён мальчик в этот момент? Почему не сел он в лодку7 ­ А что теперь вы можете сказать о характере Васютки, сравнивая героя в начале рассказа и ним же самим, но после трудных пяти дней в тайге? 5. Итог урока. ­ Почему рассказ Астафьева «Васюткино озеро» называется автобиографичным? ­ Что лежит в основе сюжета рассказа? ­ Какой вывод о характере главного героя рассказа вы могли бы сделать? 6. Выставление оценок. 7. Домашнее задание. 1) стр.147 задания 9,11;                                       2) знать определения, записанные в тетради на уроке;                                       3) подготовить рассказ на тему «Тайга – наша кормилица.                                                     Законы тайги».

Посмотрите также