Урок математики. Понятие "Задача"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала техкарта по математике.doc

 

Цели деятельности учителя

Дальнейшее формирование одного из основных понятий начального курса математики – «задача»

Сформировать  у обучающихся знания об отличительных признаках задачи и загадки;

Признаки загадки: наличие условия (могут быть и числа) и требования – распознавание объекта, предполагающее логические операции, самостоятельное придумывание «загадок»;

Совершенствовать умения слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

Учить анализировать делать выводы, развивать речь;

Развивать познавательные действия: логические и алгоритмические;

Развивать умение логически верно выражать свои мысли;

Упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе изучения нового материала.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);

Научатся употреблять термины, связанные с понятием «задача»;

получат возможность научиться распознавать и формулировать простые задачи;

Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при выполнении различных заданий; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, уметь работать группе, в парах

регулятивные –  планировать свою работу, контролировать свои действия, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самоконтроль;

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Основные понятия

 Задача, загадка

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Межпредметные связи

Чтение

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочие тетради, презентация, проектор.

                                                           

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

                      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

  Универсальные   учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный

момент

Эмоциональный настрой на урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно.

Спинки выпрямили

Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Фронтальная.

Личностные:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

 

2.Актуализация знаний

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Устный счет:

1. Три мальчика, Коля, Петя и Миша, отправились в магазин. По дороге они нашли три рубля. Сколько бы денег нашел один Миша, если бы он пошел в магазин? (3)

2.  Иван Царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кащеево царство? (1)

3.  Три товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей-учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу? (3)

4.  На тарелочке семь слив, вид их очень уж красив. Съел четыре сливы Павел, сколько мальчик слив оставил? (3)

5.  пять малышек-медвежат мама уложила спать. Одному никак не спится, скольким сон хороший снится? (4)

Какие же вы все молодцы! Все легко справились с этим заданием! А теперь давайте откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату, сегодня 6 апреля, классная работа. Кто написал, поставьте руку на локоток.

Слушаю учителя, выполняют устный счёт, записывают число.

Фронтальная

Личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Познавательные: отвечать на вопросы; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Устный опрос

 

 

3.Изуче ние нового матери ала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с кластером

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка

Начнём работу в учебной книге. Откройте «Содержание».

Найдите страницу 36 и прочитайте тему урока и откроем эту страницу в наших учебниках.

Вам эти слова знакомы?

Где вы слышали слово «задача»?

Где вы слышали слово «загадка»?

А Миша эти слова вчера услышал от Маши. А сегодня он пришел с прогулки и увидел, что Маша о чем-то сосредоточенно думает. Он спросил:

-Маша, о чем ты думаешь?

-Я пытаюсь понять, как отличить задачу от загадки, но у меня ничего не получается!

Ребята, а вы как думаете: задача и загадка – отличаются? Обсудите в паре.

У нас получились разные мнения. Значит нужно разобраться. Вы готовы разобраться и помочь Маше?

У нас есть  задача и загадка. Что же мы сегодня Маше должны объяснить?

Значит цель нашего урока…(отличие загадки от задачи)

Ребят, а знаете ли вы какие-нибудь загадки?

Предложите кто-нибудь свою загадку (если не знают, то предлагаю свою):

  1. По деревьям скок-скок,

А орешки щелк-щелк. Кто это? (белка)

  1. Из иголок колобок.

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймешь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

В общем, сразу не поймешь.

Кто же это все же? (еж)

  1. Выгнул спинку он дугой.

Замяукал. Кто такой? (кот)

А есть ли в загадке условие? (да)

Могут ли в загадке быть даны числа? (да)

В чем состоит требование  загадки?

Повторим, что знаем о задаче и загадке. Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются задачи и загадки в паре.

Прил.1

Молодцы. Все справились с заданием.

Давайте сейчас решим с вами задачи и отгадаем загадки.

-Стр.36 №1.1.  Прочитайте первый текст. Назовите условие. Назовите требование. А какой вопрос в нашем задании? (что это?)

Так как вы думаете, что же это? (загадка: колеса).

Будем ее решать? (нет)

-Давайте выполним с вами задание 1.2. Назовите условие. Назовите требование. Какой вопрос в этом задании? (сколько всего колес у машины)

Как вы думаете, что это? (задача)

Будем решать? (да)

Давайте решим ее письменно. Как будем решать? (2+2=4). Молодцы.

-давайте выполним следующее задание. прочитайте его. И так, на какой вопрос нужно ответить? (что это?)

Кто нам ответит на этот вопрос? (это загадка: ножницы)

-Переходим к заданию 1.4. прочитайте его. Как вы думаете, это задача или загадка? (задача).

А почему вы так решили? (она требует решения)

Правильно, так давайте решим ее с вами в наших тетрадях. (4-2=2)

Молодцы, справились с заданием.

-давайте прочитаем с вами задание 1.5. на какой вопрос мы должны с вами ответить? (о каких «сыновьях» идет речь?).

Кто как считает? (цветы)

Молодцы ребята! Очень хорошо потрудились. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Видеоролик.

-Давайте выполним с вами задание № 2 стр.37.

Прочитайте, что нам нужно сделать.

Я предлагаю вам сейчас поработать в группах.

Но прежде, чем начнем работу, давайте вспомним правила работы в группе: (слайд)

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки

Молодцы, все справились с этим заданием.

Давайте, каждая группа решит свою задачу у себя в тетрадях. Кто все сделает, руку на локоток.

А что еще нам нужно сделать в этом задании? (вспомнить загадку)

Кто-нибудь вспомнил? (если не вспомнят, то предложить самой):

  1. Сидит девица в темнице,

            А коса на улице. (морковь).

-прочитайте задание №3 стр.37. как вы думаете, кто это? (заяц).

Выполняют задания, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Предлагают загадки и отгадывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Выполняют кластер

 

 

 

 

Работают с учебником, читают задание, определяют, какой текст является задачей, какой загадкой, записывают решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают задание, выполняют его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают задание, говорят ответ

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Познавательные:

-овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

-отвечать на вопросы;

 

 

 

Коммуникативные:

-развивать способности слушать собеседника и вести;

-высказывать свое предположение;

 

 

 

Регулятивные:

-контролировать свои действия;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы, используя информацию кластера;

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Работа с учебником

 

4.Первичное осмысле ние и закрепление

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Продолжим работу в тетради с печатной основой. Откройте страницу 53, №1

Прочитайте задание и выполняйте.

По окончании работы проверьте друг у друга смайликами. Веселый – нет ошибок; грустный – есть ошибки.

Закройте тетради и учебники, положите на край стола.

Выполняют задание, проверяют друг друга

Самостоятельная индивидуальная

 

Регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль;

Познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

5. Итоги урока. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Какую цель мы ставили? (отличие задачи от загадки)

Достигли ли мы нашу цель?

Продолжите одну из фраз:

«Сегодня на уроке я узнал (-а), что…»

«Самое легкое сегодня было….»

«Трудным для меня было…..»

 

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

Фронтальная

Регулятивные:

-давать оценку деятельности на уроке;

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также