Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)
Оценка 4.7

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
08.07.2018
Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)
Данный урок является первым уроком в этой теме, в соответствии с рабочей программой авторов УМК Музыка 3 класс /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Н.А. Римский - Корсаков. Опера Снегурочка» Урок с использованием мультимедиа. Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: • познакомить учеников с оперой «Снегурочка» и раскрыть ее художественный, литературный и музыкальный образ; • ощутить красоту музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе. Задачи урока: • формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки; • развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; • воспитание духовности, нравственности, интереса к музыке, литературе, театру, любви к искусству. На уроке использовался системно-деятельностный подход для развития познавательных, личностных, комуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
конспект урока Снегурочка.docx
Конспект открытого урока по предмету «Музыка» ­ Тема урока: Н.А. Римский­Корсаков. Опера «Снегурочка» ­ Тип урока: урок открытия новых знаний; ­ Класс 3; Цели урока:   познакомить учеников с оперой «Снегурочка» и раскрыть ее художественный, музыкальный и литературный образ;  ощутить красоту музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе. Задачи урока:  формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки;  развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;  воспитание   духовности,   нравственности,   интереса   к   музыке,   литературе, театру, любви к искусству. Оборудование: компьютер, проектор,  Ход урока. I. Мотивация к деятельности. СЛАЙД №1 ­2. Музыкальное приветствие. (1 куплет). СЛАЙД №3 БЕЛЫЙ ЛИСТ. ­Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Татьяна Олеговна! Я рада, что сегодняшний урок мы проведем вместе. Пусть этот урок принесет нам радость общения   и   наполнит   наши   души   прекрасными   чувствами.   Я   предлагаю   вам поприветствовать друг друга жизнерадостной улыбкой. ­Ребята, сегодня урок не совсем обычный. К нам пришли гости. Давайте им тоже улыбнемся и поприветствуем их. Прошу садиться. Для работы на уроке  нам понадобятся: учебник, ручка, дневник урока, карточка с заданием, текст песни, листок самооценки и цветные полоски. А какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее, отличное) Для чего оно нам понадобиться? (чтобы с легкостью преодолевать трудности) Отрывается надпись на доске. Ребята, начать наш урок я бы хотела с пословицы: «Сказка­ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Как вы ее понимаете? (ответы детей) Почему я выбрала именно эту пословицу? (мы будем говорить о сказках) II. Актуализация знаний. Правильно. А вы много знаете сказок? (Да) Хорошо,   тогда   я   предлагаю   вам   выполнить   задание   в   своих   дневниках   урока. Перед   вами   загадки   о   сказочных   героях.   Необходимо   дать   как   можно   больше правильных ответов. На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты. Посмотрите   внимательно   на   экран   и   сверьте   свои   ответы.   Если   вы   дали правильный   ответ   на   все   загадки,   то   в   своих   листках   самооценки   приклейте оранжевый стикер, если правильных ответов больше, чем неправильных­зеленый, а если неправильных больше­синий. А кто мне из вас скажет какое сейчас время года? (зима) СЛАЙД №4. Перед вами иллюстрация зимнего пейзажа. Что вы на ней видите? (зимний лес) Правильно, мы сегодня совершим путешествие в волшебный зимний сказочный лес. А поможет нам туда добраться волшебная елочка.  СЛАЙД №5.  (музыкальная игра «Повторяй за мной»). СЛАЙД №6 БЕЛЫЙ ЛИСТ. III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. Итак,   мы   в   волшебном   сказочном   лесу.   Какие   сказочные   герои   могут   нам повстречаться? (Леший, Баба­Яга). Выставить Лешего  .А вы знаете, ребята, что Леший – самый главный сказочник   волшебного леса? Вот и сегодня он решил рассказать вам одну интересную сказку. В   глухих,   дремучих   лесах   прячут   Дед   Мороз   и   Весна­Красна   свою   дочку   от Ярилы­солнца,   оберегают   ее.   Но   хочется   ей   к   людям,   давно   манят   ее   их прекрасные песни, которые поет молодой пастушок Лель. И вот однажды попадает она в царство берендеев, в котором все не так, как она привыкла. Вокруг леса, поля,   луга,   одетые   в   пушистые   шапки.   Люди   нарядных   русских   костюмах ПОКАЗАТЬ   КОСТЮМЫ,   поются   русские   народные   песни,   девушки   водят хороводы. А какие гулянья разворачиваются. Вот и попала наша героиня на одно из таких гуляний – Масленицу. И пригрело ее  Ярило – Солнышко, и не смогла она спрятаться от его ярких лучей, растаяла. Скажите, о какой сказочной героине идет речь? (Снегурочка). СЛАЙД №7. Перед вами портрет великого русского композитора Н.А. Римского­Корсакова, который   очень   любил   писать   музыкальные   сказки.   Его   так   и   называют   – композитор­сказочник.   Николая   Андреевича   очень   заинтересовал   образ Снегурочки, и он написал музыкальное произведение, взяв за основу одноименную пьесу Александра Николаевича Островского. Попробуйте определить жанр этого произведения.  Я вам читаю вопрос, а вы мне скажете ответ. Вопрос.  Жанр   в   музыке,   представляющий   собой   театральное   представление,   в котором действующие лица поют. Ответ. Опера. СЛАЙД №8. Конечно, теперь мы легко сможем определить тему нашего урока. (Н.А. Римский­ Корсаков. Опера «Снегурочка») Я попрошу вас записать тему в своих дневниках урока. Ребята, а что мы должны узнать на нашем уроке? Какие цели мы поставим перед собой? (ответы детей) ­ узнать содержание оперы; ­ увидеть красоту русской природы; ­ познакомиться с русским народным костюмом; ­ какую роль играет музыка в описании образа главной героини. СЛАЙД №9. БЕЛЫЙ ЛИСТ. Необходимо узнать, почему Снегурочка растаяла? Я предлагаю вам сделать свои предположения  и положить их в корзинку идей, а в конце урока мы выясним: правы вы были или нет? IV. Совместное открытие знаний.  Я попрошу вас открыть учебник на странице 78 и посмотреть на иллюстрацию Виктора   Михайловича   Васнецова   «Снегурочка».   Какой   образ   нам   рисует художник? (мягкий, нежный, теплый.) Послушайте отрывок из пьесы Островского:                 Бывало, я, прижавшись за кустами                 Колючими, гляжу не нагляжуся                 На девичьи забавы. Одинокой                 Взгрустнётся мне. И плачу. Ах, отец!                 С подружками по алую малину,                 По чёрную смородину ходить. Аукаться; а зорькою вечерней                 Круги водить под песни, вот что мило                 Снегурочке.                  Без песен жизнь не в  радость. Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече? (она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды).  А когда ей бывает грустно? (когда она одинока). А теперь представьте себя композиторами и попробуйте определить, каков будет характер музыки? (ответы детей) Снегурочка   персонаж   сказочный.   И   в   её   музыке   тоже   должно   быть   что   –   то сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки холода.  Возможно   ли   это   создать   голосом   или   оркестром?   (да,   могут   звенеть колокольчики;   или   высоко   и   нежно   звучать   флейта,   голос   тоже   должен   быть высоким и звонким) Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. Ария­ это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля. Я попрошу вас в своих дневниках написать понятие «ария» СЛАЙД  №10. Звучит ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». Во время слушания музыки вы поработаете в своих дневниках урока и письменно ответите на вопросы. Приступайте. О чём поёт Снегурочка?  Вопрос  Ответ  О том, что её мечты  исполнились Радость, счастье, свет Да  Флейта  Какое настроение передано в музыке? Близки ли интонации арии к народным песням? Кокой знакомый тебе инструмент симфонического  оркестра вторит высокому, прозрачному голосу  Снегурочки? СЛАЙД  №11. Сверьте свои ответы с эталоном и наклейте стикер нужного цвета. СЛАЙД  №12. БЕЛЫЙ ЛИСТ. Каким голосом поет Снегурочка? Высоким или низким? (высокий) В музыке высокий голос называется сопрано. Давайте запишем в дневниках урока. Я   попрошу   творческую   группу   художников   и   музыкантов   показать   нам   образ счастливой Снегурочки. СЛАЙД  №13. А сейчас я вас всех приглашаю спеть и сплясать русские частушки. (Исполняются частушки) СЛАЙД  №14. БЕЛЫЙ ЛИСТ. Выступление творческой группы. Мечты Снегурочки исполнились. Она водила хороводы, слушала песни пастушка Леля, у неё появилось много подруг. Но тяжело было на сердце девушки. Ей чего­ то не хватало. (любви). Конечно, ребята, вы совершенно правы. Снегурочка хотела любить. Но не могла, потому что сердечко ее было покрыто льдом. Пожалела родное дитя мама Весна­ Красна и подарила ей чудесный венок, который рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается.  СЛАЙД №15. В пьесе написано: Ах, мама, что теперь со мной! Какой красой зелёный лес оделся! Берегами и озером нельзя налюбоваться, Вода манит, кусты зовут меня Под сень свою; а небо, мама, небо! Разлив зари зыбучими волнами   Колышется… Изменился внутренний мир Снегурочки.  СЛАЙД  №16. БЕЛЫЙ ЛИСТ. Чем наделила ее Мать­Весна? (Мать наделила ее силой любви, и она увидела вдруг все   по­другому.Её   переполняют   чувства,   которые   ей   неизвестны.   Это   живые человеческие чувства). Что она увидела? (Зеленый лес, озеро, небо). Снегурочка много лет все это видела изо дня в день, но влюбленный человек все видит   по­другому,   но   какая   опасность   подстерегала   Снегурочку   в   ее   новом состоянии души? (Могла растаять). И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять. Чем   объяснить   поступок   Матери   Весны?   Ведь   венок   любви   –   гибель   для Снегурочки?   (Весна   поняла   желание   Снегурочки   хотя   бы   на   мгновение   стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне).  Мы   подошли   к   кульминационной   сцене   развития   образа   Снегурочки.   К   сцене таяния   Снегурочки.Мы   услышим   превращение   Снегурочки   из   существа волшебного   в   земное,   из   снежно   –   холодной   девочки   в   страстно   любящую, тончайшее движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви, ни горя, в финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.  Пока вы будете слушать в ваших дневниках предлагается следующее задание. В таблице предложены 2 вопроса, а рядом даны слова для справок. Распределите слова в нужную колонку.  Вопрос  Слова для справок Каково душевное  состояние Снегурочки?  Как звучит музыка в  сцене таяния? Слова для справок: страсть, взволнованность, трепет, восторженность, игривость, мечтательность, безмятежность, радость, грусть, злость, обида, разочарование. СЛАЙД 17. Звучит «Сцена таяния» СЛАЙД 18. Сверьте свои ответы с эталоном и наклейте стикер нужного цвета.     Я   попрошу   творческую   группу   художников   и   музыкантов   подготовиться   и показать нам образ тающей Снегурочки. А пока они готовятся мы немного разомнемся.  СЛАЙД  №19. (Ритмы зимы). СЛАЙД №20. БЕЛЫЙ ЛИСТ. Выступление творческой группы. Снегурочка исчезла «как вешний снег, растаяла она».  Мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира. Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ. Нам вновь предстоит обратиться к корзинке и ответить на тот же вопрос. Почему растаяла Снегурочка? Давайте сравним ответы. Музыка­это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце. V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. СЛАЙД №21. Перед   вами   карточки   с   заданием.   Вам   необходимо   ответить   на   вопросы   по пройденной теме. Затем мы произведем взаимопроверку. 1. Опера (Жанр в музыке, представляющий собой театральное представление, в котором действующие лица поют). 2. Ария(Песенная   музыка,   выражающая   мысли   и   чувства   действующего   лица оперного спектакля). 3. Сопрано(Высокий женский голос) 4. Н.А. Римский –Корсаков (композитор­сказочник) Обменяйтесь карточками и проверьте терминологию по эталону. VI. Рефлексия.  СЛАЙД №22. Я предлагаю вам подвести итог урока. Для этого нам нужно вспомнить какие цели мы ставили в начале урока и удалось ли нам их достичь? В своих дневниках уроков выразите ваше настроение на конец урока. Посмотрите на свою палитру цветовых полосок. Посчитайте полосок какого цвета у вас больше. СЛАЙД №23. VII. Домашнее задание. Основное: выпишите в тетрадь действующих лиц оперы. По выбору: 1. Нарисовать элементы русского народного костюма; 2. Сообщение на тему: «Масленичное гулянье».

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)

Урок музыки "Опера Римского -Корсакова "Снегурочка - волшебное дитя природы" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018