Тема урока: Прибавить и вычесть число 1.
1. Цель урока:
Создать условия для формирования понятия прибавления и вычитания числа 1.
2. Задачи:
- обучающие
-Ввести свойства числового ряда.
-Выявить необходимые условия для овладения навыком быстрого прибавления и вычитания числа 1.
- Формировать умение быстро складывать и вычитать число 1.
-Способствовать осмыслению и закреплению полученных знаний.
-Совершенствовать умение распознавать и решать задачи, применяя знания о структурном содержании задачи и изученные приемы сложения и вычитания.
-развивающие
Создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания.
Способствовать развитию познавательных способностей, познавательной активности и исследовательской деятельности.
Развивать ключевые компетенции (коммуникативные, познавательные, информационные).
-воспитательные
Воспитывать желание
учиться и делать открытия.
Воспитывать интерес и любовь к математике.
Создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
В процессе обучения детей математике, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:
1) Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять сложение и вычитание числа 1, моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать себя, границы своего знания и незнания.
3. Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления изученного
4. Формы работы учащихся фронтальная, исследовательская, самостоятельная
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Сейчас у нас урок математики.
Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно,
На ладошке появилось ярко-желтое пятно.
Это звездочка морская
Словно лучик золотой
Протянуло свою ручку,
Поздоровалась с тобой.
- Чтобы вам всегда было тепло и весело я каждому из вас тоже хочу подарить морскую звездочку.
- Ребята, какое сейчас время года? Какая погода за окном? Какое у неё настроение? Какое настроение у вас? Выразите его с помощью морских звёзд, лежащих перед вами.
Если у вас прекрасное настроение - поднимите розовую звёздочку, оранжевую- хорошее настроение.
- Вижу, что настроение у вас отличное. Давайте поработаем так, чтобы до конца урока оно осталось таким же.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
Учитель. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Но сначала должны узнать, откуда она. Поставьте цифры в порядке возрастания и расшифруйте слово.
На доске:
3 1 2
с л е.
- Какое слово получилось?
Дети. Лес.
У. Из леса к нам прибежала
Не мышь, не птица.
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
Кто это?
Д. Белочка.
(Учитель прикрепляет на доску рисунок белочки.)
II.Постановка учебной задачи.
У. Белочка- хозяюшка
Школу открывает
И лесных зверюшек
Учиться приглашает.
- Сегодня нас с вами ждёт необычный урок. Мы отправляемся в лесную школу, где вместе с жителями леса будем изучать математику. Нам предстоит сделать открытие.
- Готовы ли к этому? Зверята приготовили нам различные задания.
И звери, и птицы
Спешат к нам в класс, ( пингвинёнок, бельчонок, зайчонок)
А белочка- учительница
Дает такой наказ:
«Начинаем наш урок,
Повторять мы будем счет
И примеры порешаем,
Кто внимательней, узнаем».
III.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1).Устный счёт. Зверята из лесной школы приготовили нам интересные задания. Давайте попробуем их выполнить.
- Пингвиненок просит вас назвать числа от 0 до 10 (по цепочке), от 2 до 7 через одно число.
- Назовите число, идущее при счете за числом 3 (4).
- Назовите, какое число идет перед числом 7 (6).
- Какое число находится между числами 8 и 10 (9).
- Назовите соседей числа 4 (3 и 5).
- Сравните числа 3 и 5. Какое из них больше? Почему? (Идет при счете позже).
- Составив мозаику, мы узнаем следующего гостя – героя. Порядок составления указан цифрами. (Рисунок 3) Начинайте с самого большого числа, назовите его. Называем в обратном направлении. (10, 9, 8 …)
Рисунок 3
- Назовите самое маленькое число. (1). Назовите самое большое число. (10)
- Белочка прыгала с ветки на ветку и заметила, что ее елочка еще не готова к празднику – надо ее нарядить. Решите примеры и повесьте на елочку шары – ответы. (Рисунок 4)
Рисунок 4
- Примеры читаем по-разному.
3+1 7+1 1+9 4+1+1 |
|
6-1 2-1 3-1 8-1 |
- Какое самое маленькое число висит на елочке? (1) Какое самое большое? (10).
- Назовите числа по возрастанию.
- На какое арифметическое действие записаны примеры в первом столбике? Во втором столбике? Белочка благодарит вас.
Рисунок 5
- Дружок белочки зайчик (Рисунок 5) просит угадать числа, замороженные сосульками.
- Зайчик благодарит вас за работу
- А игру про зайчика знаем?
2). Физминутка.
Зайцы скачут: Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, кушают, и тихонько слушают,
Не идёт ли волк.
Раз - нагнуться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - руками три хлопка.
Головою три кивка.
IV. Самоопределение к деятельности
Рисунок 6
- Кошечка (Рисунок 6) ловила снежинки. Она поймала 4 снежинки. Потом поймала ещё 1 снежинку. Когда она поймала ещё 1 снежинку, сколько снежинок стало у кошечки? (4 +1 = 5)
- К 4 прибавили 1. Сколько всего прибавили? (1) Сколько стало? (5)
На доске запись: 4 +1 = 5
- Расскажите, как получили 5. (К 4 добавили 1, получили 5.)
2). Практическая работа.
- А теперь играем в снежки. На полосочке положите 5 синих кружков – снежков. Сначала мы бросаем 1 снежок (убирают кружок). Сколько снежков осталось? (5 – 1 = 4).
- Расскажите, как получили 4? (От 5 вычли 1, получили 4)
- Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)
- Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка, будем работать в парах, оценивать себя и товарища.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке. Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?
- Прочитайте в учебнике предложение, в котором говорится о том, как
прибавить число 1.
- Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
Физминутка
Шаг на месте!
А ну, давай все вместе:
С медвежонком - топ, топ.
За утёнком - шлёп, шлёп.
за бельчонком - прыг. прыг.
С жеребёнком - брык, брык.
Вместе с жабой - скок, скок.
Вместе с крабом - вбок, вбок.
Прекращается прыг, скок.
Продолжается урок.
- А что делают лягушата? ( Прыгают)
- Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
- Сколько всего лягушат? (10.)
- Сколько лягушат уже в воде? (1.)
- В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.)
- Как это записать? (1 + 1 = 2.)
(На доске лягушата на вышке и примеры)
- Проведём наблюдения, результаты которых запишем в таблицу. Мальчики наблюдают, как изменяется количество лягушат на мостике, а девочки, за количеством лягушат в воде. Фиксируем результаты наблюдений в таблице, которая находится перед вами .
-Сколько всего лягушат было на мостике? (10.) Сколько лягушат прыгнуло в воду? (1.) Сколько осталось? (Мальчики объясняют и записывают: 10-1=9)
-Прыгнул ещё один лягушонок. Сколько осталось?
- Девочки, изменилось ли количество лягушат в воде? Как получили? (1+1=2)
(Далее работа строится аналогично. Дети записывают таблицу в тетрадь).
Сделайте вывод по нашим наблюдениям.
- Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
- Кого вы видите внизу страницы? Предлагаю вместе с зайчиком сделать разминку.
Физминутка "Заинька"
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать
Прыгать заинько горазд
Он подпрыгнул …. раз.
(Учитель показывает карточку с цифрой. Дети её называют и прыгают.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
2. Гимнастика для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
№ 1 (с. 80). _
- Рассмотрите числовой ряд, по которому идут белочка и заяц.
- Какое действие выполняет заяц? (Прибавляет число 1.)
- В какую сторону он идет и почему? (Вправо. Когда прибавляем, становится больше. Чем правее, тем числа больше.)
- Какое действие выполняет белочка? (Вычитает число 1. )
- В какую сторону идет белочка и почему? (Влево. Когда вы читаем, становится меньше. Чем левее, тем числа меньше )
- Белочка и заяц не просто гуляют по числовому ряду, они решают примеры. Давайте вместе поработаем вместе с ними. Мальчики - зайчики, а девочки - белочки.
- С какого деления заяц начал движение? (С числа 1.)
- В какую сторону идет заяц? Как узнали? (Вправо, на табличке знак +.)
- Сколько шагов вправо сделает заяц? (/.)
- На каком делении остановился заяц? (На числе 2.)
- Мальчики, отвечайте хором, какие примеры будет решать зайчик.
- Белочки, просигнальте, правильно ли решали примеры зайчики.
- Кто из зайчиков, сможет один рассказать все решённые примеры?
- Решим вместе с белочкой пример 9—1 = 8.
- С какого деления белочка начала движение? (С числа 9.)
- В какую сторону идет белочка? Как узнали? (Влево, у нее на табличке знак—.)
- Сколько шагов вправо делает белочка? (7.)
- На каком делении остановилась белочка? (На числе 8.)
(По аналогии разбирается следующий пример.)
2). Физминутка «Капуста! (пальчиковая игра)
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
4) Работа в тетради с печатной основой (с.29).
- Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)
- Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)
- Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)
- Оцените себя с помощью «Светофора».
Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.
- Прочитайте следующее задание. Вычислите.
- Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)
- Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)
- Чем интересен первый столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)
VII.Включение в систему знаний и повторения.
Белочка. Ну, ребята, молодцы,
Всем зверятам помогли.
А теперь заданья вам
Я в снеговиках раздам.
|
Оценивание с помощью «карандашей»
VIII.Рефлексия деятельности.
Белочка. Вы, друзья мои, старались.
Все прилежно занимались.
Хочу вас благодарить
И подарки всем вручить.
IX. Итог урока.
Поход в лес был не только интересным, но и полезным, т.к. мы встретились с различными животными. Мы выполнили задания, которые приготовили нам зверята и научились прибавлять и вычитать +1 и -1, к любому числу в пределах 10.
- Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
|
|
||||||
|
|
|
||||||||
|
|
||||||||
3+1= 6-1=
7+1= 2-1=
9+1= 3-1=
5+1= 8-1=
2+1= 10-1=
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.