Урок музыки - Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
17.04.2018
Цели урока: Углубить знания обучающихся о творчестве Людвига Ван Бетховена на примере инструментальной увертюры «Эгмонт».
Привлечь учащихся к восприятию конфликтного взаимодействия образов в музыкальном произведении.
Закрепить определение понятий музыкальный образ, экспозиция.
Развивать навыки унисонного пения , а так же выразительного исполнения вокального произведения.
Воспитывать музыкальный вкус учащихся, патриотические чувства.
Музыкальный и визуальный материал: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); «Школьный корабль» (художественное исполнение).
Тип урока: урок углубления темы.
Оборудование: музыкальный инструмент (баян), (ПК и проектор), портрет композитора Л. Бетховена.
1. Организационный этап урока:
Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку.
Музыкальное приветствие:
Здравствуйте, ребята!
Добрый день!
Мы урок сейчас начнём!
Звуки музыки споём!
Соль, ми, соль!
Соль, ми, до!
8.docx
Дата:
«Столкновение
Тема:
образов»
Класс:
Цели урока: Углубить знания обучающихся о творчестве
Людвига Ван Бетховена на примере инструментальной
увертюры «Эгмонт».
Привлечь учащихся к восприятию конфликтного
взаимодействия образов в музыкальном произведении.
Закрепить определение понятий музыкальный образ,
экспозиция.
Развивать навыки унисонного пения , а так же выразительного
исполнения вокального произведения.
Воспитывать музыкальный вкус учащихся, патриотические
чувства.
Музыкальный и визуальный материал: Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт»
(слушание); «Школьный корабль»
(художественное исполнение).
Тип урока: урок углубления темы.
Оборудование: музыкальный инструмент (баян), (ПК и
проектор), портрет композитора Л. Бетховена.
1. Организационный этап урока:
Музыкальное приветствие:
Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята!
Добрый день!
Мы урок сейчас начнём!
Звуки музыки споём!
Соль, ми, соль!
Соль, ми, до!
2. Актуализация опорных знаний учащихся:
Между образами есть конфликт, даже столкновение. Мы
рассмотрим это после игры «Закончи предложение».
Игра «Закончи предложение».
1.Смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил
героическую борьбу фламандского народа против... (испанских завоевателей)
2.Иоганн Гёте написал про этого героя...
3. Музыку к трагедии Гёте написал немецкий
4. Вступление к опере, балету называют...
композитор...
5. Увертюра сегодня является самостоятельным
программным произведением, тоесть произведением...
6. Увертюра „Эгмонт” Людвига ван Бетховена воплощает
образы...
3. Мотивация учебной деятельности учеников на
уроке:
Мы продолжаем знакомство с особенностями строения
сонатной формы, показом и развитием основных тем
увертюры «Эгмонт».
Основные задачи нашего урока:
Закрепить понимание основных особенностей композиции
образов увертюры «Эгмонт».
Сведения о структуре увертюры Л. Бетховена
„Эгмонт”.
Увертюра имеет чёткую композицию – она написана в
сонатной форме. Состоит из трёх частей: экспозиции,
разработки и репризы. Перед экспозицией может быть
вступление, а после репризы – кода (финальная часть
произведения). В увертюре «Эгмонт» так же есть
вступление и кода.
Именно вступление и экспозиция воплощают общий образ
столкновения. Он представлен двумя основными темами-
образами увертюры. Образом испанских завоевателей в
первой теме вступления и образом порабощённого народа
Нидерландов во второй. Это их первое представление –
столкновение, а второе начинается плавным
переростанием вступления в экспозицию.
Экспозиция, как мы помним, содержит главную и
побочную партии. Главная партия экспозиции является
образом нидерландцев, а завоевателей воплощена в
побочной партией – жёстко и кратко.
Прослушайте вступление и экспозицию увертюры
„Эгмонт”. Проследите за конфликтом,
столкновением образов. Слушание Л. Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
(экспозиция)
Анализ прослушанного произведения.
Какими средствами музыкальной выразительности
изображены испанские завоеватели во вступлении, а
какими в экспозиции?
Во вступлении испанцы изображены тяжелыми, суровыми
аккордами в медленном темпе, шествие которых
напоминает старинный испанский танец сарабанду. В
экспозиции образ завоевателей становится более
агрессивным, темп – более быстрым, аккорды – короче. В
побочной партии звучат мотивы темы нидерландцев.
Эта тема приобретает светлый, энергичный характер.
Какими средствами музыкальной выразительности
изображены нидерландцы во вступлении, а какими
в экспозиции?
Во вступлении, образ нидерландцев выражает горе и
страдания – в мелодии слышны интонации - вздохи. В
экспозиции главная партия (тема нидерландцев)
становится мужественней, энергичной, хотя ощутим ее
скорбный характер.
Сведения о увертюре Л. ван Бетховена
Начало ХІХ столетия в жизни Бетховена прошел под
знаком увлечения поэзией Иоганна Гёте.
Бетховен хотел написать оперу на сюжет „Фауста”. Эту
задумку композитор не воплотил, зато появились песни на
тексты поэта, а
также музыка к трагедии Гёте „Эгмонт”. Музыка
Бетховена к „Эгмонту” – это увертюра и 9 эпизодов.
„Эгмонт” захватил композитора своим содержанием, ведь
героические образы Гёте были близкими Бетховену.
Посылая Гёте своё произведение, автор писал: «В
ближайшем будущем, Вы получите… музыку к „Эгмонту”,
к этому чудесному „Эгмонту”, которого я воплощал в
звуках с таким увлечением , с каким я его читал, и был в
мыслях и в чувствах всецело увлечен Вами”. В ответном
письме Гёте пригласил композитора к себе в Веймар и
рассказал о намерениях поставить на сцене „Эгмонта” именно с музыкой Бетховена.
Почти все бетховенские увертюры возникли в связи с
драматическими замыслами и проектами – как вступление
к опере, балету или театральной пьесе.
Но Бетховен больше тяготел к увертюре как к
самостоятельному произведению. У него увертюра сама
стала драмой идей. Именно идей, поскольку
симфоническими средствами нельзя представить
сценические образы. Таким образом, Бетховен положил
начало нового жанра оркестровой музыки – программной
симфонической пьесы.
Работа над песней «Школьный корабль»
Обратите внимание на выразительное и осмысленное
исполнение текста песни, творческое воплощение её
образов.
- работа над чистотой интонирования;
- работа над правильным воспроизведением ритмического
рисунка;
- работа над чистым унисонным исполнением.
Итоги урока.
Сегодня мы рассмотрели тему столкновения музыкальных
образов, а также еще раз обратились к творчеству
великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.
Домашнее задание: о ком из своих любимых
литературных героев вы написали бы программную
увертюру, если бы были композиторами? Каким вы себе
представляете это произведение?
Урок музыки - Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
Урок музыки - Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
Урок музыки - Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
Урок музыки - Людвиг Ван Бетховен. Увертюра "Эгмонт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.