Цели: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного фольклора.
Задачи:
· развить творческие способности учащихся;
· научить работать в группах;
· создать творческий мини проект.
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению задания, презентация и защита своего мини проекта.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни.
А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.
Звучит фонограмма частушки.
( если дети затрудняются дать ответ, учитель под фонограмму сам поет одну частушку).
И так, мы вывили тему сегодняшнего нашего урока: «Частушка».
Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка?
(все ответы детей записываются на бумажных облачках (приложение 3), подписывая автора высказывания, и вывешиваются на доске).
Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке? Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?
Для этого, мы с вами разделимся на 6 команд. (в каждой команде на менее 4 человек) Каждая команда получит текст с различной информацией по теме урока (приложение 1) и рабочий лист (приложение 2). Вам нужно внимательно прочитать, в тексте выделить маркером основные понятия, ответить на вопросы в рабочем листе, выполнить творческое задание, так же в рабочем листе и сделать вывод. Затем команда готовит защиту мини проекта, освящая основную информацию из прочитанного текста, исполняя частушку собственного сочинения. (так как команд 6, а текстов 3, то защищать свои проекты к доске выходят по две команды, дополняя друг друга, делая каждая свой вывод о понятии «частушка», у этих команд разные варианты рабочих листов).
Ну что ж, приступаем к работе. Работаем быстро, слажено. Вам дается 25 минут.
(во время работы детей учитель подходит к командам и помогает если есть затруднения.
После защиты детских проектов, учитель возвращается к тем высказываниям, которые были записаны в начале урока и проверяет, кто был прав, чье высказывание было самым верным. Дописывают то, что нового узнали.)
Домашнее задание: сочинить свою частушку пользуясь той информацией, которую приобрели на уроке. ( различные виды, формы частушек) А затем можно создать сборник частушек.
Приложение 1
Тексты для работы в группах
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Частушка стала широко распространяться, когда в России начали складывались рыночные отношения. Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")
Вместе с тем частушка близка и к литературе. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.
Появлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.
Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.
Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Мелодия простая, легко запоминающаяся.
Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.
В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
И продолжение:
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася.
Приложение 2
Рабочие листы для учащихся.
Рабочий лист: «Происхождение частушки».(вариант 1)
Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Как давно появилась частушка?____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая форма частушки?___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
|
Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: «Происхождение частушки». (вариант 2)
Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Как давно появилась частушка?____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая форма частушки?___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
|
Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: «Становление частушки». (вариант 1)
Что помогло появлению частушки?_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Под какой инструмент чаще всего исполняют частушки?_______________________________________________________
Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию
|
|
Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: «Становление частушки». (вариант 2)
Что помогло появлению частушки?_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как исполняются частушки?_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию.
|
|||
|
|||
Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: «О чём она, частушка?» (вариант 1)
О чём поют в частушках?__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Какими словами назвали любимых в частушках?______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию
|
|||
|
|||
Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист: «О чём она, частушка?» (вариант 2)
О чём поют в частушках?__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Какими словами назвали любимых в частушках?______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию
|
|||
|
|||
Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Облачко» для фиксирования гипотез учащихся. Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.