Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
15.02.2019
Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.
В разработке представлен урок по теме : "Природа и человек в лирике Сергея Есенина. Милосердие, любовь ко всему живому в стихах Сергея Есенина". Данный урок призван познакомить с особенностями его творчества, воспитывать «чувства добрые» на примерах есенинской поэзии, отработать навыки анализа поэтического текста.
Урок милосердия.docx
Урок милосердия.  Тема:                 Природа и человек в лирике Есенина.                          Милосердие, любовь ко всему живому в стихах                           Есенина.  Цель урока:      1) воспитывать «чувства добрые» на примерах  есенинской  поэзии;                                2) продолжить знакомство с лирикой С. Есенина,                                    с особенностями его творчества, мироощущения;                                 3)формировать навык анализа поэтического текста.     Оборудование:  компьютер, запись органной музыки, проектор, слайды                                           с изображением природы средней полосы России,                                      толковый словарь, тексты стихов С. Есенина.                                                   Ход урока.  I.Организационный момент, запись эпиграфа урока.                                                       Быть поэтом – это значит то же,                                                      Если правды жизни не нарушить,                                                      Рубцевать себя по нежной коже,                                                       Кровью чувств ласкать чужие души.                                                                                                  С. А. Есенин.  Как вы понимаете эти строки? (Быть поэтом ­ это значит не жалеть себя, идти на муки, чтобы нести людям  красоту, добро, любовь, нежность и человечность.)   II.Проверка домашнего задания.  На прошлом уроке мы читали автобиографию поэта «О себе», которая  заканчивается словами: «Что касается остальных автобиографических  сведений, ­ они в моих стихах». О чем говорят эти слова? (Все, о чем пишет поэт в стихах, ­  это о себе, то есть о самом  Есенине, о его  чувствах, переживаниях, мыслях. Лирический герой и личность поэта  полностью совпадают).  М. Горький писал: «…драма Сергея Есенина в высокой степени характерна… Это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и  леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтобы  рассказать о своей восторженной любви к жизни, рассказать о простой ее  красоте». Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют  о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и  цветы»? 1. Чтение стихотворений учащимися. /Реализация индивидуального  домашнего задания./ («Запели тесаные дроги», «Край любимый! Сердцу снятся», «Я – пастух; мои  палаты…», «Мелколесье. Степь и дали.», «О, верю, верю, счастье есть!» и др. В этих стихах поэт сам признается в любви к природе. Приведите примеры  цитат с признанием поэта в любви к окружающему миру.    2. Реализация группового домашнего задания.  Презентации, подготовленные учащимися (строки стихотворений поэта  сопровождаются показом соответствующих картин природы.)  1. О Русь – малиновое поле                     4. Черная, потом пропахшая выть!     И синь, упавшая в реку, ­                        Как мне тебя не ласкать, не любить?    Люблю до радости и боли                                                                                         Твою озерную тоску.                            5. Люблю я ропот буйных вод                                                                         И на волне звезды сиянье.  2. Все встречаю, все приемлю,                                      Рад и счастлив душу вынуть.               6. Тот, кто видел хоть однажды                                                                           Этот край и эту гладь, 3. Я молюсь на алы зори,                              Тот почти березке каждой          Причащаюсь у ручья.                               Ножку рад поцеловать.   III. Беседа с учащимися. Комментарии учителя. ­ Прочитайте еще одно высказывание М. Горького о поэте:   «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой  исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали  полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более  всего иного – заслужено человеком».    ­ Обратите внимание на слово орган. Здесь не проставлено ударение, а между  тем, если поставить ударение на второй слог, то получится слово орган, это  слова­омоформы – орган и орган. Надеюсь, что такое орган, вы знаете? (Клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из труб, в которые нагнетается воздух, инструмент, большой по величине, очень сложный по  конструкции.) ­ Чтобы иметь представление об органе, давайте послушаем органную музыку.               Слушание органной музыки Баха « Токката и фуга ре­минор».                                ­  Каковы ваши впечатления от музыки? Если бы эта музыка исполнялась на другом музыкальном инструменте, она  точно так же звучала бы, так же воздействовала бы на слушателя? Что было  бы утрачено? (сила, торжественность,) Прочитайте  еще раз высказывание Горького, но уже со словом орган. Итак, в первом высказывании Есенин – орган, во втором – орган. Какой вариант вам больше нравится? Почему? (Поэзии Есенина свойственна песенность, музыкальность, и его самого  уместнее сравнить с музыкальным инструментом. Есенинские стихи звучат  сильно, мощно, торжественно, подобно органной музыке, поэтому слово  орган в этом  высказывании подходит больше.) ­ Мы не знаем, какое слово из этих омоформ употребил А. Горький. Но нам  нравится считать Есенина органом, этим великолепным инструментом,  который так необыкновенно воздействует на человека, воспевая  «неисчерпаемую «печаль полей», любовь ко всему живому и милосердие». ­ А как вы понимаете слово милосердие? Обратите внимание, это сложное  слово. От каких корней или основ оно образовано? (милость и сердце) ­Именно милость, а не милый. А что обозначает слово милость? (Доброе, человеколюбивое отношение) Помните, у А. С. Пушкина:                   И долго буду тем любезен я народу,                   Что чувства добрые я лирой пробуждал…                    И милость к падшим призывал. ­ Так что же такое милосердие? (Готовность помочь кому­нибудь, пожалеть, простить из сострадания,  человеколюбия) Проследим, в каких стихах С. Есенина наиболее полно выражается чувство  милосердия.   IV. Чтение  стихотворений «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица». ­ Каково первое впечатление от стихотворений? (Стихотворения пронизаны печалью, щемящей нежностью, любовью,  жалостью.) ­ О чем эти стихотворения?  Как изображаются страдания животных? (Животные наделены человеческими чувствами и переживаниями./Думает  грустную думу/ О белоногом телке/ Страдания животных показаны на трагедийном уровне: //Не дали матери  сына//, //Покатились глаза собачьи /Золотыми звездами в снег//) ­ Как вы понимаете  метафору // Покатились глаза собачьи/ Золотыми  звездами в снег// ?   (Метафора сродни выражению выплакала все глаза, но не просто глаза, а  звезды, причем золотые) ­ Безусловно, эта метафора не случайна. Почему глаза собачьи – золотые  звезды? (До этого страшного события они сияли и светились от счастья, как золотые  звезды. Эпитет золотые передает еще и нрав животного – золотой, значит,  хороший, добрый, ср.:золотой характер, золотое сердце.) ­ Почему глаза покатились в снег? Не слезы из глаз, а именно глаза? (Свет померк в очах. Нет больше этих глаз, не засветятся они никогда  золотыми звездами.)   Слово учителя. ­ Есенинский мир «братьев меньших» представляет собой особую,  исполненную полного драматизма сферу природного бытия. Материнское  страдание коровы и собаки, боль лисицы­подранка – все это передано с  особой лирической экспрессией и безыскусственностью. Для Есенина  животное – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой (не случайно в ряде случаев наименование животного, вынесенное в заглавие,  в самом тексте заменяется  личным местоимением 3­го лица  /До вечера она их ласкала//,  //По сугробам она бежала//, /В синюю высь  звонко/ глядела она, скуля//. Любовь поэта к живой природе – не столько  дань «крестьянскому» мировидению (которое, кстати, не исключает  жестокости по отношению к животным //Бил ее выгонщик грубый/ На  перегонных полях//,) сколько свидетельство глубины, особой чуткости  есенинского дара. Так мог писать о животных лишь человек, который всем  сердцем любил их, понимал и был искренне привязан к ним. Порой кажется,  что Есенину ближе животные, чем люди. Прочитайте стихотворение «Я обманывать себя не стану» и найдите  подтверждение этой мысли.   1.В переулке каждая собака      Знает мою легкую походку.     2.Каждая задрипанная лошадь      Головой кивает мне навстречу.     3.Для зверей приятель я хороший,      Каждый стих мой душу зверя лечит.          4. Я хожу в цилиндре не для женщин – …            В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле.                 5. Средь людей я дружбы не имею.            Я иному покорился царству.            6. Каждому здесь кобелю на шею             Я готов отдать свой лучший галстук.   ­ Получается, что поэт действительно к животным относится лучше, чем к  людям? (Нет. Это люди относятся к нему с непониманием. Есенин с недоумением  спрашивает: //Отчего прослыл я шарлатаном?/ Отчего прослыл я  скандалистом?// ­ ведь ничего злодейского он не совершает. //Не злодей я и  не грабил лесом,/ Не расстреливал несчастных по темницам./ Я всего лишь уличный повеса,/ Улыбающийся встречным лицам.// Люди его не понимают,  а он улыбается им.) ­  Да, поэта часто не понимают, особенно остро это ощущается после  возвращения его из­за границы. Мы знаем, в каком тяжелом физическом и  моральном состоянии находился Есенин в последние два года жизни. На поэта началась травля в газетах:     1. Так охотники травят волка,         Зажимая в тиски облав.      2. …Я, отовсюду гонимый,          Средь железных врагов прохожу. Но Есенин не озлобился, не разлюбил людей. В стихотворении «Синий туман.  Снеговое раздолье,…» (1925г.) он признаётся в любви к людям:        Все успокоились, все там будем,        Как в этой жизни радей не радей, ­        Вот почему так тянусь я к людям,        Вот почему так люблю людей.   Есенин продолжает писать – еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.  Его стихи этого периода пронизаны предчувствием близкой смерти,  подведением итогов жизни. Среди лучших стихов его последних лет –  «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая», «Мы  теперь уходим понемногу…» и др. V. Чтение стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…»  ­ Определите тему стихотворения. (Философское размышление о жизни. Подведение итогов жизни.) ­ О чем размышляет поэт? (О том, что дорого ему в этом мире) К какому выводу приходит поэт, подытоживая свою жизнь? (Есенин считает, что он был счастлив:   И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. )   ­ В этом стихотворении Есенин выводит, на мой взгляд, формулу  человеческого счастья. Проследим, из каких компонентов слагается счастье поэта. 1.Счастье – это дышать и жить. /Счастлив тем, что я дышал и жил/ 2.Счастье – любить. /Счастлив тем, что целовал я женщин/ (И обратите внимание, для Есенина важнее любить самому, нежели быть  любимым.) 3. Счастье – наслаждаться природой, воспринимать ее красоту.     /Мял цветы, валялся на траве/ 4.Счастье – не обижать животных.  //И зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове.// 5.Счастье – дорожить  людьми. //Потому и дороги мне люди,/ Что живут со мною на земле.// ­Вдумайтесь только, чтобы быть счастливым, человеку обязательно надо быть добрым, не обижать братьев наших меньших, надо дорожить людьми, то есть  надо быть милосердным. Получается, что без милосердия не может быть  счастья. ­ Согласны ли вы с Есениным, что милосердие – неотъемлемый компонент  счастья? (высказывания учащихся) ­Если вы согласны, запишем формулу счастья по Есенину.   Запись формулы счастья:   СЧАСТЬЕ  = ЖИЗНЬ + ЛЮБОВЬ + ПРИРОДА +                          МИЛОСЕРДИЕ.   Единство человека и природы, ответственность «старшего брата» за все живое на земле, милосердие ­ важнейшие составляющие есенинской концепции мира. Может, именно поэтому нам так близок, понятен и дорог Сергей Есенин. VI. Домашнее задание. 1.Подготовьте устное сообщение на тему: «Природа и человек в лирике   Есенина» 2.Выучите наизусть одно из стихотворений поэта на эту тему. 3.Задания по группам:    подготовить выразительное чтение стихотворений поздней лирики поэта

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.

Урок милосердия. Природа и человек в творчестве С.Есенина.
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей