Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)
Оценка 4.7

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
13.05.2017
Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)
Урок направлен на знакомство учащихся с поэтическим миром А.Ахматовой, с основными темами ее творчества, с особенностями ее лирических произведений. В ходе урока предусмотрена работа с поэтическими текстами и развитие умения анализировать текст лирического стихотворения. Урок способствует формированию у учащихся собственного мнения и отношения к поэтическому творчеству Ахматовой, формированию любви к поэтическому слову.Урок мастерская по творчеству А.Ахматовой
Урок-мастерская по тв. Ахматовой.docx
Урок­мастерская в 11 классе (2 часа) «…прекраснейшая из муз!»                             1. Подготовка учащихся к уроку:   выписать в тетрадь высказывания разных поэтов и писателей, критиков и  литераторов об А.Ахматовой;  подобрать фотографии и живописные изображения Ахматовой и принести их на урок;  принести сборник стихотворений Ахматовой;  повторить материал предыдущих уроков по творчеству А.Ахматовой;  выучить наизусть стихотворения Ахматовой (2­3 стихотворения). 2. Подготовка учителя к уроку:  Презентация:   выдержки из статьи Н.Эйхенбаума «Анна Ахматова. Опыт анализа», М.,  1993 и статьи Б.Эйхенбаума «Об Ахматовой» (Сб. «Анна Ахматова: pro  et contra». Антология, т.2. Русская христианская гуманитарная академия,  СПб,2005)  отзывы об Ахматовой;  фотографии Ахматовой и другие репродукции с ее изображением;  тексты стихотворений «Смятение» и «Реквием». Цели и задачи  урока:  Знакомство учащихся с поэтическим миром А.Ахматовой, с основными темами ее  творчества, с особенностями  ее лирических произведений   Работа с поэтическими текстами. Продолжить работу над умением анализировать  текст лирического стихотворения.  Формирование собственного мнения и отношения к поэтическому творчеству  Ахматовой. Создание образа Поэта.  Работа с литературными и критическими работами, посвященными А.Ахматовой..  Формирование любви к поэтическому слову, умение выразительно и точно выражать свое мнение.  Продолжить работу по использованию ИКТ на уроке литературы. Формирование  ИКТ­компетентности ученика. I. Ход урока Самоконструкция.  Что помогает понять истинный характер того или иного человека? (дружба с ним, поездка, совместно подготовленное и проведенное дело, «пуд соли»…) Было  ли  у  вас  так:  увидели  впервые  человека  (прочитали  произведение),  но  потом мнение ваше изменилось? ­ Да. А что помогает понять автора литературных произведений? (его творчество: стихи, проза, дневники, письма, отзывы современников, портреты…) «Итак, сударыни и судари, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его – Анна Ахматова», ­ так приветствовал первую книгу стихов Ахматовой «Вечер» поэт Михаил Кузмин в 1912 году. А потом Ахматову назвали Сафо 20 века.   ЕЕ   поэзия   строгая   и   классически   соразмерная.   Заслуги   ее   отмечены   высокими премиями   и   званиями:   в   1964   году   –   премия   Этнотаурмина   в   Италии,   в   1965   году   в Лондоне ей присудили почетную докторскую степень, в этом же году вышла ее книга «Бег времени», ставшая событием года, а 100­летний юбилей поэтессы по решению ЮНЕСКО был отмечен во всем мире. Признание к ней пришло, правда, поздно (в 1922 году вышел ее помледний сборник стихов, после которого наступило долгое молчание), только на закате жизни (она умерла в 1966 году). А жизнь ее была большим испытанием даже для сильного духом человека.  И сегодня мы задаемся вопросом: какая она была?     Просмотр слайдов 2­4 II. Реконструкция.  Задание учащимся: выписать из отзыва К.И.Чуковского слова, которые характеризуют А.Ахматову (потом прочитать, что выписали).    Слайд 5 Обратимся   к   воспоминаниям   ее   современника   К.И.Чуковского:   «Главнейшая   черта   ее личности   –   величавость.   Не   спесивость,   не   надменность,   на   заносчивость,   а   именно величавость: «царственная», монументально­важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, своей высокой писательской миссии… Замечательна в ее характере и другая черта: она   была   совершенно   лишена   чувства   собственности.   Не   любила   и   не   хранила   вещей, расставалась с ними с такими вещами, которые ей были нужны самой. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую­нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или через два эта нарядная шаль украсит другие плечи. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками…» Итак, что выписали?  ­ о «человеческом» в ее характере: величавость, царственность, уважение к себе… ­ расточительность, абсолютно лишена «вещизма»; ­ уважение к ней, ее личности, восхищение автора. III. Социоконструкция.  Работа   в   парах.   А   чем   привлекательны   ее   стихи?   Обратимся   к   выдержками   из   статьи Н.Эйхенбаума   «Анна   Ахматова.   Опыт   анализа»,   М.,   1993   и   статьи   Б.Эйхенбаума   «Об Ахматовой» (Сб. «Анна Ахматова:  pro  et  contra». Антология, т.2. Русская христианская гуманитарная академия, СПб,2005).  Слайд 6­9  Обсудите между собой и выскажете свое мнение.  Задание: озаглавить: «Особенности стихосложения Ахматовой» и выписать в тетрадь то, что   вам   понравилось,   что   было   незнакомо,   что   заставило   задуматься   об   особенностях лирики Ахматовой. Б.Эйхенбаум «Анна Ахматова. Опыт анализа», М., 1993. 1. Основа ее метода: скупость слов, лаконизм – определились уже в первом сборнике. 2. Ахматова утвердила малую форму: господствуют три или четыре строфы. Интереса к изысканным строфам у нее нет. 3. Очень часто мы находим у Ахматовой точку среди строки. Таким образом разбивается ритмическая и интонационная цельность строки, что приближает стихи к прозе: Я только сею. Собирать Придут другие. Что же! 4. Скупость на прилагательные. Роль прилагательных часто выполняют наречия: «в шапке набекрень». 5. Эпитеты встречаются редко. Роль эпитетов выполняют прилагательные, определяющие цвет и форму, которые не соприкасаются: Роль эпитетов могут выполнять повторы в двух соседних строках, что удваивает внимание к образу: И густо плющ темно­зеленый Завил высокое окно. Расскажи, как тебя целуют, Расскажи, как целуешь ты. 6. Встречается претворение прилагательных в существительные: «Оркестр веселое играет». 7. Избегает метафор: они уводят нас от слова к представлению. Есть только прозрачные метафоры: Засыпаю. В душный мрак Месяц бросил лезвие. 8. Много сравнений: «Словно тушью нарисован». 9. Часто встречается оксюморон: «весело грустить». 10. Цветовых определений очень много в стихах. Преобладают желтое и серое, до сих пор самые редкие в поэзии. Ахматова подчеркивает бедность, неяркость предмета: протертый коврик, выцветший флаг, стоптанные каблуки. Почему? А нужно видеть мир милым и простым. 11. Ритмика: А) паузы – помогают выделять самые нужные слова в строке; Б) стихи не мелодичны, не напевны, их нелегко было бы положить на музыку. Это не значит, что в них отсутствует элемент музыки, но он не преобладает.; В) любит пользоваться неполными рифмами; Г) любит соединять двудольные и трехдольные стопы в одной строфе или даже строке, добиваясь   психологизма.   Ее   стихи   производят   впечатление   не   песни,   а   изящной, остроумной беседы, интимного разговора. Но! Позже возвращает нас к строним метрам. 12. Она почти никогда не объясняет, она показывает. 13. Сознательно стремится к словам повседневным: «Ты письмо мое, милый, не комкай». Б.Эйхенбаум «Об Ахматовой» (Сб. «Анна Ахматова: pro et contra». Антология, т.2. Русская христианская гуманитарная академия, СПб,2005). Слайд 10­12      «От   символизма   лирика   Ахматовой   отличалась   резкой   конкретностью, вещественностью, точностью. Лаконизм, сжатость, энергия языка, скупость слов, эпитетов. Разговорность стиля». «Автобиографичность   –   дневник,   роман   с   повествованием,   диалогом,   в   центре которого – образ героини…» «От футуризма лирика Ахматовой отличалась узостью тем, домашностью, тихость. («Слаб   голос   мой»   и   «Голос   мой   незвонок»),   щепотностью,   тяготением   к классичности,   к   равновесию,   сосредоточенностью   на   теме   любви,   на   интимной жизни и психологии…» «Интимная   жизнь   рисовалась   на   фоне   не   только   многозначительных   связей   с вещами, природой, но и городом, с жизнью людей, иногда с историей» «Двойное восприятие – с оглядкой на какую­то другую, простую жизнь – вроде: «Лучше   б   мне   частушки   задорно   выкликать,   /   А   тебе   на   хриплой   гармонике играть»… частушечный, народный, фольклорный тон проходит через все – в виде выкликаний, причитаний…» «Переходы от интимной, домашней интонации к торжественной, ораторской».   Тема памяти, истории, которая усиливается: А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века… Глубина мифа, в которой Муза становится заново живым поэтическим образом.  Какой подробный анализ ее творческого стиля! Что выписали, что показалось важным для анализа ее творческой манеры? ­ ответы учащихся IY. Самоконструкция.  Анализ стихотворений учениками.   Слайд 13  Предлагаются два произведения. 1. Стихотворение «Смятение» (3), открывающее сборник Ахматовой «Белая стая» (1913)  2. Глава 2 (Поэма «Реквием») 1.  «Смятение»                                                                   2.   «Реквием» Как велит простая учтивость                                         Тихо льется тихий Дон Подошел ко мне, улыбнулся,                                         Желтый месяц входит в дом. Полуласково, полулениво,                                             Входит в шапке набекрень. Поцелуем руки коснулся –                                             Видит желтый месяц тень. И загадочных, древних ликов                                        Эта женщина больна, На меня поглядели очи…                                               Эта женщина одна, Десять лет замираний и криков,                                    Муж в могиле, сын в тюрьме, Все мои бессонные ночи                                                Помолитесь обо мне. Я вложила в тихое слово.                                                                          1935 – 1940 И сказала его напрасно. Определим особенности стихосложения.  Чтение стихотворения. О чем оно? (о любви, ревности, боли, обиде…)  Герои – Он и Она. Как и всегда у Ахматовой – о любви­невстрече. Он подошел к ней, но это только учтивость, он ее не любит.  Действие вполовину (полуласково, полулениво) – высокомерие, надменность  Скупо,   но   много   сказано   о   чувствах   героини,   которая   10   лет   страдала,   две последние строки – трагедия героини: ничего не возвратится, 10 лет истерзали ее, пусто на душе…  До   Ахматовой   поэты   тосковали   по   идеалу   женственности   (помните   –   Блок),   у Ахматовой – тоска по идеалу мужчины – мужественности: И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи…  Стихотворение   производит   впечатление   доверительного   разговора.   Как   ей   это удалось? Попытаемся определить размер. //­ ­ ­ / ­ ­ / ­ ­ ­ /­ // //­ ­ ­ / ­ ­ / ­ ­ ­ /­ // //­ ­ ­ / ­ ­ ­ / ­ ­ ­ /­ // //­ ­ ­ / ­ ­ / ­ ­  /­ // Здесь   соединены   трехдольные   стопы   (анапест)   с   двухдольными   стопами   (ямбом),   что приближает   стихотворение   к   речи   разговорной.   В   конце   строки   –   неполные   рифмы, затушеваны, перекрестные. А теперь прочитаем отрывок из «Реквиема». Поделитесь впечатлениями. ­ пронзительное впечатление, потому ей очень­очень плохо, худо. ­ мы знаем, что Ахматова пишет о себе. ­ Ахматова использует желтый цвет, непривычный для поэзии. А что обозначает желтый цвет? Что он символизирует? Что обозначает Дон? ­   желтый   цвет   –   цвет   болезни   (ученики   вспомнят,   что   этот   цвет   символичен   в произведениях Ф.М.Достоевского); ­ предвестник чего­то плохого, трагичного, может, даже смерти. Здесь без помощи не обойтись. Обратимся к книге «Вечно живая классика» (к 100­летию со дня   рождения   Анны   Андреевны   Ахматовой).   Ее   автор   –   Николай   Скатов,   доктор филологических наук, профессор, директор ИРЛИ (Пушкинского дома) АН России. В этой книге есть статья «Комментирование художественного текста» (чтение отрывка): В   русских   исторических   песнях   образ   «льющейся   реки»   часто   связывался   со слезами. Так, о близких  (об отце, матери, молодой жене – казненного стрелецкого атамана) в песне поется: Они плачут – что река бьется,  Возрыдают – как ручьи шумят. «Тихий Дон» ­ устойчивый фольклорно­песенный образ. Можно предположить, что образ Дона возникает в сознании Ахматовой и в связи с судьбой О.Э.Мандельштама. С 1935 года поэт находился в ссылке в Воронеже, бывал на Дону. Ахматова посещала ссыльного поэта, о   таком   посещении   оставила   стихотворение   «Воронеж»   (1936),   где   за   словами   о Куликовской битве встает образ Дона. Желтый цвет у Мандельштама – цвет насилия. У Ахматовой желтый лунный свет часто сопутствует смерти: Если плещется лунная жуть, Город весь в ядовитом растворе.                                                                1 октября 1928 года. В поэме месяц не только свидетель, но и участник событий. Желтый свет луны усиливает ощущение трагичности происходящего. А в «Реквиеме» желтый цвет имеет еще и   значение   предательства   (можно   вспомнить,   что   символизирует   желтый   цвет   в произведениях других писателей и поэтов, например: у Ф.М.Достоевского, А.А.Блока)      Какие особенности стихотворения нужно отметить? (анализ стихотворения) размер (трехстопный хорей, ритм строгий, классический) в конце строки неполные рифмы, смежные в   первом   четверостишии   неполные   рифмы   мужские,   они   помогают   передать ощущение беды во   втором   –   неполные   рифмы   женские,   затушеваны,   что   способствует   передаче предельного состояния героини. роль прилагательного выполняет наречие «набекрень» (в годы сталинских репрессий муж Ахматовой Н.С.Гумилев, талантливый поэт, далекий от политики человек, был объявлен шпионом и расстрелян, саму Ахматову называли дворянской поэтессой, хотя она всей жизнью, всем своим творчеством доказывала достоверность своих строк:  Нет! И не под чуждым небосводом И не под защитой чуждых крыл –  Я тогда была с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…                                       «Так не зря мы вместе воевали…», 1935.     а история ее сына?! Он участвовал в молодежных спорах в университете, а его посадили в тюрьму, где он был ужасных 17 месяцев, потом отправили в Сибирь. Обвинения были до того абсурдны, что они являются в стихотворении в образе желтого месяца в шапке набекрень, символе сумасшествия. в   этом   стихотворении   есть   незатейливая   метафора   –   тень,   которая   не   уводит читателя   в   сторону   от   основной   мысли,   а,   наоборот,   подчеркивает   состояние героини. роль эпитетов эдесь выполняют повторы в двух соседних строчках, что удваивает внимание к образу: /Эта женщина больна, // Эта женщина одна…// давайте отметим и последнюю строчку стихотворения, которая вызывает в памяти строки: Никто,  Никто,  Никто Не в силах мне помочь? Они, как ступеньки вниз, к гибели, к смерти, к могиле… Y. Что узнали об Ахматовой? Вывод: стихотворение (как и все творчество Ахматовой) помогает понять, что с ней и страной происходило, формирует наше читательское человеческое отношение к ней. YI. Социоконструкция. Образ Анны Ахматовой в живописи и фотографиях. Слайды 14­20 Работа в парах.  Вспомните   имена   художников,   определите   годы,   когда   запечатлена   Ахматова   на   этих изображениях. и другие фотографии, которые принесли на урок ученики.            YII. Моделирование образа Ахматовой.  Какой вы ее видите? Подберите к изображениям А.Ахматовой стихотворные строчки ее стихотворений.   Подпишите.   Какое   мнение   сложилось   у   вас   об   Ахматовой   –   поэте   и человеке? Ответы учащихся. YIII. Самоконструкция.  А теперь обратимся к воспоминаниям современников и отзывам поэтов и писателей об Анне Ахматовой. Реализация домашнего задания.  Учащиеся зачитывают высказывания об Ахматовой, подготовленные дома и дополняют, высказыванием  своего мнения о поэтессе. Что верно, а что вам не понравилось? Слайд 21 1. Критик Недоброво (1914): «Такой сильный поэт, как А.Ахматова, пойдет по пути, указанному поэтом Пушкиным: Идешь, куда тебя влекут Мечтанья тайные; твой труд Тебе награда: им ты дышишь, И плод его бросаешь ты Толпе, рабыне суеты. 2. К.И.Чуковский (1922): «У вас теперь трудная должность: вы и Горький, и Толстой, и Леонид Андреев, и Игорь Северянин – все в одном лице, даже страшно». Слайд 22 3. М.Шагинян: «Ахматова (с годами – все больше) умеет быть потрясающе народной, без всяких квази, без фальши, с суровой простотой и бесценной скупостью речи… Изысканная петербуржанка, питомица когда­то модного акмеизма, такая модная и сама,   ­   она   таит   под   этой   личиной   чудеснейшую,   простейшую,   простонародную лирику,   воистину   простонародную   и   вечную   именно   в   этом,   неувядаемом, подпочвенном ее естестве». 4. О.Э.Мандельштам: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века. Не было бы Ахматовой, не будь   Толстого   и   «Анны   Карениной»,   Тургенева   с   «Дворянским   гнездом»,   всего Достоевского… Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу». Слайд 23 5. К.И.Чуковский (1964): «В поэзии А.Ахматовой нет той преобладающей над всем музыкальности.   Она   скорее   явление   архитектуры,   если   иметь   в   виду   четкость композиции, гармоническое соотношение всех пропорций и деталей, абсолютную завершенность, выстроенность стиха». 6. Б.В.Михайловский   (1939):   «Лирика   Ахматовой   ограничивается,   собственно, поэтизацией повседневной интимной жизни, душно узкого круга чувств, случайных и мелких переживаний. Чуть ли не единственная тема Ахматовой – это довольно однообразные любовные переживания, перипетии все того же романа; причем тема эта остается в пределах узко­личных обстоятельств и настроений, она не ширится (как у Блока), не связывается с философскими, социальными проблемами». Не   соответствует   истине   высказывание   Б.Михайловского,   так   об   Ахматовой   говорили Ежовы и Ждановы. Про поэта, который написал «Реквием», «Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Поэма без героя» написать так нельзя. Не однообразие  чувств,  а  их   глубину,  силу,  при   всей   сдержанности,   передает   Ахматова   в своих произведениях. IX. Творческая работа. Итак, запишем слова (их «собираем» в течение всего урока), которые сегодня чаще всего звучали  на уроке:  «царственная»,  великая, потрясающе  народная, душа,  смерть,  жизнь, чувство, переживание, крик души, страдание… Выберете одно, подчеркните его. Оно станет названием вашей работы. X. Рефлексия. Интересно ли было на уроке?  Какие открытия сделали? Изменилось ли ваше отношение к лирике Анны Ахматовой? Напишите рецензию или отзыв об уроке. Домашнее задание:  Слайд 24 1. Анализ стихотворения А.Ахматовой (по выбору). 2. Мой любимый портрет (изображение) А.Ахматовой. 3. Моё любимое стихотворение А.Ахматовой (анализ). 4. Прочитать стихи Марины Цветаевой. Похожа или нет она на Ахматову?

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)

Урок-мастерская "Прекраснейшая из муз!" по творчеству А. Ахматовой" (2 часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017