Урок: Музыка души

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. 2. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. Художественный материал: 1. Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка души...» 2. Живопись: И. Левитан. Вечер. Золотой плёс; Г. Сорока. Вид на плотину и др. Музыкальный материал: 1. Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание). 2. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 2. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Иконка файла материала 4.docx
Музыка души Содержание: 1. Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. 2. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия  музыки на человека. Художественный материал: 1. Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка  души...» 2. Живопись: И. Левитан. Вечер. Золотой плёс; Г.  Сорока. Вид на плотину и др. Музыкальный материал: 1. нежный зверь» (слушание). Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и2. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека (на личном примере). 2. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на  человека. «Сокровища музыки неисчерпаемы, и также  неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые  вам прежде силы». Д. Д. Шостакович «Музыка предназначена для духовного  совершенствования человека. И в этом её основная миссия». Г. В. СвиридовМузыка звучит повсюду: с экрана телевизора и монитора  компьютера, на концертной эстраде и в музыкальном  театре, в школе и дома. У вас, наверное, есть любимые  музыкальные произведения. Среди них и модные песни  отечественной и зарубежной эстрады, и музыка из  кинофильмов, мюзиклов, и произведений классической и  народной музыки. Популярная эстрадная музыка часто служит для  развлечения, отдыха или звучит как фон в нашей  повседневной жизни. Она как бы сама идёт к нам. Классическая музыка звучит намного реже. К этой  музыке надо идти самому. И если вы узнаете её лучше, то, наверное, полюбите и вам захочется встретиться с ней  ещё и ещё раз. Классическая музыка откроет вам самих себя,  всколыхнёт в вас такие чувства, о которых вы, можетбыть, и не подозревали. Она даст работу вашему сердцу и  уму. А это, поверьте, немало! Так в чём же сила музыки? Тысячи лет существует  музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова  пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка  волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже  растения? И почему именно с музыкой связывает человек  свои представления о прекрасном? Желая выразить высшую прелесть мира, говорят: «музыка природы», «музыка души» ... Есть внутренняя музыка души… Она как память о полузабытом, Она как дальний шум. Не заглуши Её с годами буднями и бытом! Она таится в глубине, светя Порой в случайном слове, в слабом жесте.Её имеют многие. Дитя Лишь обладает ею в совершенстве. В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души»  предстаёт как особый внутренний свет, чистый и  незамутнённый, как драгоценный талант, который  надлежит беречь от разрушающей монотонной  повседневности. Описание картины Г. Сорока. Рыбаки. Вид в  Спасском На картине изображено конкретное время суток: закатное солнце своим розовым светом объединяет цветовую  гамму полотна, вечернее настроение умиротворённого  покоя разлито в природе. И всё же изображённое  существует словно вне зависимости от естественной  текучести временного потока. Это некая устойчивая  форма жизни природы, извлечённая художником из самыхеё глубин, выражение одухотворённой и одухотворяющей  красоты и согласной слитности человеческого и  природного миров. Задумайтесь: может быть, в том, что музыку мы носим  прежде всего в себе, и заключается секрет нашей  отзывчивости на музыкальные звучания? Всё, что нам  приходится делать – ходить по улицам, общаться с  людьми, учить уроки – всё непременно окрашивается  нашим эмоциональным отношением к окружающему  миру. Рассветы и закаты, времена года, встречи и  расставания; даже простые будничные вещи могут  вызвать самые разнообразные чувства, которые подчас и  выразить невозможно. В самом деле, как объяснить, почему что­то мы любим и  принимаем, а что­то отвергаем? Вот одна из загадок  человеческой жизни – и одновременно одно из  доказательств того, что не всё в этой жизни подчинено нетолько рассудку, не всё предполагает однозначный и  ясный ответ. Описание картины И. Левитан. Вечер. Золотой плёс Этот холст ­ новый шаг Левитана в постижении пейзажа  Родины. Озарённость, сложное освещение полотна  придают картине какую­то сказочную свежесть и  очарование. Будто в золотом мареве купаются небо, вода и берега  Волги, чуть­чуть тронутые сизым вечерним туманом,  который стелется на берегу, покрывая всё холодной  дымкой вуали. Как всякий вечер, картина навевает грусть. И эта скрытая борьба ликующих тёплых тонов уходящего дня, радостных и звучных, невольно подчёркивается  пепельностью наступающих летних сумерек, тронувших  косогор, колокольню и домик. Городок притих. Вся картина наполнена удивительной музыкой молчания,так много рассказывающей нашему сердцу. Чистота,  какая­то девственность, нетронутость, лирика длящегося  секунды мига, остановленного навсегда Левитаном,  делают эту картину значительной в истории русского  искусства, предваряющей многие творения следующего  века. Главное, что отличает этот пейзаж, ­ то, что художник  приемлет всю эту напряжённую интимность.  Полотно  пронизано острым чувством очарования живописца,  влюбившегося в этот мотив.  Он создавал его сложно,  собирая по крупицам впечатления от многих вечеров.   Картина создана мастером, как бы ставшим на мгновение  птицей и взлетевшим над землёй. Есть в мире и такие явления, которые не выразишь  словами, не изобразишь. Их стихия – музыка с её  текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний,  музыка то бурная, то созерцательная. Не случайноговорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях. Романтический вальс из фильма мелодрамы «Мой  ласковый и нежный зверь» композитор Евгений Дога  написал в подмосковной усадьбе Валуево, импровизируя  на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и  станцевавшая его первой исполнительница главной роли  Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке,  подумала, что звучит ранее неизвестная классика из  далёкого прошлого, ­ и была ошеломлена, узнав, что  произведение оригинальное, только что сочинённое. Позже, режиссёр фильма Эмиль Лотяну признался, что  тот вальс на озере ­ живой нерв фильма «Мой ласковый и  нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из  грёз и былей, порывов и предчувствий...». Музыка без  слов написала чью­то драму души. Она расширилапространство драмы, протянула куда­то за экранное  изображение линию судьбы героев. Вальс... Нежный, как любовь, заливающая весь мир, с едва уловимым оттенком щемящей грусти, лёгкий, как  поцелуй весеннего ветра, сверкающий, как чистый горный поток в лучах солнца, в водной пыли которого искрится  радуга. Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу, и в  то же время волнительный, полный тревожных  предчувствий вальс сильно добавил картине  эмоциональной выразительности, способствовал  необыкновенной популярности мелодрамы. Вальс из  фильма востребован на массовых театрализованных  постановках, музыкально иллюстрировал открытие  Олимпиад 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи.  Мелодия уверенно «пошла в народ», исполняется не  только профессионалами, но и уличными музыкантами,звучит в подземных переходах, на станциях метро и на  улицах, её часто используют хореографы и спортсмены  для постановки балетных и танцевальных номеров как на  паркете, так и на льду. Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный  зверь» называют самым известным в мире кино­вальсом. Слушание: Е. Дога. Вальс из фильма «Мой ласковый и  нежный зверь». Однако мы попытаемся ответить на вопрос: в чём состоит воздействие музыки на душу человека? Почему она то  радует или печалит, то возвышает, а почему подчас  оставляет равнодушным? Ответив на эти вопросы, мы лучше узнаем не только  музыку, но и самих себя: ведь музыка не живёт вне  человека, она всегда несёт в себе частицу его души. И  какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь  бы различны ни были наши характеры, привычки, внешнийоблик, в главном мы можем оказаться не такими уж  непохожими. Все мы умеем любить, радоваться и восхищаться. Как раз  об этом – о нашей похожести друг на друга – и  напоминает музыка. И та, что живёт в душе каждого из  нас, и та, которая, пробуждая уснувшие чувства,  возвращает человека к самому себе. Помните, в чудесной сказке «Соловей» Г. Х. Андерсена,  как раз и говорилось о том, что дивное пение соловья  преобразило душу даже могущественного китайского  императора? Более того, сила, заключённая в этом пении,  победила даже саму Смерть, заставив её отступить, когда  она уже сидела на постели императора. Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она  способна пробуждать лучшее, что есть в человеке – его  стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает  миры, полные безграничного богатства, – миры, которыеготовы подарить свои сокровища каждому, кто  действительно нуждается в них. Вопросы и задания: 1. 2. Как вы понимаете выражение «музыка души»? Согласны ли вы, что музыка своим настроением  воздействует на человека? 3. Назовите примеры музыки разного характера и  расскажите, чем они вам близки. 4. Послушайте «Вальс» Е. Доги. Какие чувства вызывает в вас эта музыка?Чудесная тайна музыки. По законам  красоты. «Адажио» Томазо Альбинони Содержание: 1. Преобразующее значение музыки. 2. Необходимость сохранения и укрепления духовных  запросов человека. 3. Различный смысл выражений «слушать музыку» и  «слышать музыку».4. 5. Драматургическая роль музыки в театральных  спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного  образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. 6. Музыкальный материал: Т. Альбинони. Адажио (слушание произведения в разных  исполнениях). Характеристика видов деятельности: 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции  красоты и правды. 2. 3. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно­ образное содержание музыкальных произведений  (правдивое ­ ложное, глубинное ­ поверхностное).4. Находить ассоциативные связи между  художественными образами музыки и других видов  искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального  языка (с учётом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоционального  содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками  окружающего мира и звуками музыки (с учётом  критериев, представленных в Дневнике музыкальных  размышлений). 8. Творчески интерпретировать содержание изученного  материала в слове, изобразительной деятельности (с  учётом критериев, представленных в Дневнике  музыкальных размышлений)Постижение музыки предполагает не только её слушание  (ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание  условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не  просто слуха музыкального, но слуха как «органа души»  (Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию,  где устоялись свои жанры, формы, средства  выразительности. Вот почему так важно научиться воспринимать красоту  мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность  фактуры. Каждое из этих средств несёт нам свою  собственную информацию о содержании музыки, образуя  её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно  понять любую культуру, в том числе культуру  музыкальную!Чем больше человек умеет слышать, чем более  обострённым становится его восприятие, тем больше  преобразуется его собственная душа. Нередко нам приходится видеть людей, душа которых  находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким  людям кажется довольно простой. Единственной формой  жизни признаётся лишь видимое, осязаемое:  материальные ценности, социальные достижения. Мир  души таких людей становится всё более ограниченным,  тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах. Неудивительно, что приверженцы такой жизни музыку  считают простым удовольствием, ничего общего не  имеющим с постижением сущности мира. Однако, как  утверждал английский писатель О. Уайльд, можно  представить человека, который «вёл бы самую банальную  жизнь, случайно услыхал какую­нибудь своеобразную  музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа егопомимо его ведения прошла сквозь ужасные чувства,  познала чудовищные радости, или дико­романтическую  любовь, или великое самоотвержение». Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»?  И не является ли она потрясающим свидетельством того,  что человек, ещё не переживший музыку как откровение,  и человек, уже знающий такое переживание, ­ словно два  разных человека? Дремлющая душа гордого и властного владыки,  способного на любые жестокости, превыше всего  ценящего власть и её привилегии, и душа пробуждённая,  обращённая к добрым делам, ­ таков смысл истории,  поведанной великим сказочником Андерсеном. В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное  предназначение человека не может ограничиться только  монотонной обыденностью, почему оно требуетнепременного участия музыки ­ своеобразного  посредника между земным и высшим мирами. Только музыка в силу её текучести и непрерывности  способна обобщать смысл вещей. Обратите внимание, как  необходима музыка везде, где требуется выразить  глубинную суть содержания, ­ в кинофильмах,  театральных спектаклях, телевизионных передачах.  Наивно думать, что это всего лишь фон, который  вводится для красоты. Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что  это важнейший элемент целого, а иногда и самый главный, без которого всё распадается. Не случайно к участию в  создании киномузыки­ с тех пор, как возникло  киноискусство, ­ приглашались крупнейшие,  талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д.  Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.Невозможно представить, например, кинофильм  «Александр Невский» без участия музыки С.  Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А.  Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций,  созданных А. Шнитке. Таких примеров множество в киноискусстве. Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение  духа времени, проникновенную интонацию повествования о великом и вечном. Послушайте «Adagio» итальянского композитора XVIII  века Т. Альбинони ­ музыку глубокой сосредоточенности  и благородной сдержанности ­ и вы поймёте, отчего она  так часто звучит там, где требуется внести особый тон  неторопливой беседы времён. Удел наш ­ музыке людской творений И музыке миров внимать любовно,Сзывать умы далёких поколений Для братской трапезы духовной. Приведённые строчки из стихотворения Г. Гессе (роман  «Игра в бисер») могут послужить своеобразным  эпиграфом к этой музыке, так настойчиво «вызываемой»  для духовного посредничества между эпохами,  культурами и искусствами. Наверное, среди чувств человека, способных  воспринимать страх, боль или радость, есть и такое,  которое настроено на любовь ко всему в этом мире, что  обладает собственной душой, что с радостью принимает  каждого из нас в своё вечное содружество? Есть внутренняя музыка души… Она как память о полузабытом, Она как дальний шум. Не заглуши её с годами буднями и бытом! Она таится в глубине, светяПорой в случайном слове, в слабом жесте. Её имеют многие. Дитя лишь обладает её в совершенстве. (Е. Винокуров) Может быть, прав поэт, сказавший, что лишь дитя  обладает в совершенстве «Музыкой души». Ведь только  дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и  восхищением готовы принять любую самую малую  радость жизни. Постепенно открытость и непосредственность уходят от  нас, вытесняемые различными обстоятельствами,  усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в  своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что  мир прекрасен и что жизнь ­ бесценный дар. И среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую  нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы неувидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся,  неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны  музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть  жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в  своей душе. А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в  мире станет больше добрых дел, счастливых людей,  красивых городов? Не в этом ли заключён и великий  смысл древнего мифа о строительстве города Фивы,  камни которого двигались музыкой? И хотя происходило  такое явление вопреки законам физики, но уж никак не  вопреки законам красоты. Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших  стремлений человека – к добру, правде, бескорыстию,  воплощённых в слове, звуке, краске или камне.А не являются ли эти законы самыми прекрасными из  всех законов, способных править людьми? Вопросы и задания: 1. Можно ли считать, что только произведения  искусства построены по законам красоты? Назовите  какие­либо явления или предметы окружающего мира,  созданные по этим законам. 2. 3. 4. Как вы думаете, почему присутствие музыки  необходимо в таких видах искусства, как, например,  театр или кино? Приведите примеры, подчёркивающие  роль музыки в этих видах искусства. Как средства музыкальной выразительности  учувствуют в создании музыкального образа «Адажио»  Т. Альбинони? Среди средств музыкальной выразительности  назовите те, которые можно встретить не только вмузыке, но и в окружающем мире, а также те, которые  являются принадлежностью только музыки. «Адажио» Томазо Альбинони ­ одно из самых известных  музыкальных произведений. Именно оно непременно  звучит, когда человека провожают в последний путь.  Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и  навевает мысли о вечном. Именно оно стало первым  сочинением, предвосхитившим возрождение славы  композитора. Широко известный при жизни, после смерти Альбинони  был довольно быстро позабыт, повторив судьбу А.  Вивальди и И. Баха. Но если сочинения последних были  обнаружены и обнародованы в 19 веке, то имя и  творчество Альбинони долгое время оставалось  известным только узкому кругу музыковедов и знатоков  старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до  середины прошлого века.Возрождению интереса к Альбинони поспособствовал  итальянский музыковед, критик и редактор Ремо  Джацотто. Джацотто хорошо знал его сочинения и  старался донести его творчество до всего человечества.  Именно Джацотто составил полный каталог сочинений  Альбинони и написал его биографию. Большая часть  наследия композитора хранилась в Дрезденской  государственной библиотеке и после массированных  бомбардировок авиацией союзников во время Второй  мировой войны была потеряна. В 1948 году Джацотто прибыл в Дрезден в поисках  уцелевших материалов. В библиотечных руинах его ждала неожиданная находка! Это был маленький отрывок  неизвестного до того времени произведения Альбинони.  Сказать о том, что это за произведение, по  сохранившимся линии баса и шести первоначальным  тактам мелодии, было практически невозможно. Ноименно этот скудный материал послужил отправной  точкой для «воссоздания» знаменитого «Адажио». Джацотто предположил, что это медленная часть из трио­ сонаты. Далее ему показалось, что это произведение  предназначалось для церковного богослужения, поэтому  там обязан присутствовать орган. Таким образом и  появилось «Адажио» для органа и струнных  инструментов соль минор Томазо Джованни Альбинони в  реконструкции Ремо Джацотто. Найденный фрагмент  почему­то никогда не публиковался и по некоторым  сведениям на нём отсутствует имя Альбинони. Это дало  почву для многочисленных споров, не утихающих и по  сей день: насколько музыка «Адажио» принадлежит  Альбинони, а какая часть привнесена Джацотто. Одни  утверждают, что невозможно не композитору (других  произведений за Джацотто не зафиксировано) создать  пусть и не монументальное, но всё­таки популярноепроизведение. Другие указывают на современный  характер звучания «Адажио», применение техник письма  неизвестных во времена Альбинони. Траурный оттенок «Адажио» сделал его атрибутом  похоронных церемоний, что ставит его в один ряд с  «Траурным маршем» из Второй сонаты Фредерика  Шопена, «Смертью Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда  Грига. На самом деле музыка «Адажио» совсем не о потерях и  безысходности. Это музыка о любви. Именно любовью к  композитору Альбинони наполнил музыку его почитатель  Джацотто. Огромной любовью, без пределов и сомнений.  Он пошёл на эту мистификацию ради своего кумира,  пожертвовав своим именем, отказавшись от славы и  почестей. И эту жертву мы слышим в каждом звуке  «Адажио» Ремо Джацотто памяти Томазо Альбинони. Невозможно даже сказать, что Джацотто«реконструировал» или «восстановил» это произведение,  здесь подходит только одно слово – «сочинил». Ну разве  не выглядит иронией судьбы то, что именно это  произведение пятидесятых годов нашего века привело к  возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах  можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из  опер... Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено  в 1958 году. С тех мелодия «Адажио» использовалась  неисчислимое количество раз. На музыку «Адажио»  сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня.  Наиболее известны варианты в исполнении Сары  Брайтман и Лары Фабиан. В русскоязычном варианте  широкую популярность приобрела песня «Мгновения»  Николая Баскова.Чудесная тайна музыки. По законам красоты Содержание: 1. Преобразующее значение музыки. 2. Необходимость сохранения и укрепления духовных  запросов человека. 3. 4. 5. 6. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на  примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла  «Карнавал животных» К. Сен­Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и  «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных  спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Созидание по законам красоты.Музыкальный материал: 1. К. Сен­Санс. «Лебедь». Из фортепианного цикла  «Карнавал животных» (слушание) 2. А. Вивальди. «Ларгетто» 3. 4. Н. Римский­Корсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о  К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна» царе Салтане» 5. «Ой, вставала я ранёшенько» (русская народная песня в исполнении хора им. М. Пятницкого) Характеристика видов деятельности: 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции  красоты и правды. 2. 3. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно­ образное содержание музыкальных произведений  (правдивое ­ ложное, глубинное ­ поверхностное).4. Находить ассоциативные связи между  художественными образами музыки и других видов  искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального  языка (с учётом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоционального  содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками  окружающего мира и звуками музыки (с учётом  критериев, представленных в Дневнике музыкальных  размышлений). 8. Творчески интерпретировать содержание изученного  материала в слове, изобразительной деятельности (с  учётом критериев, представленных в Дневнике  музыкальных размышлений)Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый  источник там, где речь умолкает... (Э. Т. Гофман) «Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» ­  этими словами начал французский композитор А. Онеггер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант,  автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на  закате своей жизни не утратил способности восхищаться  той бездной чудес, которые открывает нам музыка. Что же это за чудесное искусство? Почему оно воздействует на человека, делает его более  бескорыстным и благородным, способным  преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не  секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную  музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по  мере сил украшает её. Кем бы он ни был ­ плотником илистроителем, поэтом или архитектором,­ он не создаёт ни  безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих  зданий. Музыка вносит порядок в его душу, порядок,  равнозначный эстетическому закону гармонии, и этот  закон властвует затем в создаваемых им повседневных  предметах, искусстве, одухотворённом облике городов. Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие  памятники, высшие образцы человеческой мысли, то  очевидно, что это были времена расцвета духовности,  когда роль искусства никому не приходилось доказывать,  когда оно являлось средством познания и выражения всех проблем жизни ­ от рождения человека до движения  планет. Слушание: А. Вивальди. Ларгетто (клавесин). Вот почему и поныне так притягательна для нас  старинная музыка; с одной стороны, мы находим в ней ту  чистоту помыслов и то величие духа, которые, ксожалению, не всегда сохраняются в современной жизни,  с другой – освобождённое от суеты и житейских забот,  искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём  истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. Ведь люди одинаковы во все времена ­ они  всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали  от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти, и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к  небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их  вопросы. И современные люди с их техническими достижениями,  большими городами, промышленными шумами,  притупляющими слух, всё равно остаются теми же  людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание.  Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая  входит в общий шумовой фон жизни, но и котораяподдерживает душу, укрепляет силы, возвращает к  истокам. 3адумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни  окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно  радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху.  Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним  обстоятельствам, есть что­то и в нас самих, что  противостоит их порой жёсткой силе. Но это «что­то»  нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и  делает человека человеком. Пока такое начало живёт в людях, мир движется и  совершаются в нём добрые дела. Это начало ­  человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и  ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний.  Высшая ценность жизни, божий дар ­ и всё же как часто  люди забывают о ней! Слушание: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».А ведь вспомните ­ только за блаженство обладать  бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки  Андерсена от дала всё самое дорогое, что имела: счастье  жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное ­  свой божественный голос, красивее которого не было ни у кого на дне морском! Но, несмотря на эти безмерные  жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души:  ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в  трёхсотлетний срок испытания. Триста лет испытаний за  счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где  люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать  прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов,  делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то,  что доступно каждому человеку! Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и  каждый человек, получивший душу в дар с самого  рождения, должен непрерывно проходить этот «срокиспытания» ­ на сохранение и укрепление той  «внутренней музыки души», о которой говорилось во  вступлении «от авторов» к учебнику. Почему же в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как  самой могучей и действенной из всех искусств? Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления ­ для этого у неё нет слов, не их облик и внешние  очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их  душу. Ибо кто осмелится утверждать, что явления  окружающего мира не имеют души? Почему же тогда они  такие разные? И разность их не только в том, что они  иначе окрашены или непохожи по форме, но, может быть,  прежде всего в том, что они по­разному воспринимаются,  то есть посылают нам свои собственные сигналы, свою  «музыку», вызывая в нас ответное чувство к себе.Слушание: «Ой, вставала я ранёшенько» (хор им. М.  Пятницкого). Как различен характер всех явлений: несхожи между  собой деревья и камни, птицы и насекомые, часы суток и  времена года! Даже художники ­ летописцы облика,  стремящиеся увековечить в своих произведениях  мгновения преходящей жизни, всё же запечатлевают не  столько внешний вид изображаемого, сколько его душу,  то есть то, что как будто невидимо и неуловимо, что  труднее всего объяснить словами, но что единственно и  позволяет говорить о музыке изображения. Благодаря этой музыке искусство никогда не является  простым копированием жизни: ведь зачем нужно  копирование, если природа богаче и разнообразнее самой  прекрасной копии? И лишь, когда искусство  приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность инезависимость, но не потому, что «обслуживает»  действительность, а потому, что выявляет её глубокий и  скрытый смысл. Когда мы слушаем музыку ­ даже программную, которую  композитор заранее наделяет конкретным содержанием,­  мы всё же ищем в ней не простое соответствие образу, но  выражение его музыкальной сущности. Слушание: К. Сен­Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал  животных». Вот пьеса К. Сен­Санса «Лебедь». Её музыка передаёт  плавность движений, красоту линий этой красивейшей  птицы. Выразил композитор и её характер ­  величественный и благородный, сумел передать и мягкое  скольжение по гладкой поверхности воды. И это всё?Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно  легче всего поддаётся словесным определениям. Однако  внутреннюю сущность музыки невозможно передать  никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что  если бы музыку можно было пересказать словами, она  была бы попросту не нужна. И действительно, содержание музыки объёмнее и выше того, что определяется её  программным замыслом. Она никогда не вдаётся в детали, подробные описания, давая лишь картину той высшей  поэзии, на которую вдохновил её первоначально  избранный образ. Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе. Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое  изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый  музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите  внимание, как талантливо передана не только  своеобразная грация лебедей, но вся гармоничнаясоразмерность их с окружающей природой, игра света,  создающая особую композицию всего рисунка. Так искусство не просто изображает лебедя, но выражает  возвышенно­загадочную сущность этой птицы, в  поэтических представлениях людей издавна занимавшей  особое место. Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех  искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором  он появился на свет. Именно в благодарность лебедям  юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на  свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Слушание: Н. Римский­Корсаков. Тема царевны Лебеди  из оперы «Сказка о царе Салтане». А в Царевне­Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его  прекрасная невеста.Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена ­ разве это не  история мучительного восхождения к своей подлинной  сущности ­ недосягаемо­высокой, чуждой мелкой суете  птичьего двора и в то же время не надменной, не  отчуждённой, способной и к страданию, и к  благодарности? Всё это внешние приметы внутреннего, всего, что сошлось в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя. Так искусство приближается к загадке жизни,  воплощённой в душе всего существующего. Оно  приобретает самоценность и независимость не потому,  что «обслуживает» действительность, а потому, что  выявляет её глубокий смысл. К. Сен­Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал  животных» «Карнавал для животных» был написан К. Сен­Сансом вфеврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Посчитав  это произведение лишь музыкальной шуткой, после  нескольких исполнений в частных собраниях (в  частности, в присутствии Ференца Листа) композитор  запретил играть и издавать его при своей жизни, не желая  прослыть автором «несерьёзной» музыки. Исключение  было сделано лишь для пьесы «Лебедь», написанной К.  Сен­Сансом специально для знакомого виолончелиста, и  вскоре прочно вошедшей в репертуар исполнителей на  этом инструменте.           После кончины композитора в 1921 году партитура  «Карнавала» была издана и через некоторое время  получила большую популярность. Это произведение  иногда позиционируется как музыка для детей, и часто  звучит в концертах. Как правило, между его частями  читается один из многочисленных текстов, написанных  разными авторами.Сочинение наполнено юмором, иногда переходящим в  сатиру ­ в его частях зачастую содержатся пародии и  цитаты из известных музыкальных произведений,  высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся  подражание голосам животных. Музыка различных частей «Карнавала» часто  используется в кино и мультфильмах, рекламе,  театральных постановках. На музыку «Лебедя»  хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил  знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для  Анны Павловой. Вопросы и задания: 1. Прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Русалочка». Как  вы думаете, почему ей так хотелось обрести  бессмертную душу?2. Как вы понимаете слова поэта П. Чайковского о том,  что музыку трудно передать словами? Попытайтесь  объяснить на примере пьесы К. Сен­Санса «Лебедь». Ритм: От адажио к престоМузыка созерцательного, углубленного характера редко  имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного  характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных  произведений, мы можем заранее угадать их темп по  тому, что известно об их содержании или жанре. Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать? Прежде всего, вспомним, что орган был первоначально  церковным инструментом и с его звучанием связывались  самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и  хорал возник как церковное песнопение, и лишь со  временем некоторые композиторы стали включать  мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения.  Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты  мира, являет собой царство медленных и величественных  темпов, то спокойно­отрешенных, то исполненныхзатаенной горести, но всегда благородно­сдержанных.  «Прекрасное должно быть величаво» ­ эти слова А.  Пушкина в полной мере относятся к данной области  музыкального искусства. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе,  Господи» BWV639  фа минор И. С. Баха отличается  особой, печальной красотой, свойственной многим  произведениям композитора. Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь  выразительна, что напоминает пение. Медленный темп в  этой прелюдии предстает как выражение строгости и  собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной  мысли. Совсем по­иному звучат в музыке быстрые темпы.  Быстрые темпы ­ это мир живых и радостных эмоций,  стремительных танцев, движений, душевных порывов.3авязалась, закипела, Все идет живей, живей, Обуяла тарантелла Всех отвагою своей ... Эй, простору! Шибче, скрипки! Юность мчится! С ней цветы, Беззаботные улыбки, Беззаветные мечты! Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини. Тарантелла ­ один из самых  жизнерадостных и зажигательных народных танцев  Италии. Быстрый темп ­ Allegro con brio (быстро, возбужденно)  кажется еще более стремительным благодаря  непрерывному движению трехдольных ритмических  фигур, а также многочисленным подбадривающим  возгласам и повторам, особенно ярким в итальянскоморигинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche,  frinche, mamma mia!» Однако, как мы уже отмечали, единый темп редко  сохраняется на протяжении всего произведения. Только в  маленьких пьесах может быть выдержано одно  настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко  следует поворотам и нюансам музыкального развития, то  чуть ускоряясь, то замедляясь. Более крупные произведения вообще, как правило,  строятся по принципу контрастного чередования  разделов: быстрые части или фрагменты сменяются  медленными, что способствует и более глубокому  раскрытию музыкального содержания, и большему  вниманию со стороны слушателей. Вспомните, как звучит хор «Поет зима ­ аукает» из  кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».  Музыкальный темп на протяжении звучаниянеоднократно меняется, следуя за изменениями  поэтического сюжета. Ведь и само стихотворение имеет  свою собственную внутреннюю динамику темпа,  рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы. Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки шаловливые, Прижались у окна.Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна, И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый лес, укачиваемый зимним ветром, затем ­ как кружит во  дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревет  вьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образасоответствует нарастание темпа: музыка звучит все  быстрее и быстрее. И лишь на словах «И снится им прекрасная, в улыбках  солнца ясная  Красавица весна» в музыке наступает  успокоение, темп становится неторопливым, принося  ощущение весеннего тепла и безмятежности. О чем же рассказывает музыкальный ритм? Что слышится нам в мерной поступи метра, в  причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это,  сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,  совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное  произведение? Наверное, в каждом из нас живут представления о  красоте. И мы, современные люди, в этих Представлениях ушли не так уж далеко от древних греков, живших  двадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным вте далекие века, что породило такие неумирающие  шедевры гармонии, как Парфенон или афинский  Акрополь, остается прекрасным и сейчас, рождая красоту не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах,  рисунках или песнях. Из всех искусств только музыка способна показать нам  красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за  шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые  волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти  волны катились и сто, и двести лет назад. В них ­ наши  радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем  полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно  выражение этого грандиозного непрекращающегося  движения ­ движения звезд и земли, океанов и рек,  людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас  живой ритм давно ушедших времен. И хотя мы знаем, что  музыка никогда не воздействует какой­либо одной своейстороной, выступая всегда в единстве всех своих  выразительных средств, все же отдадим должное ритму ­  одной из важнейших природных ее первооснов. Ведь не  случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал:  «Библия музыканта начинается словами: вначале был  ритм». Вопросы и задания:  1. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?  2. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок,  симметрия ­ коренные свойства ритма».  3. Как ты думаешь, почему из жанров музыкального  искусства именно танцы наиболее ритмически  характерны?  4. Назови известные тебе музыкальные произведения,  написанные в быстром или медленном темпе. Каким  образным сферам соответствуют их темы?5. Приведи примеры, где еще, кроме музыки, проявляет  себя ритм. Музыка и мы Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!.. Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень  точно раскрывают сущность этого великого искусства,  обладающего удивительной силой. Издавна думали об  этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его  магическом воздействии на человека множество легенд.Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней  Греции ... На горе Парнас, у темно­синего Кастальского родника,  окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы   ­ дочери бога­громовержца Зевса и богини памяти  Мнемозины. Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один  корень? Слово музыка произошло от древнегреческого  слова, означающего в переводе искусство муз. Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.  Красота их необыкновенна. Но больше всего они славятся своим пением, которое  доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно  облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он  сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественногремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает  тогда чудесному хору. Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп, и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает  вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,  не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги  забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.  Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает  зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо  дремлет на жезле Зевса» Изумительной способностью обладают музы! Стоит им  только взглянуть на человека при рождении и возлить на  кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его  становится разумной и прекрасной. Такой человек  владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается  особенной мудростью и пользуется большим уважениемнарода; такой человек всегда справедлив и защищает  права обиженного. Поистине счастлив тот, кого полюбили музы! Так говорили древние греки. А еще они рассказывали  легенду о древнегреческом певце Орфее. Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном  инструменте ­ кифаре, не только люди слушали его, даже  дикие звери внимали ему с покорностью. Своим  искусством он мог поворачивать вспять горные реки,  передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей  смог музыкой покорить властителей подземного царства  теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику. Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не  может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде  заключена очень важная мысль об огромной силе  воздействия музыки. Действительно, обращенная к  чувствам человека, музыка может вдохновить его насвершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди  могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы. Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.  Древние греки придавали особенное значение  музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что  человек, которого с детских лет обучали понимать и  любить музыку, никогда не совершит неблаговидного  поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет  честно служить своей родине. Таким же возвышающим, облагораживающим понимал  воздействие музыки на человека великий драматург В.  Шекспир: Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, грабителем; Души его движенья темны, как ночьИ,  как Эреб, черна его приязнь. Такому человеку не доверяй. Музыка ­ искусство очень древнее. Его корни уходят в то  далекое прошлое, когда человек только начинал  становиться человеком. Он тогда еще даже не умел  разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с  их помощью выражать свои чувства. Проходили века,  даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась  важной частью жизни человека, без которой эту жизнь  просто невозможно себе представить. И в то же время это искусство ­ одно из молодых. Ведь та музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и  которую мы будем изучать на уроках музыки, создана  буквально в последние четыре­пять столетий. Ведь только в XIV ­XV вв. была создана современная  пяти линейная  запись нот. Мы сегодня можем  посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытнымчеловеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть прекрасные архитектурные творения, созданные много  веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не  услышим никогда. Итак, музыка ­ это вид искусства. И как у любого  искусства, главная ее цель ­ художественно отображать  окружающую жизнь. Литература делает это при помощи  слов, живопись ­ при помощи красок. Язык музыки ­ это  язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам  человека, искусство музыки способно очень сильно и  глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать  искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по  которым оно живет и изменяется, необходимо также  разбираться в важнейших выразительных средствах  музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.Что же это такое ­ выразительные средства музыки? Об  этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте  подведем итог. Ответьте на вопросы: 1. Что такое музыка? 2. 3. 4. Какое место она занимает в жизни человека? Как давно появилась музыка? В чём заключается великая сила музыка? Музыка и мы Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста,