Урок литературы. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
03.01.2018
Цели
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Пастернака; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности знаменитых писателей России.
Развивающие:
развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус, развивать творческие способности; развивать устную речь учащихся; стимулировать самостоятельное мышление учащихся; умение конспектировать
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.Цели
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Пастернака; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности знаменитых писателей России.
Развивающие:
развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус, развивать творческие способности; развивать устную речь учащихся; стимулировать самостоятельное мышление учащихся; умение конспектировать
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.
Пастернак жизнь и творчество.docx
Урок литературы № 78
11 класс
Дата_________
Тема: « Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака»
Цели
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Пастернака; актуализировать
личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности знаменитых
писателей России.
Развивающие:
развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус, развивать
творческие способности; развивать устную речь учащихся; стимулировать самостоятельное
мышление учащихся; умение конспектировать
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.
Оборудование.
1. Мультимедийная установка.
2. Презентация
Ход урока
Оргмомент.
I.
II.
Актуализация новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
2. Целеполагание.Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего
разговора? На какой вопрос мы должны с вами ответить в ходе урока?
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Родился Борис Пастернак в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И.
Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали
Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома
определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и
одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.
В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 190308 всерьез готовился к
композиторской карьере, в 190913 учился на философском отделении историко
филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в
Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г.
Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной
деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во
многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так,
например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с
музыкальной композицией). Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов
символистов — А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в
московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в
футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма
(символистов — главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов — в
необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах
стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в
стихотворениях 1910х гг. появляются и основные черты, присущие собственно
пастернаковскому поэтическому видению мира, — мира, где все настолько переплетено и
взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося
рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора
характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти
экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней,
тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» — стихотворение «Февраль. Достать чернил и
плакать!...»).
Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее
полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя — жизнь» (1922),
посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический
дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно
конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой
книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В
соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не
историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей
и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из
заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за
счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и
летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный
подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части
внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути
неоднократно.
С начала 1920х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в
советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов
современников — П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А.
Тарковского и К. М. Симонова.
Для самого Пастернака 1920е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей
истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь»
(192328), «Девятьсот пятый год» (192526), «Спекторский» (192531), «Лейтенант
Шмидт» (192627) революция предстает как логическая часть исторического пути не
только России, но и всей Европы.
Финансовые трудности заставили Пастернака обратиться к детскому творчеству, он
почувствовал некую свободу: упрощался рисунок, сдержаннее становились интонации,
сокращалось число слов, не входящих в активный запас.
В 1928 году Пастернак получил предложение от Госиздата переиздать свои первые
книги. Во многих своих творениях Пастернак был разочарован и многие их них ему
приходилось переписывать заново.
Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в
мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и
судьбы наиболее близкого ему поэтасовременника — В. В. Маяковского. Тяжелым ударом было самоубийство поэта, и Пастернак пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно вызвало
неприятие многих товарищей, которые не желали признавать свою вину в гибели
Маяковского.
В 1934 году Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских
писателей в качестве члена правления принимает участие практически во всех
мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на
собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы.
В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за
невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.
С середины 1930х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных
занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и
классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король
Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при
этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию
«русского Шекспира» и пр В 1939 году он берется за перевод «Гамлета». Мейерхольд
хотел поставить ее на сцене театра в Ленинграде, но режиссера арестовывают, однако,
Пастернак продолжает работать над переводом, спасаясь от предстоящей депрессии.
В 1940 1941 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи. В
1943 поэт совершает поездку на фронт. Результат – «Стихи о войне» составил книгу «На
ранних поездах» (1943)., свидетельствующий о верности Пастернака кругу избранных тем и
мотивов. Он стал выступать с чтением своих стихов в московском университете,
политическом музее и доме ученых. Его творчество пользуется популярностью за рубежом.
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над
которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910х гг. Пастернак, обращаясь к прозе,
пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего
поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты
1930х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа,
посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой
жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии,
которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены
«новая идея искусства» и «поновому понятое христианство»; в рамках этих
представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к
бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется
умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских
проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента — врача и поэта Юрия
Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических
катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность
проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной
социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными
сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора
Живаго».
В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для
публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на
итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и
шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся
заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской
прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в
СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли
поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило
Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в
1989).
Я пропал, как зверь в загоне.
Гдето люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним
из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о
русской литературе 20 в.
В наследии Пастернака особое место занимают письма. Переписка с М. И.
Цветаевой 192236 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух
крупнейших поэтовсовременников, но и напряженный эпистолярный роман; после
публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными
корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».
Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой
классики с достижениями русского символизма и авангарда..
В 1990 в подмосковном поселке Переделкине, в помещении бывшей дачи
Пастернака, был открыт музей поэта.
IV Письменный анализ любого стихотворения поэта.
V Подведение итогов урока
V1 Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение из «Доктора Живаго». Роман
прочитать в сокращении
Урок литературы. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Урок литературы. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Урок литературы. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Урок литературы. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.