Делавина О.В. урок математики Документ Microsoft Office Word (3).docx
ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Проект урока математики
«Повторение (уравнения,
задачи, системы счисления)»
Тип урока: интегрированный урок отработки
открытого способа.
Выполнила
Делавина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 2 им. А.С.Пушкина
г. Арзамаса
высшая категория.
Нижний Новгород
2018 г. Аннотация к уроку.
Предмет: математика.
Учебник: «Математика», автор С.Ф.Горбов.
Учитель: Делавина О.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 им. А.С.Пушкина,
стаж работы – 20 лет.
Тип урока: интегрированный урок отработки открытого способа.
Тема: Повторение (уравнения, задачи, системы счисления).
Цель: закрепление вычислительных навыков в концентре «Тысяча».
Задачи урока:
Образовательные: 1) закрепить и повторить сложение и вычитание в пределах 1000;
2) повторить системы счисления;
3) повторить решение уравнений и задач;
4) познакомить с некоторыми произведениями, предлагаемыми для
внеклассного
чтения;
5) способствовать развитию вычислительных навыков, интереса к
художественной
литературе.
Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, интерес к чтению;
2) работать над развитием устной речи;
3) развивать стремление научиться лучше и быстрее считать;
4) развивать активную познавательную деятельность через игры,
логические задания;
5) развивать способность к обобщению, систематизации полученных
знаний.
Воспитательные: 1) воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи;
2) формировать умение работать в коллективе;
3) воспитывать бережное отношение к природе, книге; 4) воспитывать рациональность в учебнопознавательной
деятельности.
Здоровьесберегающие: 1) проводить профилактику умственного перенапряжения путем
смены видов
деятельности;
2) поддерживать атмосферу психологического благополучия и
учебной
успешности
Оборудование: книги и портреты писателей;
картинки с изображениями героев произведений;
карточки с заданиями;
карточки с домашним заданием;
учебник, тетрадь.
На уроке Вы можете увидеть: 1) практическую значимость изучаемого материала;
2) формирование навыка установления причинно –
следственных связей;
3) использование материала, направленного на
повышение мотивации
к изучению темы;
4) создание атмосферы психологического успеха и
морального
удовлетворения собственными успехами;
5) приемы формирования устойчивого интереса;
6) использование интеграции. Психолого – педагогическая характеристика
учащихся 2 Б класса.
В классе обучаются 27 учащихся. Из них 14 мальчиков и 13 девочек.
Психологическое обследование было проведено в январе 2009 года школьным
психологом Васиной М.Н. целью обследования было определить уровень
развития речи, памяти, мышления, внимания. Анализ обследования выглядит
следующим образом:
1. Развитие речи и фонетического слуха (методика «Волшебный коврик»):
13 детей (48%) – имеют уровень высокий и выше среднего;
12 детей (45%) – средний уровень;
2 чел. (7 %) – уровень ниже среднего.
2. Память (методика «10 слов»):
12 детей (45%) – высокий и выше среднего;
11 детей (41%) – средний;
4 чел. (14%) – ниже среднего.
3. Мышление, саморегуляция, продуктивность деятельности (диктант
Эльконина):
13 детей (48%) – высокий и выше среднего;
11 детей (41%) – средний;
3 чел. (11 %) – ниже среднего. 4. Внимание (методика «Расстановка чисел»):
8 детей (30 %) – высокий и выше среднего;
16 детей (59%) – средний;
3 чел. (11%) – ниже среднего.
По уровню развития учебно – значимых навыков (мотивация, интеллект,
память, внимание, саморугуляция, активность в учебном процессе) класс
можно разделить на 3 группы:
дети с высоким и выше среднего уровнем с тенденцией к более
глубокому развитию – 12 человек (45%);
дети со средним и близким к среднему уровнем развития – 12 человек
(45%);
дети с уровнем развития ниже среднего – 3 человека (3 %).
Учащиеся первой группы способны усвоить учебный материал в
полном объеме, активны в учебной деятельности, способны к работе с
упражнениями, содержащими элементы исследовательской деятельности,
имеют навыки самостоятельной деятельности. Внимание устойчивое, но
непродолжительное, высок интерес к учебной деятельности.
Учащиеся второй группы способны к усвоению учебных навыков, но
иногда с помощью педагога. В учебной деятельности (при фронтальной,
групповой и индивидуальной работе) достаточно активны, но нуждаются в
мотивации и стимуляции (акцент на работу по карточкам, похвала). Дети
лучше работают с конкретным материалом по конкретному плану.
Учащиеся третьей группы способны к усвоению учебного материала
только с помощью учителя и не в полном объеме ( дифференцированный
подход, задания на дом индивидуального характера). Это дети, на которых
нужно обратить особое внимание. Они регулярно посещают занятия логопеда и психолога. Причина – индивидуальные особенности физиологического и
психического развития. Внимание неустойчивое. Работоспособность снижена.
Учащиеся класса очень подвижны, неусидчивы. Некоторым свойственна
большая шумливость, чрезвычайная самостоятельность. Эти дети легко
переносят грани между дозволенностью и недозволенностью.
Есть в классе дети, которые не нуждаются в общении. Духовное
одиночество их не тяготит. Но замкнутость не является показателем низких
способностей.
В целом класс работоспособен. Комментарии к уроку.
Данный урок является уроком решения конкретно – практических задач,
поскольку в рамках этого урока происходит отработка открытого способа.
На момент проведения урока учащиеся обладают определенным объемом
знаний, умений и навыков. Дети умеют решать задачи на сложение и
вычитание в 1, 2 и 3 действия; решают уравнения; составляют уравнение к
задаче; достаточно хорошо считают в пределах 1000; умеют считать и
записывать числа в различных системах счисления. Кроме этого учащиеся
имеют понятия о периметре, площади, объеме, а также умеют измерять
площадь и объем с помощью мерок.
Этапы урока:
I. Создание ситуации успеха Начинается с актуализации знаний. Заверша
ется рефлексией известного способа
реше
ния задач, уравнений.
II. Исполнительный Начинается с контроля д/з (с
«ловушками»),
что помогает определить уровень
прочности
знаний. Вместе с героями
произведений раз
ных авторов происходит решение
конкрет уравне
и
Заканчи
и
проводился
но – практических задач (решение
ний, задач, счет предметов в троичной
пятеричной системах счисления).
вается галереей авторов произведений
героев, при помощи которых
урок.
Итоговая рефлексия Начинается с систем выводов,
III.
позволяю
щих детям выявить отличие новой
ситуа
ции от прежней.
Цель: Закрепить вычислительные навыки в концентре "Тысяча";
познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для
внеклассного чтения; способствовать развитию вычислительных навыков,
интереса к художественной литературе, расширению кругозора учащихся;
содействовать воспитанию бережного отношения к природе, книге.
Оборудование. Книги: Лазарь Лагин. "Старик Хоттабыч", Дж.
Родари. "Приключения Чиполлино", Редьярд Киплинг. "Маугли", Алексей
Толстой. "Приключения Буратино...", Даниель Дефо. "Робинзон Крузо";
грамзапись "Страна Литературия", магнитофонная запись "Я веселый
Чиполлино"; картинки с изображением пантеры и удава; карточки с буквами;
карточки с заданиями; мультимедийный проектор. Структура урока Хронометраж
I. Мотивационно – оценочный 3 мин
1. Актуализация знаний 1 мин
2. Ситуация успеха 2 мин
II. Исполнительный 30 мин
1. Проверка домашнего задания 4 мин
2. Решение примеров 5 мин
3. Физкультминутка 2 мин
4. Упражнение в записи и решении уравнений 5 мин
5. Системы счисления 10 мин
6. Физкультминутка 2 мин
7. Решение задач 5 мин 8. Домашнее задание 2 мин
III. Итог урока. Рефлексия 2 мин
ХОД УРОКА
I.
Мотивационнооценочный (3 мин)
1. Актуализация знаний (1 мин)
СЛАЙД №1.
Дети входят в класс под песню «Улыбка», встают у своих мест.
Учитель: Встали. Улыбнулись друг другу. Улыбнулись мне. Сели на места.
Учитель: Тема нашего урока «Повторение». Давайте подумаем, что же мы
будем делать на уроке? (Ответы детей: считать, решать задачи и
уравнения, работать с различными системами счисления)
2. Ситуация успеха (2 мин) СЛАЙД № 2.
Учитель: А что мы должны знать и уметь, чтобы решить задачу?
Дети:
Читать задачу;
Составлять модель;
Определять часть и целое;
Помнить о ловушках.
Учитель: А что мы должны знать, чтобы решить уравнение?
Дети:
Уметь считать;
Определять часть и целое.
Учитель: С чем вы можете справиться хорошо? (ответы детей)
Учитель: А где испытываете затруднения? (ответы детей)
Учитель: Вот этим мы сегодня и займемся. И к концу урока, я думаю, вы
уже лучше будете справляться с трудностями.. Сегодня на уроке математики
мы совершим путешествие в страну литературных героев.
СЛАЙД № 3
Звучит грамзапись "Страна Литературия".
II.
Исполнителный (30 мин)
1. Проверка домашнего задания (4 мин)
Учитель: Первым нас встречает "тощий и смуглый
старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме,
тонком белом шерстяном кафтане,
обильно
расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежнорозовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". Вольке
Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
Учитель : Кто это? СЛАЙД № 4
Дети: Старик Хоттабыч
Учитель: Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда,
похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика.
Волька выполнял дома № на с. , а Хоттабыч освободил его от
необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал
заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.
На доске:
Х + 85 = 185 х + 100 = 200 300 – х =
250
Учитель: Так ли записаны выражения у вас?
Учащиеся исправляют ошибки в первом и третьем примерах
Дети: В первом примере будет ответ 100 (100; 50) .
Учитель: Кто назовет автора этой книги?
Лазарь Лагин
Если дети не знают, учитель показывает книгу, дети читают
фамилию автора, открывается карточка около фамилии Лагин.
2. Решение примеров (5 мин)
Учитель : А это кто нам машет рукой?
У сеньора Помидора льются слезы от позора.
Не хватай за чубчик длинный и не трогай …
Дети: Чиполлино! СЛАЙД № 5 Звучит грамзапись "Я веселый Чиполлино".
А) Игра «Знаю – не знаю».
Учитель: Знаете ли вы, кто придумал Чиполлино и написал о нем книгу? Я
предлагаю вам сыграть в игру «Знаю – не знаю». Вы должны решить цепочку
примеров. Если у вас получится ответ
285 – Редьярд Киплинг
350 – Астрид Линдгрен
185 – Джани Радари
85
Выставить книгу.
3. Физкультминутка (2 мин) СЛАЙД № 6.
Учитель: Принц Лимон и сеньор Помидор заточили
в подземелье дедушку Чиполлино, дядюшку Тыкву,
музыканта Грушу и других жителей сказочного
города. Чтобы открыть замок в темнице, Чиполлино
и его друзья должны разгадать код сеньора
Помидора. А братья и сестры Чиполлино решили
помочь ему. Запишем примеры в столбик и решим
их.
374 + 526 4840 2800 6408 + 2422
Дети выполняют проверку в тетрадях, а два ученика – на индивидуальных
досках для дальнейшей проверки с классом.
4. Упражнение в записи и решении уравнений (5 мин) Учитель: А вот вдалеке мальчик, волею судьбы
оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей
стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа,
пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шерхан.
Учитель: Кто узнал этого мальчика? СЛАЙД № 7.
Дети: Это Маугли
Учитель: Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи.
СЛАЙД № 8.
Длина прыжка пантеры – Х м. если ее уменьшить на 7 м, то получится длина
прыжка тигра – 5 м. Узнай длину прыжка пантеры.
Дети записывают
х – 7 = 5;
х = 5 + 7;
х = 12 м
Отрывок читает ученик.
Дети: "Багира, черная
пантера, черная вся сплошь,
как чернила, но с
отметинами, которые, как у
всех пантер, видны на свету... Все в джунглях знали Багиру, и никто не
захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна...
бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а
шкура мягче пуха".
Показ иллюстрации пантеры
Учитель: Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить на Х м, то получим
длину тела Багиры с длиной ее хвоста – 3 м. Узнайте, на сколько метров
длина тела Багиры с длиной ее хвоста меньше длины тела Каа. Показ иллюстрации удава.
Дети записывают
9 х = 3;
х = 9 3;
х = 3 м разница
Ответ: на 3 метра.
– Кто автор книги "Маугли"? СЛАЙД № 9.
Дети: Киплинг
Учитель открывает карточку около фамилии Киплинг. Выставляет книгу.
5. Системы счисления (5 мин) СЛАЙД № 10.
Учитель: Как вы знаете, Незнайка побывал в Солнечном городе и даже на
Луне.
Учитель: Коротышки в Солнечном городе могли считать только до 3. Какая
это система счисления? (Троичная)
Учитель: Лунатики могли считать до 5 – какая система? (Пятеричная) Учитель: Посчитайте предметы сначала в троичной, а потом в пятеричной
системах счисления.
Е 1 = 2
Е 1 = 2
Е 2 = 2 Е 2 = 3
Е3 = 1
С = 122 (3)
Л = 32 (5)
Учитель: Кто назовет автора книги о Незнайке и его друзьях? (Н. Носов)
Выставка книги.
6. Физкультминутка (2 мин) СЛАЙД № 11.
7. Решение задач (5 мин)
Учитель: А это кто идет нам навстречу? СЛАЙД №
12.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал...
Дети: . Буратино! Учитель: За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло
Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет. Лиса Алиса и кот
Базилио привели Буратино на пустырь. "Это поле чудес, – сказали они. – Если
закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором будет на
135 золотых монет больше ". Сколько монет должно быть на дереве?
Дети. 5 + 135 = 140 (монет).
Учитель: А сейчас вам предстоит решить задачу и помочь Буратино и его
друзьям спастись от Карабаса Барабаса.
«Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на
берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортиллу. Черепаха может
переплыть озеро за 25 минут. Буратино бросился вплавь. Ему потребуется на
15 минут больше. А Карабас побежал вокруг озера. На это ему потребуется
столько времени, сколько черепахе и Буратино вместе. Сколько времени
потребуется Карабасу?»
?
1) 25 + 15 = 40 (мин) – потребуется Буратино.
2) 25 + 40 = 65 (мин) – потребуется Карабасу.
Ответ: 65 мин или 1час 5 минут.
Учитель: Назовите автора.
СЛАЙД № 13.
Дети. Толстой
Учитель открывает карточку около фамилии
Толстой. Выставляет книги
8. Домашнее задание (2 мин) СЛАЙД № 14. Учитель: А вот еще один литературный герой. Это
мужчина в английском платье ХVIII в. Однажды корабль,
на котором он плыл, потерпел крушение, и человек
оказался на необитаемом острове. Там он прожил в
одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и
назвал его Пятницей. О ком идет речь?
Учитель: Назовите автора книги.
Дети: О Робинзоне Крузо.
Учитель: Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 32
колоска ячменя, ржи – на 18 колосков больше, а пшеницы столько, сколько
ячменя и ржи вместе. Сколько колосков пшеницы нашел Робинзон?
Учитель: Эту задачу я предлагаю вам решить дома.
Дети: Даниэль Дефо
Учитель открывает карточку около фамилии
Дефо. Выставляет книгу
III . Итог урока (2 мин)
Учитель: Какие литературные герои помогли
нам повторить изученный материал?
СЛАЙД № 15.
Дети: Хоттабыч, Чиполлино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо
Учитель: Кто нам рассказал о них? (СЛАЙД № 16.) Прочитайте фамилии
авторов, записанные на доске.
На доске: Лазарь Лагин, Джанни Родари, Редьярд Киплинг, Алексей
Толстой, Николай Носов, Даниэль Дэфо.
Учитель: А теперь я хочу спросить вас: лучше ли вы стали
понимать изученный материал?
Учитель: За работу на уроке я ставлю оценки…. 5 4 3
Самоанализ интегрированного урока
математики по теме «Повторение».
Тема, задачи урока взяты в соответствии с программными требованиями. Это
девятый урок по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Тема урока «Повторение (уравнения, задачи, системы счисления)».
Поставленные
обучающие, развивающие и воспитательные задачи
соответствуют возрастным особенностям учащихся и уровню развития класса.
Форма проведения урока – урок – путешествие по Стране Литературии.
Выбранная мной структура урока и его содержание рациональны для решения
поставленных задач.
На данный момент дети умеют: решать задачи различных типов в одно, два и
три действия; составлять уравнения и решать их; выполнять счет в различных
системах счисления; складывать и вычитать многозначные числа столбиком;
владеют навыками устного счета в пределах ста.
Исходя из темы урока мною были спланированы три учебно – воспитательные
цели. Обучающий аспект: закрепление и повторение изученных типов задач,
уравнений, систем счисления, случаев сложения и вычитания многозначных
чисел. Образовательный аспект: развитие познавательного интереса. В плане воспитательного аспекта я обозначила задачи: воспитывать чувство
взаимоуважения и взаимовыручки, формировать умение работать в
коллективе, воспитывать бережное отношение к природе, книге.
На первом этапе (Актуализация знаний) я выделяю три пункта:
вхождение в контакт (настрой на работу при помощи улыбок);
ситуация успеха (чему научились и чему должны научиться);
рефлексия (повторение изученного материала).
На втором этапе (Операционно исполнительный) я отрабатывала с детьми
открытый способ действия с многозначными числами, системами счисления,
умение решать задачи и уравнения. К доске старалась вызывать детей,
наиболее часто допускающих ошибки с целью коллективного нахождения и
исправления.
Удачей считаю следующее:
дети могут определить, что они умеют делать хорошо, а что – недостаточно
хорошо;
не стесняются говорить о своих трудностях.
На третьем этапе (Рефлексивно оценочный) дети пытались дать себе
объективную оценку.
Над развитием речи я работала на протяжении всего урока, требуя строить
правильные, полные ответы. Дифференцированный подход к каждому
ученику помог почувствовать уверенность в своих силах. Использование на
уроке физкультминуток снимало физическое напряжение и было направлено
на сохранение здоровья детей и активизацию мыслительной деятельности.
Оборудование и наглядность подобраны в соответствии с целью и задачами
урока. При выборе приемов работы на уроке в качестве приоритетных я выбрала:
образность, эмоциональность, последовательность, связность, доступность.
Атмосфера на уроке была эмоционально спокойная.
Поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.
Приложение № 1.
Раздаточный материал. Системы
счисления.
Е 1 = Е 1 =
Е 2 = Е 2 =
Е3 = Е3 =
Л=
С=
Е 1 = Е 1 =
Е 2 = Е 2 =
Е3 = Е3 = Л=
С=
Приложение № 2.
Домашнее задание (на карточках)
Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 32
колоска ячменя, ржи – на 18 колосков больше, а пшеницы столько,
сколько ячменя и ржи вместе. Сколько колосков пшеницы нашел
Робинзон?
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Урок математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.