Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели. Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение. Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся. Формирование УУД. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Планируемые результаты. Предметные: Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ. Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык, чтение. Ресурсы. Основные: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011. М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2011 Дополнительные: Индивидуальные доски, маркеры. Алгоритм решения задачи. Алгоритм самооценки.
Иконка файла материала 000ab608-28788c03.docx
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач". Цели. Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение. Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся. Формирование УУД. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Планируемые результаты. Предметные: Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ. Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык, чтение. Ресурсы. Основные: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011. М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2011 Дополнительные: Индивидуальные доски, маркеры. Алгоритм решения задачи. Алгоритм самооценки. Плакат с текстом задачи. Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач". Тип урока: урок открытия нового знания. Дата проведения: 11 декабря. Ход урока. I. Орг. момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.) - Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.) Сегодня мы отправимся в математическое путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав ребус: 1 6 10 3 5 7 9 2 4 8 Б) Игра «Зайчики спят». (Учитель произносит фразу "Зайчики спят!" - дети ложатся на парту, закрывают глаза, слушают задание. "Зайчики проснулись!" - открывают глаза, поднимают руку, отвечают на вопрос.) С (ЛЕС) -В путешествии нам понадобятся: ручки, простой карандаш, тетрадь, внимательность, умение слушать и слышать…. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт) -А встречает нас…. "Не барашек и не кот, Шуба серая - для лета. -А как вы догадались, что это заяц? Зайчик очень любит математику и приготовил для вас задания. Вы готовы их выполнить? А) Счёт в прямом и обратном Для зимы - другого цвета" (Заяц) Носит шубу круглый год. порядке 5 увеличить на 3 (8)  4 уменьшить на 2 (2)  Первое слагаемое-9, второе-1. Найти сумму. (10)  Я задумала число, увеличила его на 3 и получила 4. Какое число  На ёлке 5 шаров и столько же фонариков. Сколько фонариков на ёлке? задумала? (1) Показать на пальцах. узнаем 1 3 2 4 в л о к -Почему я приготовила именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.) 2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (определение темы урока). - Тише. Кто-то идёт. Расставьте буквы по порядку и кто же это. (ВОЛК) Ребята, волк не может отгадать загадку. Поможем ему? -А теперь внимание. Условие, вопрос, решение, ответ. Что это? (Задача) -Так что же мы что мы будем делать на уроке? (Решать задачи.) И, конечно, откроем ещё что-то новое - Сформулируйте тему урока: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» 3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. - Расскажите волку, как мы работаем над задачей. (Для этого составьте алгоритм решения задачи и объясните, что обозначают условные знаки) 1. Рисунок в круге: Сова с книгой. (Читаем задачу, пока не поймём и не запомним.) 2. В одном круге буква , в другом - (Выделяем условие и вопрос задачи.) у ? 3. (Составляем схему или рисунок задачи, выбираем действие ) _ Р О 4. (Решаем задачу –записываем решение.) 5. (Записываем ответ.) А) Работа в тетрадях. Покажем волку, как нужно решать задачи. Для этого откроем тетрадь и запишем число: 11 декабря. Задача. -Итак, вот наша задача (напечатана на карточке). -Работаем над задачей по эталону. Шаг 1.Читаем. На полянке играло 6 волчат. Несколько убежало. Сколько волчат осталось играть на полянке? - Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.- Шаг 3. Составляем схему или рисунок задачи (на выбор). - Шаг 4. Записываем решение. - Решите задачу. (Дети пытаются решить задачу) 4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. -Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.) - Почему? (Неизвестно, сколько волчат убежало) III. Выявление места и причины затруднения. - У нас возникло затруднение. 1)-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.) 2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий(алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще. -Сколько чисел в этой задаче?(1) - А в тех, которых решали раньше? (2) -Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число?(Нет) - А сколько должно быть чисел? (2) -Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа. IV. Построение проекта выхода из затруднения . Обдумывание будущих учебных действий. -Итак, давайте внесём изменения в наш эталон. - Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.) -Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа. У V. Реализация построенного проекта. - Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее сколько волчат убежало.) -Какое число можно вставить?(не больше 6) На полянке играло 6 волчат. Убежало волчат. Сколько волчат осталось играть на полянке? -Работаем над задачей по эталону. 1.Читаем.2.Выделяем условие задачи. Сколько чисел? Какое первое число? (6) Второе? Что обозначает число 6? ( Сколько волчат играло) Число ? (Сколько волчат убежало) Каков вопрос задачи? (Сколько волчат осталось играть на полянке?) 3.Дополним рисунок (схему) . -К доске пойдёт ………………….. 4. Решение записываем в тетради. -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что волчат стало меньше.) 6 - = (в.) 5. Записываем ответ Ответ: волчат. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. - Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться,) - Возьмите листочки жёлтого цвета. Там 2 задачи. №1. Сначала белочка нашла 4 грибка, потом ещё несколько. Сколько всего грибков нашла белочка №2. Сначала белочка нашла 4 грибка, потом ещё 3. Сколько всего грибков нашла белочка Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её. - На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа). -1 пара работает у доски. -Проверяем. Какую задачу выбрали: №1 или №2? - Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.) -Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.) -Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку. (Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.) Физминутка. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа на карточках. Зайчата слепили 2 снеговика, а медвежата 3. Сколько всего снеговиков слепили зверята?-Читаем задачу . - Сколько чисел в задаче? (2) Какие? (2 и 3) - Работайте над задачей по эталону. - Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи. - Сколько всего снеговиков? (5) -Как нашли? (3+2=5) - Почему выбрали сложение? (Сколько ВСЕГО снеговиков?.) VIII. Включение в систему знаний и повторение. - Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи. - Задачу для вас приготовили птицы, которые прилетают к нам зимой. Я написала эту задачу на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь отыскать снежинку.) Что за птица на снежинке? (СНЕГИРЬ) (У каждого ребёнка снежинка с задачей) На одной ветке сосны сидело 2 снегиря, а на другой ветке столько же. Сколько всего снегирей сидело на сосне?-Читаем задачу. - Прочитайте условие задачи. - Вопрос. - Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2) - Какие? (3 и 3). - Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.) - К доске …….. ( Ребёнок решает задачу с объяснением.) IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1. Как называлась тема нашего урока? –Какие задачи вам понравились? -Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон? (В задаче должно быть не менее 2 чисел) - Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают один и объясняют свой выбор.)

Посмотрите также