5 класс от 04.04.17г
Тема урока: “Музыкальные краски” в произведениях композиторов
импрессионистов.
Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных
возможностях музыкального искусства.
Задачи:
1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в
музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.
2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства
выразительности.
3. Знакомство с творчеством французских композиторов М. Ровеля и К. Дебюсси.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Пение
Исполнение песни “Всюду музыка живет”.
3. Новый материал
Учитель – Верны ли слова этой песни? Действительно ли музыку, музыкальные
звуки можно услышать повсюду?
Дети: Да, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…
Учитель – Давайте на минуточку закроем глаза и послушаем окружающий нас
мир.Звучание фонограммы звуков природы и улицы.
Учитель – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать
и музыку.
А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать
картины, как настоящий художник?
Дети – Да, музыка Э.Грига рассказала о норвежской природе и сказках,
П.Чайковского «Апрель. Подснежник» о русской природе…
Учитель – А какими красками пользовалась музыкахудожник?
Дети – Музыкальными.
Учитель – Мы сейчас с вами и определили тему нашего урока «Музыкальные
краски» в произведениях композиторов
А каких композиторов мы узнаем чуть позже. Давайте попробуем перечислить эти
«музыкальные краски».
Дети – Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, мелодия.
Учитель – это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства
выразительности, которые используют композиторы для создания своих
произведений.
К художественно – выразительным средствам живописи относятся: тон,
колорит, мазок, цвет, линия, контраст (цветовой и световой).
Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?
Что оно означает?
4. Подготовка к усвоению новых знаний.
Учитель: Исполнение куплета песни о картинах.
1Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Учитель: Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов»
музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и
посмотрим, как они изображают в
своих произведениях музыкальный пейзаж.
Учитель читает полностью тему урока на слайде: «Музыкальные краски» в
произведениях композиторов – импрессионистов.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это импрессионисты?
Усвоение новых знаний.
Об импрессионизме.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в
искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и
получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».
Работа в группах.Информация о Композиторах – импрессионистах – К.Дебюсси
и М.Равель
Звучит пьеса М.Равеля «Игра воды»
Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака»..
Разучивание песни.
У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал композитор
Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая».
Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.
Итог урока
Домашнее задание
Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на
пейзажную тему.
Рефлексия
Я сегодня на уроке узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня сегодня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
О картинах
1. Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
2. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
2Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
3. Если видишь, что с картины
Смотрит ктонибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
3композитор Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих
наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших
музыкальных штампов. Глубокое
воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых
сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов.
Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и
завораживающей музыкальностью. В 90е годы окончательно складывается самобытный
музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве,
возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Композиторы – импрессионисты –
К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать
тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые
оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и
колористичностью.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Точка, точка, запятая
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек.
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали
Только и всего.
Что вы, что вы это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Что бы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно
Только так из человечка
Выйдет человек.
Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете,
Легче этого вопроса
Нету ничего.
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым
Только и всего.
Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить.
А потом идти придется
Через горы и овраги,
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить.
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…Морис Равель родился 7 марта 1875
года в городе Сибур на юге Франции. В
1882 году начал заниматься фортепиано, с 1887 года занимался гармонией. Город
Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец
инженерпутеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну.
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по
классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль
де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации,
созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством
«подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто
экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим
композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Равель создал фортепианный
цикл Игра воды, который сыграл революционную роль в развитии французской
фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным
использованием колористических возможностей инструмента.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в
искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Композиторы –
импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников
стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света,
показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения
отличаются особой красочностью и колористичностью.