Библиотечный урок-беседа мужества. Класс делится на две команды:"Пионеры"и "Комсомольцы". В начале урока выясняю знания учащихся о пионерах и комсомольцах. Вручаются командам копии значков, памятки. Выясним, как дети понимают : патриотизм, патриотическое воспитание. Презентация книги Г. Черкашина "Возвращение" /годы ВОВ в Крыму/.Библиотечный урок.
Урок мужества Прошли через всё и выстояли..doc
Библиотечный урок – беседа
Тема: «Прошли через всё и выстояли»
Цель: Выяснить, что современное поколение думает о патриотическом
воспитании.
Привитие любви к книге, чтению.
Развитие критического мышления средствами чтения.
Задачи: Сначала удивить, затем вовлечь в работу. Дать высказаться ребятам
и внимательно выслушать их без комментариев. Только благодарить за
высказывание и слушать.
Условия:
работа в группах,
ответ группа готовит коллективно,
каждый из группы должен побывать в роли оратора,
подготовка 1,5 мин.,
Выступление 1 мин.,
запрещаются язвительные комментарии в ходе выступлений.
Предварительная работа.
Учеников разделила на две команды. Одна из команд «Пионеры», другая
«Комсомольцы». (Каждому участнику команд прикреплёна копия значка –
пионера или комсомольца, соответственно)
Краткий рассказ о пионерах и комсомольцах. (С.И.Ожегов Пионеры: 1. Член
детской коммунистической организации. 2. Впереди.; комсомольцы : 1. Член
ВЛКСМ. 2. Передовой отряд молодежи.)
Ход урока.
Первый вопрос. Как вы понимаете фразу «Я патриот»?
(Патриот – это человек, который любит свою Родину, дорожит ею, ценит свою
страну, предан ей, осознает условия бытия в ней, искренне ее уважает.)
Второй вопрос. В США по любому поводу (будь то официальный праздник
или личный день рождения) поднимают над собственным домом
государственный флаг.
Как вы думаете, почему они так поступают?
Как вы демонстрируете преданность своей стране, личный патриотизм? ( Демонстрируют преданность своей стране, личный патриотизм,
превосходство своей страны и гордость за ее достижения)
Третий вопрос. Существует ли, на ваш взгляд, разница в таких понятиях,
как «патриотическое воспитание» и «военно – патриотическое воспитание»?
(Это разные вещи. Патриотическое воспитание – любовь к Родине, к ее
традициям, истории. Цель военно – патриотического воспитания –
формирование у молодежи готовности защищать свою страну, в изучении ее
военного прошлого.)
Четвертый вопрос. Если не воспитывать патриотизм. Может ли он
«проснуться» в человеке с годами, по мере взросления?
( не вырастет, если не создавать определенные условия, т.е., если не
воспитывать.)
Пятый вопрос. На ваш взгляд, что школа может сделать для вашего
патриотического воспитания (а может быть ничего не должна делать)?
(Готовит образованных членов общества, знакомит с историей своей страны:
экскурсии в музей, участие в исторических марафонах и играх, изучение
традиций.)
Библиотекарь: Недавно мне подарили книгу Г.Черкашина «Возвращение»,
это повесть, в которой собраны свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.
В этой повести автор говорит о том, что война все реже вспоминается, и всё
меньше остается свидетелей той войны с фашистами. Геннадий Черкашина
рассказывает о мужестве и героизме крымчан в годы Второй Мировой войны.
Описывает довоенный Крым. Кто хоть раз побывает там, будет стараться ещё
раз вернуться туда. (Описание моих впечатлений). Но сегодня я хочу
рассказать несколько эпизодов из этой книги.
«Вкус медной проволоки». (Пересказ)
После изгнания фашистов из Севастополя голодно в городе было, и
мальчишки решили сбежать из дома на Украину «всесоюзную житницу» так
они про себя они называли. Въезд и выезд из города только по пропускам на
контрольно пропускных пунктах (КПП). На одном из таких пунктов
мальчишек задержали матросы, один из которых поразил их своей
внешностью: он был высокого роста с изуродованными губами. Мальчишек
накормили, сообщили в Севастополь родным и уложили спать в блиндаже.
Ночью им не спалось, и они услышали рассказ матроса. Немцы взяли матроса
в плен в районе 35ой батареи. Раненная правая рука весела плетью и уже
начала загнивать, у него был жар и он бредил. Немцы отделили матросов от
пехотинцев, и повели в Севастополь. Обессиленные, мучимые жаждой, они
елееле передвигали ноги. Автоматчики шагали рядом по кромке колонны.
Никто не знал, куда их ведут. Все стало ясно, когда у приморского бульвара
матросы увидели группу немцев в шортах. В руках они держали фото и кинокамеры, некоторые стояли на треногах. Готовилась грандиозная
киносъемка: пленные матросы на фоне поверженного Севастополя – вот что
им нужно было! Они хотели показать всей Германии это. Чтобы немцы
увидели Графскую пристань и памятник Ленину. И русских матросов,
пошатывающихся, слабых, жалких. Готовился апофеоз скорой победы.
Ктото из матросов подал команду – это рассказчик не знал.
Братки, печатай шаг! … Запевай «Варяга»!..
И они запели! Распрямились, вскинули гордо головы и чётко, как на параде,
пошли с песней:
«Наверх вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш русский моряк
Пощады никто не желает…»
Это надо было видеть!!!
Немцы вначале растерялись, а потом взбесились. Эсесовцы остановили
колонну, подходили вдвоем, выволакивали, а третий оттягивал губы и
протыкал их толстой медной проволокой и скручивал ее. Эсесовцы
радовались своей выдумке, но просчитались, матросы снова запели…, они
мычали. Тогда эсэсовцы стали бросаться к матросам и стали раздирать им
губы, дергая за проволоку. У кого из матросов были силы стали драться.
Эсэсовцы пустили в ход автоматы и многих положили.
Но это не конец истории. Вспоминая рассказ матроса, ребята поняли «какие
мы подонки. Бежим. Покидаем наш город ради куска сала. Ради того, чтобы
сытно «жрать», бросили всех близких. Предали их. Предали город…, его
руины… развороченные пристани… спаленные деревья…. Тогда зачем люди
умирали? Зачем они не щадили себя?» Обсудив все это, ребята вернулись в
город.
И ещё один небольшой рассказ «Шоколад». Из уроков истории вы знаете, что
в Ялте проходила конференция Рузвельта и Черчилля везли на эту
конференцию через Севастополь, чтобы показать им, как фашисты разрушили
город. Детей в школах заранее предупредили, чтобы они нарядно оделись,
возможно, гости побывают в школе. Мальчишки затеяли футбол на бульваре,
когда подошли три американца один из них протянул коричневую плитку.
«..мы как загипнотизированные, смотрели на толстую коричневую плитку…
Шоколад! повторил американец и, отойдя на некоторое расстояние,
вытащил из чехла кинокамеру.» Ребята поняли что их будут
фотографировать, как они вцепятся в этот шоколад, и будут рвать его у друг
друга, как голодные собаки (ведь они забыли за годы войны его вкус), а потом
будут показывать у себя в Америке. Когда американец подбросил шоколад
дети не вцепились в него, а использовали его вместо мяча. Американец щелкал фотоаппаратом и все кричал «шоколад». Один из друзей растоптал
этот шоколад и потерял сознание. ( Голод) Американцы развернулись и
пошли. Один из ребят решил с помощью рогатки разбить фотоаппарат. Когда
он догнал, их перед ним предстала такая картина « когда я уже поднял
рогатку, тот, что был поменьше остальных врезал верзиле по роже…. Верзила
мог убить своего противника одним ударом. Но получил ещё один удар и
сполз по стене и не решался встать…. Через три дня корабль с американцами
ушёл. А еще через месяц мама принесла мне ковбойку, бежевое пальто из
верблюжьей шерсти и нательный комбинезон, который я почемуто стеснялся
носить / подарки американцев/». Это воспоминания одного из участников
этого события. В годы войны с фашистами проявились наивысшие качества
нашего народа. Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. Когда вы
прочитаете эту книгу слова патриот, пионер, комсомолец раскроются для вас
в полной мере.
Шестой вопрос. Что школьная библиотека может сделать в деле
патриотического воспитания?
( Давать хорошие, интересные книги о войне и истории. Хотя ребята
уверены: если человек не хочет узнавать новое, библиотека бессильна. Она
дает информацию, а ученик берет ее или нет.)
Рефлексия.
Ребятам была предложена Анкета.
Анкета.
* Сегодняшний урок – дискуссия вам не понравился, понравился,
удивил, оставил равнодушным?
* Что вас заинтересовало или оставило равнодушным?
*Имеет ли данный урок какое – то отношение к патриотическому
воспитанию?
Заключение.
В подарок, о нашей встрече, я хочу подарить вам «Пионерскую клятву» и
Устав комсомольцев, надеюсь, это станет темой следующего урока.
P.S Урок проводила как в своей школе, так и в районе на РМО, участниками
были ученики 8 «в» класса п.г.т. Чунский, их анкеты и прилагаю. Меня
потрясла оценка урока учащимися школы № 29 п.г.т. Чунский. У нашей страны есть будущее! В своей школе я часто провожу уроки мужества.
Заканчиваю урок анкетой, мини сочинением, рисунком.
Литература.
1. Библиотека в школе № 3 2005 г.
2. Геннадий Черкашин «Возвращение». Издательство :
Ленинград «Детская литература» 1885 г.
3. С.И.Ожегов Словарь русского языка.
1. Ответ готовится коллективно.
ПАМЯТКА
2. Выступающие от каждой команды должны обязательно чередоваться так, чтобы все побывали в
роли оратора.
3. На подготовку отводится 1,5 мин.
4. Выступление 1 мин.
5.
Запрещаются язвительные комментарии в ходе выступлений.
6. Возможность высказаться получают все желающие.
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Урок мужества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.