Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует музыка, которая должна звучать в лифтах больших универмагов, она какая-то определённая; музыка, которая звучит в московских такси, она тоже уже какая-то определённая; музыка, которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот весь этот звуковой фон – это музыка.
(Г. Канчели, композитор)
Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем о музыке, т. е. не об отдельных музыкальных произведениях, которые можно слушать, обсуждать, сравнивать с другими произведениями. Здесь речь пойдёт о множестве всевозможных звучаний, окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления.
О неизменном в музыке
Понятие хорошей музыки ныне значит ровным счётом
то же, что оно значило раньше.
(К. Пендерецкий, композитор)
Как бы точно ни выражала музыка дух своего времени, к
каким бы новым, оригинальным идеям ни стремился её
язык, всё же есть чтото, с чем она не может расстаться
по самой своей природе. Это «чтото» присутствует и в её
содержании, и в композиции, и в тех особенностях
формы, которые мы определяем при помощи
словосочетания «музыкальный язык». Речь идёт о
художественном воздействии, вызывающем у слушателя
подлинное эстетическое переживание. Такое воздействие
вызвано обращением к человеческой мысли и чувствам, кобразам окружающего мира, всегда живого и
привлекательного.
Константин Богаевский.
РадугаЛюбая подлинная музыка, какой бы сложной она
ни была, никогда не отказывается от того, что её
одухотворяет: это и человек во всей его сложности, и
жизнь с её испытаниями и радостями, и природа, и многое
другое, что было предметом интереса искусства во все
времена.
Возможно, поэтому в творчестве одного и того же
композитора можно встретить самую разную музыку от
тревожной и даже трагической до самой светлой ирадостной. Современный композитор, как и композитор
любой эпохи, попрежнему может воплощать в своих
произведениях образы разрушения и в то же время
создавать прекрасные, возвышенные мелодии.
Поэтому обратимся снова к музыке Бориса Чайковского
на этот раз к его Концерту для кларнета с оркестром.
В этой музыке нашли своё воплощение важнейшие
особенности художественного стиля композитора, его
образного мира, отмеченного красотой мелодизма,
русской характерностью тем неспешных,
проникновеннолирических. Такая музыка возвращает
слушателя в мир естественных, живых чувств и
настроений. Именно это свойство музыки выражает
глубинную веру композитора в нравственную чистоту
человека, его природное стремление к гармонии и
красоте, как и в то, что традиционные человеческие
ценности и в наши дни не утрачивают своего значения.Иван Шишкин. Новгород. Печёрский
монастырьИз отзывов о произведениях Б. Чайковского
«Пропуская через своё большое сердце волнующие
художественные проблемы современности, человеческие
горести и радости, душевные переживания, композитор
умел сказать искренне и глубоко самое главное об
окружающем мире. И может быть, именно это свойство
его творчества так сильно притягивает нас, завораживает,
заставляет возвращаться к его сочинениям вновь и вновь»
(Ю. Серов, пианист).
«Он даёт тебе ощущение, что ты попал в какойто
богатый мир, богатый подробностями, как природа
бывает богата, как бывает богат берег моря... Даже,скорее, не берег моря, а просто берег русской реки, берег
озера, заросшего камышами, по которому плывут лебеди
или утки и шелестит листва. Какоето счастье есть в
музыке» (А. Митта, кинорежиссёр).
Стремление к осознанию природных основ искусства
характерно не только для музыки, но и для других видов
художественной деятельности поэзии, прозы, живописи.
В этом художники пытаются противостоять таким
тенденциям времени, когда сферу главных интересов
составляют вещи прежде всего практичные, как,
например, автомобили или электронные устройства.
вареньеКаковы же эти природные основы?
Владимир Маковский. ВарятОдин из ответов даётся в стихотворении «Вернулся я...»
Расула Гамзатова.
Вернулся я, спустя сто лет,
Из темноты на землю эту.
Зажмурился, увидев свет.
Едва узнал свою планету...
Вдруг слышу: шелестит трава,
В ручье бежит вода живая.
«Я вас люблю!..» звучат слова
И светят, не устаревая...
Тысячелетие прошло.
На землю я вернулся снова.
Всё, что я помнил, замело
Песками времени иного.
Но так же меркнут звёзд огни,
Узнав, что скоро солнце выйдет.
А люди как и в наши дни Влюбляются и ненавидят...
Ушёл я и вернулся вновь,
Оставив вечность за спиною.
Мир изменился до основ.
Он весь пронизан новизною.
Но всётаки зима бела.
Цветы в лугах мерцают сонно.
Любовь осталась как была.
И прежнею осталась ссора.
(Перевод Я. Козловского)
Вопросы и задания:
1. Как ты понимаешь слова польского композитора К.
Пендерецкого, вынесенные в эпиграф этого параграфа?
2. Почему, потвоему, в произведениях одного
композитора можно встретить самые разные темы,чувства, настроения? Объясни свой ответ на примере
творчества Б. Чайковского.
3. Можешь ли ты согласиться, что музыка Концерта для
кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского
наследует лучшие традиции русской музыки? В чём это
выражается? В чём новизна этой музыки?
4. Что стало бы с искусством, если бы оно отказалось от
воплощения мира человека и отражало лишь приметы
времени, технический прогресс и т. д.?
5. Какая главная мысль выражена в стихотворении Р.
Гамзатова? Какие вещи поэт считает преходящими, а
какие неизменными?
Как меняется музыкаХорошему из древности нужно следовать, но нужно
создавать и современное хорошее...
(Моцзы, древний китайский мыслитель)
Невозможно не заметить различий, которые явно
обнаруживаются при сравнении музыки старинной и
музыки современной. Музыка прошедших эпох, созданная
такими мастерами, как, например, И. С. Бах, В. А.
Моцарт, Ф. Шуберт или П. Чайковский, для современного
слушателя стала воплощением гармонии и красоты.
Музыка же, создаваемая в наши дни, несёт совсем другие
переживания. По этому поводу очень точно высказался
Николаус Арнонкур, известный австрийский дирижёр:
«Современная музыка является отображением
современного состояния духа... Не потому ли, что наша
эпоха так дисгармонична и ужасна, нам не хочется, чтобыискусство, которое её отображает, вторгалось в нашу
жизнь?»
Действительно, современная академическая музыка
является далеко не единственной музыкой, которая
составляет звуковой мир современности. Некоторые даже
вполне сознательно избегают посещать концерты, где она
звучит. Среди любителей академической музыки немало
таких, которые готовы слушать исключительно классику;
точно так же и огромное количество музыкантов
исполнителей предпочитают большей частью музыку
ушедших веков.
Нельзя не согласиться с тем, что современная музыка
действительно стремится к отображению духа эпохи.
Может быть, поэтому её музыкальный язык нередко так
сложен и даже непонятен, а традиционное понятие
красоты звучания порой оказывается неприменимым.
Такая музыка создаётся самыми разными композиторами,в том числе и теми, кто в других своих сочинениях
обнаруживает яркий мелодический дар и умение
создавать действительно прекрасные и гармоничные
звучания.
Послушайте фрагмент из I части Концерта для
фортепиано с оркестром композитора Бориса
Чайковского, одного из ярких и самобытных мастеров
отечественной музыки.
По своему жанру I часть Концерта грозная токката. С
первого же такта устанавливается безостановочное, чётко
равномерное ритмическое движение, сохраняющееся на
протяжении всей части. Настойчиво, требовательно,
властно десятки и сотни раз повторяется у солиста и в
оркестре одна и та же ритмическая фигура, создавая
образ зловещей, неотвратимой стихии.Марина ТимеБлок. Городской
пейзаж с Луной (1968 г.)О чём эта музыка? Какие
впечатления навеял этот неумолимый, непрерывный,
неизменно повторяющийся ритм? Может быть, это
музыкальное высказывание о суетливости самого
времени, о его вечной повторяемости, подобной тому, как
бесконечно повторяется мотив в звучании уличной
шарманки?
Только в отличие от уютной шарманки, играющей в
поэтических дворах детства, эта повторяемость
приобретает иное, уже «повзрослому» жёсткое звучание.
Наверное, именно поэтому композитор обращается кхорошо известному в истории музыки жанру токкаты,
наполняя его новым содержанием для передачи
настойчивого, упорного, безостановочного ритмического
движения.
Из отзывов о произведениях Б. Чайковского
«Многогранная, тысячеликая реальность, окружающая
нас, сложна и противоречива: прекрасное нередко
соседствует с безобразным, страшное со смешным;
рядом с вечным стоит суетное, преходящее; то, что
кажется совершенством, иногда оборачивается
дисгармонией. Постигая эту сложную систему бытия,
художник, поэт, музыкант каждый в своей области
находят новые, часто также непростые формы
отображения (то есть объяснения) этой реальности…»
Одна из важнейших коллизий коллизия столкновение,
противоречие) больших инструментальных композиций Б.Чайковского сопоставление одухотворённой мысли,
живого человеческого чувства и внешних, безжизненных,
враждебно противостоящих человеку сил. Столкновение
возвышенной духовности и бездуховной, вне личной
механичности лежит в основе драматургии Концерта для
фортепиано с оркестром» (М. Якубов, музыковед).
Вопросы и задания:
1.
В чём, потвоему, состоит главное отличие
современной академической музыки от музыки прошлых
столетий?
2. Созвучна ли музыка Концерта для фортепиано с
оркестром Б. Чайковского характеру нынешнего
времени? Что, потвоему, выражает длительное, ровное,
непрерывное движение в музыке?
3. Крупнейший писатель современности Ч. Айтматов
говорил: «Одна из главных задач писателя ставитьдиагноз нравственного состояния общества, предвидеть
эволюцию в духовной атмосфере времени. Художнику
наших дней предстоит проповедовать и внушать
человеку мысль о необходимости чувствовать, думать,
понимать другого как самого себя, обращаться ко всему
свету, доходить словом до каждого сердца. Человеку
свойственно жить сиюминутной жизнью. Литература и
искусство призваны сохранить великие идеи, перевести
их из глобального в личный план, чтобы каждый человек
был озабочен проблемами мира как своими
собственными».
Как ты понимаешь эти слова? Можно ли применить их к
музыке?Почему меняется музыка
Нужны новые уши для новой музыки...
(Ф. Ницше, философ)
Окружающий мир меняется очень быстро. Растут города,
строятся новые дома, дороги, разбиваются парки.
Человек, надолго покинувший привычную обстановку,
рискует вернуться в малознакомое место. Это изменения
видимые, материальные.Однако меняется и сам человек. Он растёт, взрослеет,
читает книги, путешествует, радуется и печалится. С
годами он становится опытнее, и этот опыт счастливый
или не очень неизбежно преобразует его характер,
интересы, личность. Другим становится и взгляд на
окружающий мир: любое событие, любое место человек
воспринимает совсем не так, как в детстве. Это
изменения внутренние, невидимые.
Во все времена люди пытались осмыслить перемены,
происходящие и вокруг, и с ними самими. Ещё Гераклит,
древнегреческий философ, произнёс известную фразу:
«На входящих в те же самые реки притекают в один раз
одни, в другой раз другие воды», Теперь мы произносим
её так: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
У замечательного поэта Давида Самойлова есть
стихотворение, которое называется «Двор моего
детства»:Евгений Куманьков. Старая Москва.
У Сивцего Вражка (1963)
Ещё я помню уличных гимнастов,
Шарманщиков, медведей и цыган
И помню развесёлый балаган
Петрушек голосистых и носатых.
У нас был двор квадратный. А над ним
Висело небо в тучах или звёздах.
В сарае у матрасника на козлахВились пружины, как железный дым.
Ириски продавали нам с лотка.
И жизнь была приятна и сладка ...
И в той Москве, которой нет почти
И от которой лишь осталось чувство,
Про бедность и величие искусства
Я узнавал, наверно, лет с пяти.
Я б вас позвал с собой в мой старый дом.
(Шарманщики, петрушка что за чудо!)
Но как припомню долгий путь оттуда
Не надо! Нет!.. Уж лучше не пойдём!..Евгений Куманьков. Старая Москва.
Первая зелень. Плотников переулок (1959)Тема
приведённого стихотворения, казалось бы, не так
оригинальна и давно известна: герой вглядывается в
прошлое, вспоминает свой старый двор и старый дом, в
котором вырос; вспоминает он и всё то, что наполняло
его детские годы смыслом и содержанием. Содержание
это было, как признаётся сам поэт, приятным, оно и
выражается яркими и колоритными словами: развесёлыйбалаган, носатые голосистые петрушки, сладкие ириски...
И первое представление о «бедности и величии
искусства», которое в те далёкие годы было частью
самого двора.
А над двором висело небо в тучах или звёздах. Небо это
в поэзии всегда и образ, и символ одновременно: если
есть небо над головою значит, есть воздух, солнце,
пространство для дыхания и для жизни. Пространство
для веры в прекрасное будущее. И конечно, неповторимое
чувство детства, его великой тайны – «И в той Москве,
которой нет почти, и от которой лишь осталось
чувство»...
Представим, какая музыка могла звучать в таком дворе.
Наверное, прежде всего, это была музыка уличных
артистов шарманщиков. Шарманка в этом
стихотворении может восприниматься и как музыкальный
фон, сопровождающий жизнь старого двора, и как болееглубокий образ, вытекающий из особенностей этого
удивительного инструмента.
Евгений Куманьков. Старая Москва.
Бывший красавец (1971)Шарманка, как вы помните,
играет только определённые мелодии, заданность их
круга преодолеть невозможно. Поэтому её звуки – не
просто знак ушедшего времени и даже не только мелодиядетства. С шарманкой связан особый смысл вечно
повторяемого мотива может быть, именно того, что
связан с неизбежной утратой прошлого, воспринимаемой
как утрата красоты и гармонии.
Однако главный смысл стихотворения, как оказывается,
совсем не в том, что герой с ностальгическим чувством
вспоминает двор, в котором провёл своё детство, и то
прекрасное время, когда на московских улицах можно
было увидеть медведей, цыган и петрушек. Главный
смысл заключён в последних строках: «Но как припомню
долгий путь оттуда – не надо! Нет!.. Уж лучше не
пойдём!..»
А ведь «долгий путь оттуда», о котором говорит поэт,
это вся последующая жизнь, все её испытания и даже
горести, которые довелось пережить с тех пор, как
закончилось детство. И ещё раз пройти через всё это засчастье оказаться в родном дворе представляется
слишком высокой ценой.
Евгений Куманьков. Старая Москва.
Двор на улице Чехова (1971)Вот почему современная
музыка, также хранящая память о суровых испытаниях
ещё совсем недавнего прошлого, отражающая сложность
и неустроенность современного мира, просто не умеет
быть другой.
Образ ушедшего прошлого один из центральных в
музыке последних десятилетий. Это прошлое вбирает в
себя не только личные воспоминания, но и мотив вечногостранничества человека, его неизбежного возвращения к
началу пути, к истокам.
Одним из глубоких музыкальных мыслителей был
композитор Георгий Свиридов. Обращаясь к стихам А.
Пушкина, А. Блока, С. Есенина трёх величайших поэтов
России, композитор поднял тему «уходящей натуры» до
уровня философской концепции.
В представлении композитора, это и родина, и
исчезнувший град Китеж, и вечная тема осени, и древняя
звёздная мифология, и прощание.
Одна из частей цикла «Отчалившая Русь» на стихи С.
Есенина как раз и есть прощание со всем, что было
дорого и что мы безвозвратно покидаем....Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
Поосеннему сыплет ветер,
Поосеннему шепчут листья.Вопросы и задания:
1. Как ты понимаешь слова «В одну и ту же реку нельзя
войти дважды»? Подумай, к каким жизненным
ситуациям их можно применить. Была ли в твоей жизни
такая ситуация?
2. Какая музыка, потвоему, могла звучать во «Дворе
моего детства»?
3. Как ты думаешь, почему меняется музыка?
4. Как передан мотив прощания в пьесе «Поосеннему
кычет сова ...» из музыкальной поэмы Г. Свиридова
«Отчалившая Русь»? Подумай, почему вопреки традиции
произведение оканчивается на неустойчивой гармонии,
не получающей разрешения.5. Как ты понимаешь образ уходящего города на
картинах художника Е. Куманькова?
О понятии «современная музыка»
Приступая к очередному разговору о музыке, всегда
рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как
рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как
разнообразие художественного мира, соотношение
традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с
другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь,
возвращение к этим проблемам неизбежно.
Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму
главного вопроса что такое музыка сегодня?До сих пор мы говорили преимущественно о музыке
академической, т. е. музыке, создаваемой композиторами
профессионалами, а также о фольклорной и духовно
певческой традициях. Все эти виды музыки, будучи
главными на протяжении ряда веков, в настоящее время
далеко не исключительные формы музыкального бытия.
В нашу жизнь вторглось огромное количество другой
музыки, на которую нельзя не обращать внимания хотя
бы в силу многочисленности её видов, а также
востребованности значительной частью слушательской
аудитории. Джаз, рок, попмузыка, диско, авторская
песня, рэп и т. д. всё это новые и новейшие стили
музыки, которые живут и развиваются по своим
собственным законам. Соответственно современная
музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым
явлением, чем это было до сих пор. Теперь она
объединяет самые различные музыкальные сферы,направления, стили, жанры, национальные традиции и
даже культуры в целом.
Изменилось и само понятие современная музыка.
Например, в среде музыкантовпрофессионалов
современной называют академическую музыку, созданную
в последние десятилетия. А за пределами этой среды
современной считается как раз музыка неакадемическая.
Встречается даже прямое противопоставление «музыка
классическая музыка современная», где место классики
занимают композиторы ушедших эпох, а современность
ассоциируется исключительно с различными
молодёжными направлениями. Усложнение
художественной ситуации, как следствие, повлекло и
неоднозначность в её определениях.
Такая неоднозначность сказывается и на самом
музыкальном творчестве. Всё чаще композиторы в своих
произведениях обращаются к воплощениюпротиворечивых образов времени. Среди таких
противоречий более заметную роль играет мотив
утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного
современного мира.
Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия
Канчели. Симфонию предваряет эпиграф альтов,
расположенных позади оркестра с двух сторон.
Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина
пытается продолжить напев альтов, однако наталкивается
на сопротивление резкого звучания оркестра. Таков один
из смыслов произведения: не просто контраст, но
настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой
пронзительной музыкой современности.Гюстав Климт. Музыка (1895
г.)Музыки в наше время стало значительно больше, чем
раньше. Больше стало и её разновидностей. Сейчас далеко
не каждый музыкальный эрудит сможет даже просто
перечислить все существующие на сегодняшний день
музыкальные стили и жанры. Более того, не только
отдельный человек, но и любая современная
энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий
перечень. Одна из причин непрерывно меняющаяся
картина музыкальной жизни, умножающая новые явления
со стремительной скоростью.Это, кстати, относится и к другим видам творчества,
например литературе. Ещё полтора столетия назад
каждый год издавалось не более пятишести сколько
нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них
становилась событием. «Евгения Онегина» или «Анну
Каренину» знала вся читающая Россия. То же можно
сказать и о творчестве композиторов, относящемся к
эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ
жизни человека. Теперь же произведений искусства
разного масштаба и уровня появляется такое количество,
что даже на поверхностное знакомство со всем этим
множеством не хватит целой человеческой жизни.
Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах
представлять ту культурную, и в частности музыкальную,
среду, в которой мы находимся. Это необходимое
условие понимания особенностей того времени, вкотором мы живём, а также музыки, которую мы
слушаем.
Важно также понять, почему за сравнительно короткий
исторический период возникло так много различных
«музык» и что представляют хотя бы некоторые наиболее
заметные из них.
Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка
и музыкальная жизнь в целом, она попрежнему остаётся
важнейшей частью духовной культуры человека, который,
несмотря на все успехи научнотехнического прогресса,
так и не научился без неё обходиться.
Вопросы и задания:
1. Как ты понимаешь словосочетание «современная
музыка»?2. Согласен ли ты с противопоставлением классики и
современной неакадемической музыки? Постарайся
объяснить свой ответ.
3. Какое из слов контраст, конфликт, столкновение –
наиболее точно передаёт взаимодействие музыкальных
тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, потвоему, это
взаимодействие выражает?
4.
Во время прослушивания произведения обрати
внимание на роль пауз. Как ты думаешь, с чем связаны
столь продолжительные, часто повторяющиеся
фрагменты тишины?
5. Можно ли усмотреть моменты образного сходства
между Симфонией № 6 Г. Канчели и картиной Г. Климта
«Музыка»? В чём это проявляется?
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и
Джульетта»Содержание:
1.
2. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно
Традиция в искусстве.
найти только на исхоженных дорогах».
3.
4.
Тема нарушенного запрета в произведениях
искусства.
Воплощение коллизии в увертюрефантазии П.
Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между
силой вековых законов и силой любви).
Реализация содержания трагедии в сонатной форме.
Роль вступления и коды в драматургии произведения.
5.
6.
Музыкальный материал:
1. П. Чайковский. Увертюрафантазия «Ромео и
Джульетта» (слушание);
2. Ю. Визбор. «Ты у меня одна» (пение).Характеристика видов деятельности:
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
2.
3.
4.
5.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения
с точки зрения единства содержания и формы.
Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном
произведении.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в
музыке.
Воспринимать особенности интонационного и
драматургического развития в произведениях сложных
форм.
6. Исследовать многообразие форм построения
музыкальных произведений (сонатная форма).
7. Понимать характерные особенности музыкального
языка.8. Узнавать по характерным признакам (интонации,
мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку
отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского).
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
(А. Пушкин)
Это чудесные строки Пушкина, так много открывшего в
русской жизни и русской душе.
Святость традиции, верность традиции... Эта тема также
находится в ряду вечных тем искусства.
У Пушкина традиция не мёртвая тень отживших веков,
но «животворящая святыня», предмет бесконечной
сыновней любви и благодарности. Не только в
приведённом отрывке из стихотворения, но во всём еготворчестве, любовь и уважение к прошлому утверждается
как единственный залог счастья и благополучия.
Одним из любимых изречений были для Пушкина слова
французского писателя Ф. Шатобриана: «Счастье можно
найти лишь на исхоженных дорогах». «Исхоженные
дороги» это вековые нравственные устои, живущие в
сознании каждого человека, это благословение отчего
дома, чей дух хранит и поддерживает человека на его
нелёгких жизненных путях... В свете такого понимания
счастья становится понятна трагическая
предопределённость судьбы тех людей, которые
преступили эти вечные, освящённые традицией законы.
Ромео и Джульетта, задумавшие обмануть судьбу и свои
враждующие семейства; Изольда, нарушившая слово,
данное ею жениху, королю Марку; Мелизанда,
полюбившая Пеллеаса, брата своего мужа ... Все эти
трагические сюжеты заключают в себе мотив нарушенногозапрета, преступления против законов предков, может
быть, законов слепых, жестоких, но неизмеримо более
могучих, чем воля «маленького» человека.
Конечно, отнюдь не идея справедливого возмездия
определяет смысл произведений, созданных на эти
сюжеты. Никто из великих художников никогда не судит
своих любящих и страдающих героев. Напротив их
любовь нередко отмечена такой глубиной и величием,
которые и сквозь толщу веков не утрачивают своей
могучей силы. И происходит удивительное: суровые
вековые законы, такие неумолимые для любящих героев,
начинают казаться нам мелкими и незначительными, а
бессмертная любовь звучит и звучит сквозь века своим
торжествующим гимном!
Наверное, необходимо только такое жертвоприношение,
каким является смерть любящих, чтобы оправдать
совершённое ими преступление против родовых законов.Любая другая жертва окажется слишком мелкой и
незначительной.
Может быть, поэтому и в музыке, с тех пор как она
обратилась к теме нарушенного запрета, преступления
против вековых обычаев, появились неизвестные ей до
того времени состояния тревоги, напряжения, не
находящие исхода.
«Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о Ромео и Джульетте…»
(У. Шекспир)
Обратимся к выдающемуся произведению Петра Ильича
Чайковского – увертюрефантазии «Ромео и Джульетта».
В основу программы этого симфонического сочинения
было положено литературное произведение – трагедия
гениального английского драматурга эпохи Возрождения
Уильяма Шекспира, повествующая о любви, верности и
трагической гибели двух юных героев.О кропотливой работе композитора над созданием
увертюрыфантазии говорят три её редакции. Чайковский
задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии
Шекспира. Но написал лишь сцену прощального свидания
Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка
увертюрыфантазии. После смерти Чайковского
композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её
как дуэт Ромео и Джульетты.
Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это
будет самый мой капитальный труд, писал он своему
брату Модесту Ильичу, Как я мог до сих пор не видеть,
что я как будто предназначен для положения на музыку
этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего
музыкального характера… Есть любовь, любовь,
любовь…»Познакомимся с образами увертюрыфантазии
Чайковского и трагедии Шекспира. В прологе трагедии
Шекспира звучат такие строки:
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни.
И гибель их у гробовых дверей
Кладёт конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь, и смерть, и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле.
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были…Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта» написана
Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей
– вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду.
Выбор композитором концертной увертюры не случаен:
именно сонатная форма ввиду её значительного масштаба,
многообразия разделов и тем способна передать сложное
содержание. Нередко оно основано на конфликтном
столкновении образов, придающих произведению глубоко
драматический характер.
Увертюра начинается тревожным вступлением. В его
звучании, воспринимаемом как грозный, злой рок,
предопределяется трагический исход событий.
Внимательное вслушивание в первую тему увертюры
фантазии позволяет познакомиться с одним из
действующих лиц трагедии Шекспира – монахом, патером
Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший
рассказ о происходящих событиях.Образ патера Лоренцо характеризуется композитором
музыкой хорального склада, которая звучит неторопливо,
сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном
ладу, передавая характер священнослужителя,
предпринявшего попытку своими действиями соединить
сердца любящей юной четы.
Скорбные интонации хорала, его мерный ритм,
многократные повторения темы, окрашенные тембрами
разных инструментов: деревяннодуховых, пиццикато
струнных, гулом литавр, прерываемым во вступлении
звуками арфы, словно свидетельствуют о тяжких
раздумьях Лоренцо.
После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо,
следует экспозиция – показ других образов трагедии. И
первый из них – это образ борьбы, смертельной схватки,
образ вражды и ненависти двух непримиримых родов –
Монтекки и Капулетти. Главная партия безраздельнодраматична, её музыка отличается напряжённостью,
глубокими переживаниями. Напряжённость темы
усиливается звучанием всего оркестра (tutti),
изобразительными моментами (медные тарелки
имитируют звон клинков), повторениями.
Богатство чувств чуждается прикрас,
Лишь внутренняя бедность многословна,
Любовь моя так страшно разрослась,
Что мне не охватить и половины.
Побочная партия – образно её можно назвать «темой
любви» образуется двумя элементами и выражает
лирический образ. Этот образ, с одной стороны,
эмоциональнонасыщенный, с другой – глубоко нежный.
Выразительное значение песенной мелодии, её повторения
(как утверждение идеи любви) введение интонаций
колыбельной, мажорной окраски темы. Оркестр «поёт»
эту тему как светлый гимн человеческому счастью.Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии.
Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел
увертюры. И после короткой паузы… вновь звучит
музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ –
начинается новый раздел симфонического произведения –
разработка. В разработке новую окраску получает здесь
образ патера Лоренцо в нём уже нет былой
сдержанности и неторопливости, в нём всё отчаяние,
крик, призыв. Композитор преобразует тему Лоренцо,
подчёркивая её новый характер звучанием медных
духовых инструментов. Эта обновлённая тема словно
противостоит теме вражды, вступает с ней в
противостояние, защищая собой юных влюблённых.
Хотя любовь их всё непобедимей,
Они пока ещё разделены.
Исконная вражда семей меж ними
Разрыла пропасть страшной глубины.В её семье Монтекки ненавидят,
В глазах родни Ромео не жених.
Когда и где она его увидит
И как спасти от ненависти их?
И вновь в музыке увертюрыфантазии «Ромео и
Джульетта» звучит тема главной партии – тема вражды.
Она открывает третий раздел сочинения – репризу. Вновь
появляются интонации главной темы увертюрыфантазии
темы вражды. Но они звучат недолго, уступая место
теме любви. Сравнивая звучание темы любви в
экспозиции и в репризе, следует подчеркнуть, что эта
тема звучит в репризе более торжественно и ярко, с
каждым новым проведением набирая силу и уверенность.
Ей снова противостоит тема вражды. Вновь появляется и
тема патера Лоренцо.
Так надвое нам душу раскололи
Дух доброты и злого своеволья.Однако в тех, где побеждает зло,
Зияет смерти чёрное дупло.
Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После
удара большого барабана возникает неожиданная пауза.
Какой смысл несёт такой изобразительный момент в
музыке? Об этом рассказывает слушателям последний
раздел увертюрыфантазии – кода (завершение,
заключение). О чём говорит эта музыка?
Мы слышим в музыке коды погребальное шествие. Звучат
мерные скорбные аккорда оркестра. Глухо рокочут
литавры, на фоне которых вновь появляется тема любви.
Она изменила свой первоначальный облик звучит хрупко
и незащищённо, в высоком регистре. На смену темы
любви приходит звучание аккордов, напоминающих
церковное песнопение, хорал. (Вспомним, что
музыкальной характеристикой патера Лоренцо также
была тема хорального склада.) Широкие разливы арфы(этот инструмент также звучал во вступлении) вносят в
музыку покой и умиротворение.
В самом окончании увертюры наступает просветление;
заключительные аккорды звучат как гимн высокому и
сильному чувству любви. Таким оптимистическим
окончанием увертюрыфантазии П. Чайковский выражает
своё отношение к главной идее трагедии Шекспира
любовь побеждает все невзгоды, любовь будет жить, пока
жив на земле Человек!
Слушание полной версии увертюры.
Вопросы и задания:
1. Согласны ли вы с утверждением, что уважение к
прошлому, к традиции является залогом счастья и
благополучия?
2. Какие два начала обуславливают главную коллизию
(коллизия – столкновение противоположных сил,интересов, стремлений) в трагедии «Ромео и
Джульетта»?
3. Как бы вы охарактеризовали позицию П. Чайковского
в трактовке трагедии У. Шекспира «Ромео и
Джульетта»? Осуждает ли он героев или сочувствует
им?
4. Почему П. Чайковский воплотил замысел
произведения именно в сонатной форме?
5. Какой драматургический принцип лежит в основе
произведения?
6. Какие идеи, заложенные в музыке вступления,
получают своё разрешение в коде увертюры»?
Аргументируйте ответ. Каким разделам отводится роль
главных «рассказчиков» музыкального сюжета?7. С чем, повашему, связано изменение порядка
проведения основных тем в репризе? Почему здесь
главная партия вновь проводится после побочной?
8. Совпадает ли трактовка основной идеи произведения
композитором Чайковским с замыслом драматурга
Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет
повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и
Джульетте»?
9.
В «Дневнике музыкальных размышлений» напишите
свои размышления на тему «Музыка о любви».
Что такое «Квартет»?Не исключено, что многие из вас знают слово «Квартет»
только из басни Крылова. Но, между прочим, для тех, кто
понастоящему любознателен, это даже не очень мало.
Что можно узнать, прочитав басню?
Вопервых, что квартет это какойто коллектив из
четырёх участников. Ведь пятое действующее лицо басни
Соловей не принимает участия в музыкальных
упражнениях собравшихся «на лужке под липками». Об
этом же нам говорит и само название: латинское слово
«кварта» означает «четыре».
Вовторых, ясно, что эти четверо музыканты, вернее,
они воображают себя музыкантами. Значит, это
музыкальный коллектив. Но и это ещё не всё. Давайтека
вспомним, при помощи каких музыкальных инструментов
собирались незадачливые музыканты «пленять своим
искусством свет»?Достали нот, баса, альта, две скрипки...
Две скрипки это совсем понятно. Альт это та же
скрипка, только побольше, и звук у альта несколько
другой более матовый, более тусклый. Остаётся узнать,
что такое бас. Ну, тут вы должны мне поверить, что так
Крылов называет виолончель, а вовсе не контрабас, как
думают некоторые. Хотя действительно этот громоздкий,
большой инструмент, с низким и какимто медлительным,
неповоротливым звуком очень подошёл бы неуклюжему
Мишке, но контрабас никогда в состав струнного
квартета не входит. Басом же Крылов называет
виолончель потому, что в квартете это самый низкий,
басовый инструмент.
Добавить остаётся только то, что такой вид квартета
музыканты называют струнным, в отличие от других,
которые можно составить, например, из медных или
деревянных духовых инструментов.Кроме того, существуют ещё квартеты вокальные, то есть
состоящие из четырёх певцов, с разными по высоте
голосами: два высоких голоса (например, два тенора),
один пониже (баритон) и, наконец, самый низкий бас.
Видите, сколько мы уже узнали, прочитав только начало
басни. Не найдём ли мы в ней ещё чегонибудь для нас
интересного.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка:
«Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».
Очевидно, пронырливая и любопытная Мартышка
слышала краем уха, что рассаживаться нужно както по
особому. Вот и предложила:
«Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы», и конечно, всё
перепутала.Настоящий струнный квартет обычно располагается так:
«прима и втора» (то есть первая и вторая скрипки)
помещаются рядом; альт против первой скрипки, а рядом
с ним виолончель. При таком расположении
инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты
хорошо слышат друг друга, а это очень важно для
хорошего исполнения музыки.
Вполне вероятно, что при «раздорах и спорах» горе
квартета кемнибудь был предложен и правильный
вариант, но у Крылова об этом ничего не сказано, да это и
не важно всё равно бы не помогло. Зато сказано другое,
и это уже очень существенно:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант.
И этим музыкантом был... Думаете, Соловей? В томто и
дело, что не только Соловей. Сам Крылов. Великий
баснописец был очень хорошим музыкантом и, что
особенно для нас важно, больше всего любил играть в
квартете.
Современники вспоминают, что обычно он брал на себя
партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать
главным, ведущим в этом составе, всё же именно Крылов
часто оказывался как бы руководителем квартета. К его
чутким и верным замечаниям нельзя было не
прислушаться, его тонкому музыкальному вкусу нельзя
было не доверять.
Теперь вы, конечно, понимаете, что сведениям о струнном
квартете, которые мы получили, прочитав басню, тоже
нельзя не верить. Перед тем как перейти к музыке, мне бы
хотелось сказать вам ещё одно.Помните, в нашем первом разговоре о камерной музыке я
сказала, что так называется музыка, написанная для
небольшого количества исполнителей. До сих пор мы
знакомились только с камерными произведениями,
которые исполняет один человек (пианист) или два (певец
и аккомпаниатор). Теперь настало время познакомить вас
с выражением «камерный ансамбль».
Слово «ансамбль» французское. Буквально оно
переводится так: «вместе». Иными словами, оно означает
как раз не то, что получалось у участников крыловского
квартета. Онито вряд ли составляли ансамбль. Ну,
поскольку вы знаете, что такое квартет, вы легко
догадаетесь, что такое трио, и слово «дуэт» вас тоже,
наверное, не испугает. Так вот, квартет, трио, дуэты всё
это называется камерными ансамблями.
Существуют также квинтеты, секстеты (от слова
«квинта» «пять», и «секста» «шесть») и другиеансамбли с большим количеством участников и
различным составом инструментов или голосов.
Александр Бородин. Квартет № 2
Камерноинструментальное творчество Бородина
невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему
композитор придавал немалое значение. «Я глубоко
убеждён, писал он в период работы над первым
квартетом, что камерная музыка представляет одно из
самых могучих средств для развития музыкального вкуса
и понимания».
Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы
и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в
которой вырабатывались его музыкальный стиль и
композиторская техника. Занятия камерной музыкой
отвечали интересам Бородина к классическим
музыкальным жанрам и формам. Вернувшись к этойобласти музыки в зрелом периоде, он создал
произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими
образцами его творчества. Таковы, прежде всего его два
квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.
Жемчужиной русской камерной классики XIX в. является
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина
вдохновенное лирическое высказывание. Чувства,
выраженные музыкой, поражают чистотой и
возвышенностью. Лирике Бородина, при её мягкости и
задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный
колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому
и отзывчивому другу, помощнику, прекрасной пианистке
Екатерине Сергеевне Бородиной.
Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра и четыре
стула для музыкантов.
Два скрипача сели рядом. Против первой скрипки
альтист, против второй виолончелист. Пробуют,