Урок музыки на тему: "Картины природы в творчестве музыкантов" 6 класс
Оценка 4.6

Урок музыки на тему: "Картины природы в творчестве музыкантов" 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
21.01.2018
Урок музыки на тему: "Картины природы в творчестве музыкантов" 6 класс
Урок музыки показывает , что музыка тесно связана с природой, с жизнью человека, являющегося неотъемлемой частью природы; знакомит с творчеством композиторов-кюйши Курмангазы и Хамзина, художника-пейзажиста А.Кастеева. Развивает вокально-хоровые навыки при разучивании песни, слух, чувство ритма, воспитывает в детях музыкальную культуру как понимание и создание собственного внутреннего мира, чувство сопричастности с окружающим миром, с природой. Развивает воображение, учит и закрепляет свои впечатления в рисунке при помощи художественных средств. Воспитывает чувство прекрасного, любовь к природе.Урок музыки в 6 классе на тему: "Картины природы в творчестве музыкантов"
ОТКРЫТЫЙ УРОК Музыки 6 класс СОШ №20 учитель музыки Буц Татьяна Александровна.docx

     6 класс

День 05.12.17г.

II четверть Урок 4

Тема урока

Картины природы в творчестве музыкантов.

Общая цель

 

Образовательная:

Показать, что музыка тесно связана с природой, с жизнью человека, являющегося неотъемлемой частью природы; познакомить с творчеством композиторов-кюйши Курмангазы и Хамзина, художника-пейзажиста А.Кастеева. Развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песни, слух, чувство ритма, воспитывать в детях музыкальную культуру как понимание и создание собственного внутреннего мира, чувство сопричастности с окружающим миром, с природой.

II. Развивающая:

Развивать воображение, учить закреплять свои впечатления в рисунке при помощи художественных средств.

III. Воспитывающая:

Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Ожидаемые результаты

 

А- имеет целостное представление об основных жанрах музыки и изобразительного искусства.

В- знает понятия «вокальная музыка» и «инструментальная музыка».

С- прослеживает взаимосвязь изобразительных и музыкальных жанров,называет тембральные, ритмические особенности музыки

Тип урока

 

Комбинированый,  групповая работа (коллаборативное обучение) с использованием новых подходов в обучении

Задания

 

 

 

         Психологический настрой на урок,

         деление на группы,

         слушание и анализирование музыки,

         слайдовая презентация «Музыка и изобразительное искусство», видеоролики «Алатау» Курмангазы, «Жайлау» М.Хамзин.

         вокально – хоровая работа,

         групповая работа: приём «Есть ли связь», приём «Выглядит как звучит как», приём «Композиция-коллаж», «Сочинение-миниатюра».

         рефлексия, релаксация.

Необходимые материалы

УМК, магнитофон, ИКТ: слайдовая презентация, видеосюжет, лист А-3, карточки, фломастеры,  стикеры.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

 Действия ученика

Вводная часть

(3 мин)

магнитофон

Психологический настрой на урок.

Музыкальное приветствие:

Начнём урок, ребята, ведь все уже пришли. Хорошее настроение с собою принесли.

Само регуляция.

Дети здороваются друг с другом, с учителем, гостями, настраиваются на урок.

 

 

 Презентация

    (7 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.

 

Основная часть

(25 мин)

 

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

Слайд 4,5,6.

 

 

Видеоролик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

 

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

Видеоролик.

 

 

Слайд 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15.

 

 

 

Итог

(5 мин)

 

Целеполагание.

Дети распределены по группам.

Комментирование распределение ролей в группе

Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

Послушайте стихотворение:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили,

Я музыку сюда бы ввел,

Чтобы они заговорили.             С.Тюрин.

- О чем это стихотворение?

Самоопределение к деятельности.

- Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить,  какая будет тема нашего урока?

 

 

 

Тема нашего урока «Картины природы в творчестве музыкантов».

На предыдущих уроках мы говорили о связи двух искусств-музыки и живописи. Давайте, ребята, вспомним какие композиторы обращались к теме природы.

Приём « Есть ли связь»

Мы будем играть в игру «есть ли связь». Для этого нам потребуются два кубика. На гранях одного кубика портреты композиторов,  на гранях другого кубика их произведения, связанные с природой. Бросаем кубики.

Ваша задача – ответить на вопрос-есть ли связь между композитором и картиной природы, которая выпала на другом кубике.

 

 

 

Сегодня мы продолжим разговор о картинах природы в музыке и живописи, послушаем музыку, споём песню, нас ждут интересные творческие задания.

Великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти, подчёркивая общее между музыкой и живописью говорил:

·         «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Что общего между музыкой и живописью? 

·         Где бы человек не жил, будь то – пустыня или степь, тундра или горы, природа родного края кажется человеку самой красивой. Многие кюйши ценили красоту природы, отражали её в своём творчестве. Одним из таких кюйши являлся Курмангазы - великий казахский композитор, исполнитель кюев, домбрист, классик казахской инструментальной музыки. Благодаря ему домбровое искусство Западного Казахстана обогатилось новыми жанрами и уникальными исполнительскими приемами. Слушая музыкальные произведения Курмангазы ты слышишь дыхание казахской земли. ощущаешь радость от стремительного бега летящих коней.

·         Послушаем музыку Курмангазы.

·         Звучит кюй «Алатау» Курмангазы.

·         1. Какой жанр музыки прозвучал

2. Какие ассоциации вызвала у вас музыка? Выразите их одним прилагательным.

·         О чем нам рассказала музыка?

3. - Какая картина представляется нам, когда мы слушаем эту музыку? Какое название вы дали бы этой музыке, почему.

Посмотрите на иллюстрации картин (показ иллюстраций.)  Можно ли одной из них иллюстрировать услышанную музыку? Какая картина подойдет для этого? Почему?

Мы слушали кюй Курмангазы «Алатау».

А теперь давайте познакомимся с картиной «Алатау».

Созвучна ли эта картина музыке кюя? Картина с которой вы сейчас познакомились принадлежит казахстанскому художнику Абильхану Кастееву.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять содержание музыкального произведения?

Существуют общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений, они позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись.

Сравним произведение живописи и музыки с точки зрения динамики.

Музыка кюя звучала тихо, громко или динамика менялась на протяжении всего кюя?

 -Как вы думаете, что звучит громче объект, изображённый на переднем плане картины или тот, что на дальнем?

 

- Какова «динамика» этой картины?

Обратите внимание на ещё одну картину А. Кастеева «Стадо на жайляу». С помощью чего до нас доносит настроение картины художник?

В каком ладу звучит картина, в каком темпе?

 

 

·          

·          Глядя на эту картину какие звуки и запахи окружают нас?

 

Представим себя в роли композитора. Какими бы вы музыкальными красками изобразили эту картину, какой бы был характер, темп и т.д.?

 

Сейчас мы послушаем кюй современного казахстанского композитора Магауия Хамзина «Жайлау». Слушание музыки. Свои впечатления от услышанной музыки мы отобразим в творческих заданиях.

1 группа. На столе у вас карточка «Выглядит как звучит как» вы, слушая повторно кюй «Жайлау» заполняете таблицу, где сопоставляете иллюстрацию картины с музыкой кюя.

2 группа. У вас на столе картинки, выберите соответствующие по вашему мнению музыке кюя картинки и наклейте на бумагу, т.е. создайте композицию-коллаж.

3 группа. Я предлагаю вам создать композицию цветными карандашами, слушая повторно кюй «Жайлау» выразить в рисунке свои впечатления и чувства.

4 группа. Вы во время звучания музыки составляете сочинение-миниатюру.

На работу каждой группе отводится 4 минуты.

Затем спикеры каждой группы выйдут защищать свои работы, которые будут оценены по следующим критериям (озвучивание критерий).

Сегодня мы начнем разучивать песню, но перед этим мы распоёмся, приведем наш голосовой аппарат в рабочее состояние.

Распевки на слоги, поступенное движение мелодии.

У вас на столах текст песни современного Казахстанского композитора Каната Мерсалимова «Если все вокруг подружатся».

-Какова основная мысль текста песни?

Звучит песня.

-Какие чувства вызывает эта песня?

Вокально-хоровая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия «Дерево успеха».

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы с вами попробовали объединить музыку с живописью. Такая связь существует между всеми искусствами. Вывод:

Музыка и живопись могут создавать  картины.

Музыка с помощью звука, а живопись- цветом.

Итог урока.

Этап рефлексии:

Стратегия «Рефлексивная мишень» 
Оценка знаний.

Домашнее задание.

Написать сочинение - размышление на любое прослушанное произведение на уроке.

Учащиеся  распределяются по группам.

(Мотивация на достижение успеха)

Выбирают:

1. Спикер

2.Хранитель времени

3.Секретарь

Ответ детей:

О музыке и живописи

Работа в группе:

Дети обсуждают свой вариант названия темы урока,  определяют тему и цель урока. Высказывания учащихся.

 

 

 

 

 

Работа в группе.

Дети бросают кубики.

1 мин. На обсуждение. Отвечают на вопросы.

Взаимооценивание групп: приём «1 фраза»: (дети выбирают фразу для оценивания группы: Вы молодцы. Мы довольны вашим ответом. Вы могли бы поработать получше).                                        

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей:

тональность, колорит, красочность полотен, музыкальность сочинений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

·         Ответ детей (о красоте природы).

Работа в паре. Обсуждение. Ответ детей.

 

 

 

 

 

 

Ответ детей.

 да, созвучна, и музыка и картина рисуют величественные горы.

 

Ответ детей.

 (мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

 

 

 

 

 

Ответ детей.

(на протяжении всего кюя музыка звучала громко)

Ответ детей.

(на переднем плане)

Ответ детей.

(горы на переднем плане звучат громко)

Ответ детей.

(цветового фона, палитры цвета)

Ответ детей.

(цвета яркие, тёплые, в мажорном ладу, быстром темпе)

Ответ детей.

(запах цветущей степи, разговор пастухов, пасущейся отары)

Ответ детей.

(весёлый характер, мажорный лад, умеренный темп, динамика mf)

 

 

 

Групповая работа.

За 4 мин дети  обсуждают, делают творческие задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хранитель времени говорит об истечении времени. Выступления спикеров.

Взаимооценивание групп по критериям.

 

 

Индивидуальная работа.

Вокально-хоровая работа.

Фронтальная работа

Чтение текста песни

Мнения учащихся.

Высказывания учащихся.

Обсуждают, размышляют

Индивидуальная работа.

Исполняют песню индивидуально.

Групповая работа.

Первая и вторая группа исполняют свой куплет, третья в это время прохлопывает ритмический рисунок песни, а четвертая группа аккомпанирует на музыкально-шумовых инструментах.

Взаимооценивание групп.

Дети прикрепляют стикеры на баннер «Рефлексия деятельности»

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

Дети прикрепляют стикеры на мишень с оценкой своего участия в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

День 05.12.17г. II четверть

День 05.12.17г. II четверть

Презентация (7 мин)

Презентация (7 мин)

Слайд 3. Слайд 3

Слайд 3. Слайд 3

Слайд 10.

Слайд 10.

Презентация (7 мин)

Презентация (7 мин)

Урок музыки на тему: "Картины природы в творчестве музыкантов" 6 класс

Урок музыки на тему: "Картины природы в творчестве музыкантов" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018