Урок музыки в 4 классе на тему- «Блеск и мощь полонеза»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
01.05.2018
Представлен урок музыки в 4 классе на тему- «Блеск и мощь полонеза»
Цель: Расширение представлений учащихся о музыкальной культуре стран Европы.
Задачи:
способствовать развитию эмоционально образного мышления, музыкальности, эмоциональной отзывчивости учеников, содействовать формированию познавательного отношения к культуре других народов, творческого подхода к уроку музыки.
Раскрыть понятие – полонез. Развивать ладо-высотный слух, ритм.
Воспитывать интерес уважение к музыкальной культуре других стран, интернационализм и патриотизм.Цель: Расширение представлений учащихся о музыкальной культуре стран Европы.
4 кл.doc
Тема: «Блеск и мощь полонеза»
Цель: Расширение представлений учащихся о музыкальной культуре стран Европы.
Задачи:
способствовать развитию эмоционально образного мышления, музыкальности, эмоциональной
отзывчивости учеников, содействовать формированию познавательного отношения к культуре
других народов, творческого подхода к уроку музыки.
Раскрыть понятие – полонез. Развивать ладовысотный слух, ритм.
Воспитывать интерес уважение к музыкальной культуре других стран, интернационализм и
патриотизм.
Ход урока.
Организационный момент.
Распевание: «Звонкий звонок…», «Музыкальный урок», «Стоя петь…», «Эхо», Паровоз», «Я бегу»,
«Сидя петь…», «Снежинки», «Скок, скок поскок».
Пение: «Мама почемучка», «Дружба» Слова и музыка Татьяны Музыкантовой
Музыкальная разминка.
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в музыкальное путешествие по Европе.
Наверно, нет ни одного человека на планете, который не мечтал бы о путешествии по всей Земле. Я
предлагаю вам совершить такое большое путешествие вместе с музыкой. Человек может не знать
языка государства, в которое он прибыл. Но есть язык, понятный всем людям. И этот язык –
музыка!
Интересно, что характер людей во многом зависит от того, в какой части Земли они
проживают, какая их окружает природа. От окружающей природы и культурных традиции зависит
характер музыки, которую народ сочиняет.
Страна, к которую мы отправляется – Польша. Именно здесь появился один из известных
танцев 15 века – ПОЛОНЕЗ.
Полонез танецшествие. Возник как незамысловатый народный танец.
К 17 веку полонез переходит в дворянские залы, в замки. Здесь с полонезом знакомятся
иностранные гости и разносят его славу по всей Европе. Этот танец исполнялся в начале балов,
подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. Прибывающие участники бала
здоровались с хозяевами и пристраивались в колонну раскланивающихся в танце гостей.
В польском языке существовало великое множество названий для этого танца. Некоторые
характеризовали его темп (медленный, медленным шагом), другие отражали торжественность
данного действа (традиционный, великий), третьи подчёркивали особенности шага в танце (пеший,
гусиный).
Поздний дворцовый вариант был строго регламентирован. Фигуры полонеза следовало
исполнять точно друг за другом, даже было известно, за сколько тактов нужно выполнить ту или
иную фигуру.
Сейчас же при слове «полонез» вспоминается только одно произведение «Полонез
Огинского». Свое бессмертное творение граф МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ написал
в 1794 году. И настоящее его название «Прощание с Родиной». В этот момент Михаил Огинский
покидал Родину, уезжал, как он думал, навсегда. Дело в том, что он принимал участие в восстании
под руководством Тадеуша Костюшко, но оно закончилось плачевно для зачинателей. Политического деятеля, поэта и музыканта ждала Италия – вечный приют для мятущихся
натур. Потом графа будет ждать политическая деятельность при дворе российского императора
Александра I (в 1810 году Огинский станет сенатором Российской империи), но он об этом ещё не
догадывается. Он прощается навсегда с милыми местами и его полонез полон печали и тоски.
Предлагаю вам послушать чудесный полонез М.К. Огинского.
Слушание: «Полонез» М.К. Огинский
Анализ музыкального произведения.
Ребята, а «Полонез» только ли наполнен танцевальностью? Правильно, здесь присутствует и
маршевость. Это танец – шествие.
Музыкальная форма полонеза получила широкое распространение. Ритм полонеза
использовали в своих пьесах многие композиторы. Образцы полонеза встречаются в сюитах и
партитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф.
Шуберта; широкое развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве Ф. Шопена. Полонезы
писали О. А. Козловский, К. Курпинский, Г. Венявский, З. Носковский, Л. Ружицкий и др. В опере
полонез использован М. И. Глинкой («Жизнь за царя»), Н. А. РимскимКорсаковым, П. И.
Чайковским («Евгений Онегин»), М. П. Мусоргским («Борис Годунов») и др.
Известны многочисленные торжественные инструментальнохоровые композицииполонезы.
Большое количество полонезов на стихи Г. Р. Державина было написано О. А. Козловским, в том
числе знаменитый полонез «Гром победы, раздавайся».
В Польше полонез получил распространение и в духовной музыке. Многие популярные
польские колядки, исполняемые в костёлах на Рождество, имеют форму полонеза.
Иногда полонез танцевали с хмелем, свечой и другими предметами в руках.
Музыкальному перу Михаила Огинского приписывается и музыка песни «Ещё Польша не
погибла», которая впоследствии стала национальным гимном страны.
Давайте сравним полонез М.К. Огинского и Полонез из оперы М. И. Глинкой «Жизнь за
царя».
Слушание: Полонез М.И. Глинка «Жизнь за царя».
Анализ музыкального произведения.
Сравнительный анализ произведений.
Итог.
Понравилось ли вам путешествие? В какой стране побывали? Что нового узнали о культуре
Польши? С какими произведениями познакомились? Назовите композиторов этих произведений?
Полонез, какого композитора понравился больше? Почему? Какие еще композиторы обращались к
написанию полонеза? Что такое полонез?
Д/З выучить музыкальный термин «полонез».
Урок музыки в 4 классе на тему- «Блеск и мощь полонеза»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Блеск и мощь полонеза»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.