Цели.
Образовательные:
уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык, чтение.
Ресурсы.
Основные:
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2011
Дополнительные:
Индивидуальные доски, маркеры.
Алгоритм решения задачи.
Алгоритм самооценки.
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Цели.
Образовательные:
уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в
условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи,
анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти,
произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и
групповой работе, экологической культуры уч-ся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения
действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение.
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и
общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь
целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения
действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и
следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос,
решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык, чтение.
Ресурсы.
Основные:
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2011
Дополнительные:
Индивидуальные доски, маркеры.
Алгоритм решения задачи.
Алгоритм самооценки.
Плакат с текстом задачи.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах,
индивидуальная работа.Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Тип урока: урок открытия нового знания. Дата
проведения: 11 декабря.
Ход урока.
I. Орг. момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли
вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый
день узнавать что-то новое.)
- Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять,
что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)
Сегодня мы отправимся в математическое путешествие. А куда, вы узнаете,
отгадав ребус:
1
6
10
3
5
7
9
2
4
8
Б) Игра «Зайчики спят».
(Учитель произносит фразу "Зайчики спят!" - дети ложатся на парту,
закрывают глаза, слушают задание. "Зайчики проснулись!" - открывают глаза,
поднимают руку, отвечают на вопрос.)
С (ЛЕС)
-В путешествии нам понадобятся: ручки, простой карандаш, тетрадь,
внимательность, умение слушать и слышать….
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.
1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для
построения новых знаний. (Устный счёт) -А встречает нас…. "Не
барашек и не кот,
Шуба серая - для лета.
-А как вы догадались, что это заяц?
Зайчик очень любит математику и приготовил для вас задания. Вы готовы их
выполнить?
А) Счёт в прямом и обратном
Для зимы - другого цвета" (Заяц)
Носит шубу круглый год.
порядке 5 увеличить на 3 (8)
4 уменьшить на 2 (2)
Первое слагаемое-9, второе-1. Найти сумму. (10)
Я задумала число, увеличила его на 3 и получила 4. Какое число
На ёлке 5 шаров и столько же фонариков. Сколько фонариков на ёлке?
задумала? (1)
Показать на пальцах.
узнаем
1 3 2
4
в л о
к
-Почему я приготовила именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения
нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов (определение темы урока).
- Тише. Кто-то идёт. Расставьте буквы по порядку и
кто же это.
(ВОЛК)
Ребята, волк не может отгадать загадку. Поможем ему?
-А теперь внимание. Условие, вопрос, решение, ответ. Что
это?
(Задача)
-Так что же мы что мы будем делать на уроке? (Решать задачи.) И, конечно,
откроем ещё что-то новое
- Сформулируйте тему урока: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление.
- Расскажите волку, как мы работаем над задачей. (Для этого составьте
алгоритм решения задачи и объясните, что обозначают условные знаки)
1. Рисунок в круге: Сова с книгой. (Читаем задачу, пока не поймём и не
запомним.)
2. В одном круге буква , в другом - (Выделяем условие
и вопрос задачи.)
у
?
3. (Составляем схему или рисунок задачи, выбираем действие )
_
Р
О
4. (Решаем задачу –записываем решение.)
5. (Записываем ответ.)
А) Работа в тетрадях.
Покажем волку, как нужно решать задачи. Для этого откроем тетрадь и
запишем число: 11 декабря. Задача.
-Итак, вот наша задача (напечатана на карточке).
-Работаем над задачей по эталону. Шаг 1.Читаем.
На полянке играло 6 волчат. Несколько убежало.
Сколько волчат осталось играть на полянке?
- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.- Шаг 3. Составляем схему или рисунок задачи (на выбор).
- Шаг 4. Записываем решение.
- Решите задачу.
(Дети пытаются решить задачу)
4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в
выполнении пробного учебного действия.
-Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)
- Почему? (Неизвестно, сколько волчат убежало)
III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.
1)-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в
вопросе? (В условии.)
2)Соотнесение своего действия с используемым способом
действий(алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней
речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для
решения исходной задачи и задач такого класса вообще.
-Сколько чисел в этой задаче?(1)
- А в тех, которых решали раньше? (2)
-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только
одно число?(Нет)
- А сколько должно быть чисел? (2)
-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения .
Обдумывание будущих учебных действий.
-Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.
- Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)
-Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить
задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.
У
V. Реализация построенного проекта.
- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону?
(Добавить число, обозначающее сколько волчат убежало.)
-Какое число можно вставить?(не больше 6)
На полянке играло 6 волчат. Убежало
волчат.
Сколько волчат осталось играть на
полянке?
-Работаем над задачей по эталону.
1.Читаем.2.Выделяем условие задачи.
Сколько чисел?
Какое первое число? (6) Второе?
Что обозначает число 6? ( Сколько волчат играло)
Число ? (Сколько волчат убежало)
Каков вопрос задачи? (Сколько волчат осталось играть на полянке?)
3.Дополним рисунок (схему) .
-К доске пойдёт …………………..
4. Решение записываем в тетради.
-Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание,
потому что волчат стало меньше.)
6 - = (в.)
5. Записываем ответ
Ответ: волчат.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться,
не ссориться,)
- Возьмите листочки жёлтого цвета. Там 2 задачи.
№1.
Сначала белочка нашла 4 грибка, потом ещё
несколько. Сколько всего грибков нашла белочка
№2.
Сначала белочка нашла 4 грибка, потом ещё 3.
Сколько всего грибков нашла белочка
Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и
решить её.
- На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).
-1 пара работает у доски.
-Проверяем.
Какую задачу выбрали: №1 или №2?
- Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)
-Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о
процессе решения задачи.)
-Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.
(Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)
Физминутка.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа на карточках.
Зайчата слепили 2 снеговика, а медвежата 3.
Сколько всего снеговиков слепили зверята?-Читаем задачу .
- Сколько чисел в задаче? (2) Какие? (2 и 3)
- Работайте над задачей по эталону. - Советую схему не делать, а
использовать рисунок задачи.
- Сколько всего снеговиков? (5)
-Как нашли? (3+2=5)
- Почему выбрали сложение? (Сколько ВСЕГО снеговиков?.)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения
следующей задачи.
- Задачу для вас приготовили птицы, которые прилетают к нам зимой. Я
написала эту задачу на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти.
Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь
отыскать снежинку.) Что за птица на снежинке? (СНЕГИРЬ)
(У каждого ребёнка снежинка с задачей)
На одной ветке сосны сидело 2
снегиря, а на другой ветке
столько же. Сколько всего
снегирей сидело на сосне?-Читаем задачу.
- Прочитайте условие задачи.
- Вопрос.
- Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)
- Какие? (3 и 3).
- Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)
- К доске …….. ( Ребёнок решает задачу с объяснением.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Как называлась тема нашего урока? –Какие задачи вам понравились?
-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон? (В задаче должно
быть не менее 2 чисел)
- Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети
выбирают один и объясняют свой выбор.)