Урок музыки “Музыкальные краски” в произведениях композиторов - импрессионистов.
Оценка 4.7
Разработки уроков
музыка
5 кл
05.05.2017
Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи:
1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.
2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.
3. Знакомство с творчеством французских композиторов М. Ровеля и К. Дебюсси.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Пение
Исполнение песни “Всюду музыка живет”.
3. Новый материал
Учитель – Верны ли слова этой песни? Действительно ли музыку, музыкальные звуки можно услышать повсюду?
Дети: Да, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…
Учитель – Давайте на минуточку закроем глаза и послушаем окружающий нас мир.Звучание фонограммы звуков природы и улицы.
Учитель – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку.
- А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?
Дети – Да, музыка Э.Грига рассказала о норвежской природе и сказках, П.Чайковского «Апрель. Подснежник» о русской природе…
Учитель – А какими красками пользовалась музыка-художник?
Дети – Музыкальными.
Учитель – Мы сейчас с вами и определили тему нашего урока «Музыкальные краски» в произведениях композиторов
А каких композиторов мы узнаем чуть позже. Давайте попробуем перечислить эти «музыкальные краски».
Дети – Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, мелодия.
Учитель – это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.
К художественно – выразительным средствам живописи относятся: тон, колорит, мазок, цвет, линия, контраст (цветовой и световой).
-Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?
-Что оно означает?
4. Подготовка к усвоению новых знаний.
Учитель: Исполнение куплета песни о картинах.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Учитель: Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим, как они изображают в
своих произведениях музыкальный пейзаж.
Учитель читает полностью тему урока на слайде: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?
Усвоение новых знаний.
Об импрессионизме.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».
Работа в группах.Информация о Композиторах – импрессионистах – К.Дебюсси и М.Равель
Звучит пьеса М.Равеля «Игра воды»
Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака»..
Разучивание песни.
У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая».
Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.
Итог урока
Домашнее задание
Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.
Рефлексия
Я сегодня на уроке узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня сегодня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
О картинах
1. Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
2. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
3. Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
композитор - Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Глубокое
воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов.
Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения. ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик, -
Появился человечек.
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали -
Только и всего.
Что вы, что вы - это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Что бы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно -
Только так из человечка
Выйдет человек.
Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете,
Легче этого вопроса
Нету ничего.
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым -
Только и всего.
Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить.
А потом идти придется
Через горы и овраги,
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить.
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…
Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. В 1882 году начал заниматься фортепиано, с 1887 года занимался гармонией. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Равель создал фортепианный цикл Игра воды, который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.