Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Оценка 4.7

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
30.04.2018
Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Представлен урок музыки для 5 класса на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Цель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства. Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления; Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусствеЦель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.
5 .doc
5 класс Тема: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Цель:   Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства. Задачи:  Способствовать  созданию   условий   для знакомства с колокольными звонами,   как   ярком   явлении   русской   православной   культуры,   с произведениями   живописи,   архитектуры   и   музыки,   отражающих значимость этого явления;  Путём   исследования   определить,   какой   след   оставили   колокольные звоны в русском искусстве;  Познакомить   с   термином   «имитация»   и   возможностью   имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.  Содействовать   развитию   эмоционального   восприятия   колокольных звонов.   Воспитывать   бережное   отношение   к   памятникам   отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус. Оснащение урока Презентация   и   набор   техники   для   её   демонстрации;   баян,   колокольчики, тексты песни «Солнечная капель», набор для рефлексии, сигнальные карты для работы над музыкальным произведением; СД­диск с аудиозаписями, СД­ проигрыватель.                                                      Ход урока 1.Организационный момент 1. Представление учителя 2. Музыкальное приветствие, музыкальный ответ учеников 1 слайд – Тема урока 2.Подготовка к изучению новой темы 1. (звучит запись звучания курантов), вопросы учителя:  Знакомы ли вам эти звуки?  С чем они ассоциируются у вас? 2 слайд – Москва. Кремль.  Как называются главные российские колокола? 1 2. Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению –   колокольному   звону.   А   можно   ли   назвать   колокол   музыкальным инструментом? Почему?  3 слайд – Звонари+колокол­муз.инструмент  Колокольный звон – это новое явление или нет?  Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, какое место он занимает в русской культуре.   Для этого нужно собрать необходимые доказательства.  Как вы думаете, когда появились первые колокола на Руси?  Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. На протяжении многих   веков   сопровождали   они   своим   звоном   жизнь   христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Они служили мерилом добра и праведности: «Голос чище звона»,   «Слава,   что   звон».   Колокола   даже   имели   имена,   к   примеру: Лебедь, Сысой,  Реут.   А знаете ли вы имя самого большого колокола во всём мире? 4 слайд – Царь­колокол  Царь­колокол.  Он находится в Москве, как памятник. 5 слайд – стих  Колокола! Ваш звучный звон –                               Колокола – Руси венец, Язык земли, меня вскормившей.                           Червоным золотом горящий, Живёт в вас радость, клич и стон,                          Ваш звон – связующая нить Как отголосок жизни бывшей.                                Меж будущим и настоящим.                                                                                                        Г.Голуб 3.Изучение новой  темы.  А   сейчас   я   предлагаю   вам,   ребята,   музыкальные   загадки.   В   записи прозвучат колокольные звоны. По характеру звучания они разные и вы должны определить какой вид звона звучит. (запись перезвона)  Как часто идут звоны? 2  Если они звучат в храме, то что они могут в таком случае означать? (будни,  размеренную   жизнь,  так   как   звоны  идут   не  часто,  на  разные голоса) 6 слайд – изображение храма, людей (запись благовеста)  Что в этом колокольном звоне? (неспешность, умиротворение)  Какова высота звона, с каким человеческим голосом можно сравнить? (с басом. Звоны низко, не быстро, гулко) 7 слайд – И.Левитан «Вечерний звон»                                         Повсюду благовест гудит,                                         Из всех церквей народ валит,                                         Заря глядит уже с небес                                         Весна идёт – полна чудес!    (запись набата, фрагмента кантаты Прокофьева «Ал.Невский»)  Что   характерно   для   этого   звона?   (отчаяние,   страх,   волнение, призывность)  Это  фрагмент  кантаты Прокофьева «Ал.Невский» 8 слайд –В.Серов «Александр Невский» (звучит запись трезвона)  Какие по характеру эти звоны? (праздничные, торжественные, частые, взволнованные) 9 слайд – иконы Воскресения, храмы                              И мощный звон промчался над землёю,                              И воздух весь, гудя, затрепетал,                              Певучие, серебряные громы                              Сказали весть святого торжества.           А.Хомяков  Не обделила вниманием колокола и русская классическая музыка. Один эпизод из кантаты Прокофьева вы уже слышали. Если мы заговорили о святом торжестве, то в честь этого светлого праздника ещё в начале ХХ века русский композитор Рахманинов Сергей Васильевич написал сюиту для двух фортепиано из 4 частей. 3 10 слайд – портрет Рахманинова  Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с четырьмя  нотами, вызванивавшимися   большими   колоколами   Новгороского   Софийского собора. 11 слайд – Софийский собор (звучит запись 4 ч. Сюиты Рахманинова) 12 слайд – иконы Воскресения Христова  Какие инструменты звучали в этом эпизоде?(2 фортепиано)  Что   вам   напоминает   звучание   фортепиано?   (раскаты   колоколов, трезвоны)  Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»?  (Пасхе, Воскресению Христову)  В   данном   произведении   посредством   фортепиано   было   передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется   ИМИТАЦИЯ. Работа  группами.  С   помощью   сигнальных   карт   проанализируем   выбор   композитором средств музыкальной выразительности. Темп                  (быстрый       медленный      умеренный   ) Динамика         (     очень тихо                 очень громко         то тихо, то громко громко) Лад         (печальный минор        светлый и радостный мажор        ) Ритм         (стремительно и импульсивно       живо, но стройно          спокойно, размеренно) Приёмы развития           (повторение фраз           контраст(противопоставление) смена окраски звучания(тембров) 4. Закрепление материала   Попевка        1 ряд – большой колокольчик (на звуке «До», половинной нотой поют «Бом»)                         2 ряд – маленький колокольчик (на звуке «Соль» двумя восьмушками поют «Дили»                       Я –бубенцы (на «Ми» пою двумя восьмушками «Были­ будем») 4  Новая песня «Солнечная капель» 13 слайд – 1 куплет песни и припев  Показ 1 куплета  Выучивание по фразам  Исполнение  куплета и припева в сопровождении баяна Подведение итогов 14 слайд тест­ характер колокольных звонов (найти соответствия) Набат                       праздничность Благовест               призывность Трезвон                  умиротворение  Какие доказательства мы собрали, чтобы ответить на вопрос: 15   слайд   –   вопрос       Какое   значение   имели   колокольные   звоны   в   жизни русского народа? (предполагаемые ответы всплывают)  Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби  Сигнализировали  о пожаре, о начале войны, смене царя  Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям. 16 слайд – вопрос:  каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?  Зодчими строились храмы с колокольнями  Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей  Поэты и писатели сочиняли стихи  и рассказы  Композиторы   писали   произведения   о   колокольных   звонах,   отражая собственное  восприятие музыки. 5. Рефлексия  (звучит запись песни «Колокольный звон») Учитель предлагает взять один   из   двух   разноцветных   колокольчиков   и   повесить   его   на колокольню (на доске) 5  Слова учителя:   Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. Я желаю вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые колокольчики! 6

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки на тему- Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018