Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
01.05.2018
Представлен урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Цель: более подробно познакомить уч-ся с творчеством великого немецкого композитора И.С. Баха
Задачи: Образовательная – более подробное знакомство с жизнью И.С. Баха и его творчеством. Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к мировой классической музыке, уважение к искусству народов мира. Развивающая – развивать творческое нестандартное мышление учащихся посредством проведения научно-исследовательской работы, слушания музыкальных произведений и созданию компьютерных презентацийЦель: более подробно познакомить уч-ся с творчеством великого немецкого композитора И.С. Баха
4 кл.doc
Тема урока: «Не ручей — море ему имя»
Цель: более подробно познакомить учся с творчеством великого немецкого композитора И.С.
Баха
Задачи: Образовательная – более подробное знакомство с жизнью И.С. Баха и его
творчеством. Воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к мировой классической
музыке, уважение к искусству народов мира. Развивающая – развивать творческое
нестандартное мышление учащихся посредством проведения научноисследовательской работы,
слушания музыкальных произведений и созданию компьютерных презентаций.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон
Ход урока
Организационный момент
Портрет И.С. Баха – Johann Sebastian Bach.
Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более
двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор
не получил заслуженного признания. Давайте сегодня более подробно познакомимся с его
жизнью и прекрасными музыкальными произведениями, которые считаются бессмертными.
Учащийся 1. Иоганн Себастьян Бах происходил из семьи профессиональных музыкантов.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прадед композитора,
булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи,
органисты, скрипачи.
Слушание: И.С. Бах Шутка (8 кл.2ур)
Учащийся 2. Христофор Бах – дед Иоганна Себастьяна был органистом в Веймаре. Семья
регулярно собиралась для совместных занятий музыкой, импровизацией.
Достаточно быстро семья приобрела известность, и ее представители охотно приглашались на
музыкальные должности в маленьких городках средней Германии – Арнштадте, Мюльхаузене,
Веймаре, Кетене.
Учащийся 3. Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке
Эйзенахе (земля Тюрингия Германия). Сын бедного городского музыканта родился в эпоху
тягчайшего разорения Германии после 30 –летней войны. Разоренные города, опустошенные
поля, разоренные крестьянские хозяйства были результатом этой войны (16181648 г.г.). Предки
Баха были крестьянами, но одному из них удалось получить образование и стать музыкантом,
положив начало целой плеяде музыкантов. Он появился на свет в семье, которая считается
крупнейшей музыкальной династией в Германии.
Учащийся 4. Отцом Иоганна Себастьяна был Иоганн Амвройский – городской музыкант
Эйзенаха. Когда мальчику исполнилось 9 лет, он потерял отца, а в 10 – мать. Его передали на
воспитание старшему брату, органисту в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и
продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого 10летнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к
самообразованию.
Инсценировка фрагмента из жизни маленького Баха (три мальчика).
Учащийся 5. Ноты хранились в книжном шкафу за решетчатой дверцей и были всегда на запоре.
А мальчик знал – в них напечатаны произведения самых прославленных композиторов того
времени. И больше всего на свете ему хотелось посмотреть эти ноты, а потом, если, конечно,
разрешит старший брат Иоганн Кристоф, сыграть все пьесы на том органе, который находился в
церкви и так прекрасно звучит.
И вот однажды он решился.
Учащийся 6. Смею просить Вашего разрешения, робко обратился Иоганн Себастьян к брату,
взять эту нотную тетрадь… Мне хотелось бы изучить все пьесы, которые в ней.
Иоганн Кристоф ответил сухо и непреклонно.
Учащийся 7. Эти ноты не для Вас.
Учащийся 5. Но желание прочесть и сыграть все, что находилось в заветной тетради, мальчик не
мог превозмочь. И ночью, когда в доме все спали, он прокрался в комнату, где стоял книжный
шкаф, изловчился, свернул нотную тетрадь в трубку и вытащил ее из шкафа.
А потом, таясь от старшего брата, у которого ему пришлось жить после смерти
родителей, Иоганн Себастьян много ночей подряд вытаскивал из шкафа нотную тетрадь и, до
боли напрягая глаза, переписывал из нее одну пьесу за другой.
У него не было даже огарка свечи. Лишь слабый лунный свет помогал ему в работе.
Шесть месяцев ушло у него на переписку нот. Он уже предвкушал минуту, когда сядет за
клавиатуру органа т прекрасная музыка вознаградит его за труд и бессонные ночи.
Но случилось то, чего он так страшился. Ему оставалось дописать всего лишь несколько
тактов, когда за недозволенным занятием его застал старший брат. Невзирая на слезы и мольбы,
он отнял у Иоганна Себастьяна и те ноты, которые тот брал из шкафа, и те, которые мальчик
переписал в свою тетрадь…
Утомительная работа очень сильно повредила зрение будущего композитора.
Слушание: И.С. Бах Фантазия и фуга соль минор (6лк.9ур)
Учащийся 8. В 15 лет, чтобы не быть в тягость брату, он перебрался в Люнебург, где поступает
в местную гимназию и становится певчим в хоре, что дает ему возможность прокормиться. В
1703 году он закончил гимназию, и получил право поступить в университет. Но Баху не
пришлось использовать это право, так нужно было добывать средства к сосуществованию.
В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место
работы. В 1703 году Бах получил место скрипача в частной капелле принца Иоганна Эрнеста
Саксонского в Веймаре, но долго здесь не задержался, получив место органиста в Арнштадте
(17031707). Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к
новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не
только немецких, но также итальянских и французских композиторов, не упускал случая лично
познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить их манеру исполнения. При монастыре
была хорошая библиотека, и Бах пропадал там все свое свободное время среди множества
интересных рукописей и собраний сочинений самых известных композиторов того времени.
Учащийся 9. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город
пешком. Расстояние между городами Арнштадта, где он служил органистом до Любека 350 км,
чтобы послушать игру прославленного органиста Дитреха Букстехуде.
Учащийся 10. В 1708 г. Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже
круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили только
четверо, в том числе будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануэль. В
этом же году семья переезжает в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он –
придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха
как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.
Учащийся 11. Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало
событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени
Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть,
после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он
сам, музыкантом.
В 1720 году жена Баха Мария Барбара скоропостижно умирает, оставляя четырех
малолетних детей. Бах становится вдовцом.
Учащийся 12. В 1721 году Бах женится второй раз на Анне Магдалине Вилькен, дочери
придворного музыканта из Вейсенфельде. В 1723 г. Состоялось исполнение его «Страстей по
Иоанну» в церкви Святого Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой
церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и
пение).
Учащийся 13. С 17231750 годы Бах становится «музыкальным директором» всех церквей
города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая
необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить,
композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и
отвлекавшие от творчества.
В доме Баха многого не хватало изза скудности средств, но в нем всегда царила музыка.
Семья составляла свой хор и оркестр. Когда же Бах начинал за органом импровизации, то под
пальцами рождался океан звуков, раскрывающих глубокие мысли и чувства. Но величия его
творения не смог оценить никто из современников. Даже сыновья Баха, талантливые музыканты
не понимали, насколько его музыка переросла свое время.
Учащийся 14. В конце 1740 годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая
потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Но и
тогда он продолжал сочинять , диктуя свои произведения для записи. Дней за 10 до смерти Бах
неожиданно прозрел, но затем случился удар, сведший его в могилу. Вечером 28 июля 1750 года,
не успев продиктовать музыкальную фразу последнего творения, он умолк навсегда. Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест.
Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако
позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 году останки
Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.
Слушание: И.С. Бах Фуга (8кл. 2 ур)
Учащийся 15. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя
и музыка Баха стали предаваться забвению. Интерес к творчеству Баха возник только через 100
лет. Баховское общество на протяжении полувека собирало творения композитора и
опубликовало их в 60ти томах.
Учащийся 16. В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту
находится золотой диск с музыкой Баха, которая зазвучит, если этот корабль встретит жизнь на
других планетах. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным
цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт №2» Иоганна Себастьяна Баха.
Ребята мы с Вами узнали очень много интересного о творчестве немецкого композитора
И.С. Баха. В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная
культура немецкого протестанизма. Не случайно большая часть наследия композитора это
духовная музыка. К самому популярному жанру 18 века, опере, он не обращался. Бах никогда не
покидал Германии, более того, жил в основном не в столичных, как мы с Вами убедились, а в
провинциальных городах. Тем не менее он был знаком со всеми значительными достижениями в
музыке того времени. Композитор сумел соединить в своем творчестве традиции протестанского
хорала с традициями европейских музыкальных школ. Чем же отличается музыка Баха от
музыки многих других композиторов?
Учащийся 17. Я думаю, что произведения Баха отличаются философской глубиной,
сосредоточенностью мысли, отсутствием суетности. Вокальнодраматическое творчество Баха
включает около 300 сочинений – кантаты, хоралы, мотеты и др. (Объяснить)
Не менее значительно органное и клавирное наследие Баха: прелюдии, токкаты, фуги,
хоральные обработки. Помимо крупных сочинений Бах писал хоральные прелюдии, т.е.
обработки хоралов. Это «инструментальные размышления» без слов над евангельскими
событиями и псалмами.
Учащийся 18. Сочинения Баха для клавира и клавесина превосходили технические
возможности этих инструментов. Однажды мастер показал ему созданный итальянцем
Кристофори пианофорте, который в отличие от клавира мог издавать и тихие и громкие звуки.
Бах подсказал мастеру, как усовершенствовать его. Так появилось первое фортепиано.
Какой же мы с Вами сделаем вывод?
Учащийся 19. И.С.Бах – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество
представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Бах создал бессмертные
шедевры, стоящие над временем. Будучи последним великим композитором эпохи БАРОККО,
бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Разминка
Распевание Пение ____________________________________
Итог: Что нового узнали на уроке? С творчеством, какого композитора познакомились?
Перечислите прослушанные произведения И.С. Баха? Как вы понимаете высказывание в
отношении И.С. Баха «Не ручей — море ему имя»?
Учащийся 1. Иоганн Себастьян Бах происходил из семьи профессиональных музыкантов.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прадед композитора,
булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи,
органисты, скрипачи.
Учащийся 2. Христофор Бах – дед Иоганна Себастьяна был органистом в Веймаре. Семья
регулярно собиралась для совместных занятий музыкой, импровизацией.
Учащийся 3. Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке
Эйзенахе (земля Тюрингия Германия). Сын бедного городского музыканта родился в эпоху
тягчайшего разорения Германии после 30 –летней войны. Разоренные города, опустошенные
поля, разоренные крестьянские хозяйства были результатом этой войны (16181648 г.г.). Предки
Баха были крестьянами, но одному из них удалось получить образование и стать музыкантом,
положив начало целой плеяде музыкантов. Он появился на свет в семье, которая считается
крупнейшей музыкальной династией в Германии.
Учащийся 4. Отцом Иоганна Себастьяна был Иоганн Амвройский – городской музыкант
Эйзенаха. Когда мальчику исполнилось 9 лет, он потерял отца, а в 10 – мать. Его передали на
воспитание старшему брату, органисту в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и
продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия.
Для пытливого 10летнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к
самообразованию.
Инсценировка фрагмента из жизни маленького Баха
Учащийся 5. Ноты хранились в книжном шкафу за решетчатой дверцей и были всегда на запоре.
А мальчик знал – в них напечатаны произведения самых прославленных композиторов того
времени. И больше всего на свете ему хотелось посмотреть эти ноты, а потом, если, конечно,
разрешит старший брат Иоганн Кристоф, сыграть все пьесы на том органе, который находился в
церкви и так прекрасно звучит.
И вот однажды он решился.
Учащийся 6. Смею просить Вашего разрешения, робко обратился Иоганн Себастьян к брату,
взять эту нотную тетрадь… Мне хотелось бы изучить все пьесы, которые в ней.
Иоганн Кристоф ответил сухо и непреклонно.
Учащийся 7. Эти ноты не для Вас.
Учащийся 5. Но желание прочесть и сыграть все, что находилось в заветной тетради, мальчик не
мог превозмочь. И ночью, когда в доме все спали, он прокрался в комнату, где стоял книжный
шкаф, изловчился, свернул нотную тетрадь в трубку и вытащил ее из шкафа. Инсценировка фрагмента из жизни маленького Баха
Учащийся 5. Ноты хранились в книжном шкафу за решетчатой дверцей и были всегда на запоре.
А мальчик знал – в них напечатаны произведения самых прославленных композиторов того
времени. И больше всего на свете ему хотелось посмотреть эти ноты, а потом, если, конечно,
разрешит старший брат Иоганн Кристоф, сыграть все пьесы на том органе, который находился в
церкви и так прекрасно звучит.
И вот однажды он решился.
Учащийся 6. Смею просить Вашего разрешения, робко обратился Иоганн Себастьян к брату,
взять эту нотную тетрадь… Мне хотелось бы изучить все пьесы, которые в ней.
Иоганн Кристоф ответил сухо и непреклонно.
Учащийся 7. Эти ноты не для Вас.
Учащийся 5. Но желание прочесть и сыграть все, что находилось в заветной тетради, мальчик не
мог превозмочь. И ночью, когда в доме все спали, он прокрался в комнату, где стоял книжный
шкаф, изловчился, свернул нотную тетрадь в трубку и вытащил ее из шкафа.
Инсценировка фрагмента из жизни маленького Баха
Учащийся 5. Ноты хранились в книжном шкафу за решетчатой дверцей и были всегда на запоре.
А мальчик знал – в них напечатаны произведения самых прославленных композиторов того
времени. И больше всего на свете ему хотелось посмотреть эти ноты, а потом, если, конечно,
разрешит старший брат Иоганн Кристоф, сыграть все пьесы на том органе, который находился в
церкви и так прекрасно звучит.
И вот однажды он решился.
Учащийся 6. Смею просить Вашего разрешения, робко обратился Иоганн Себастьян к брату,
взять эту нотную тетрадь… Мне хотелось бы изучить все пьесы, которые в ней.
Иоганн Кристоф ответил сухо и непреклонно.
Учащийся 7. Эти ноты не для Вас.
Учащийся 5. Но желание прочесть и сыграть все, что находилось в заветной тетради, мальчик не
мог превозмочь. И ночью, когда в доме все спали, он прокрался в комнату, где стоял книжный
шкаф, изловчился, свернул нотную тетрадь в трубку и вытащил ее из шкафа. Учащийся 8. В 15 лет, чтобы не быть в тягость брату, он перебрался в Люнебург, где поступает
в местную гимназию и становится певчим в хоре, что дает ему возможность прокормиться. В
1703 году он закончил гимназию, и получил право поступить в университет. Но Баху не
пришлось использовать это право, так нужно было добывать средства к сосуществованию.
Учащийся 9. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город
пешком. Расстояние между городами Арнштадта, где он служил органистом до Любека 350 км,
чтобы послушать игру прославленного органиста Дитреха Букстехуде.
Учащийся 10. В 1708 г. Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже
круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили только
четверо, в том числе будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануэль. В
этом же году семья переезжает в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он –
придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха
как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.
Учащийся 11. Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало
событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени
Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть,
после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он
сам, музыкантом.
Учащийся 12. В 1721 году Бах женится второй раз на Анне Магдалине Вилькен, дочери
придворного музыканта из Вейсенфельде. В 1723 г. Состоялось исполнение его «Страстей по
Иоанну» в церкви Святого Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой
церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и
пение).
Учащийся 13. С 17231750 годы Бах становится «музыкальным директором» всех церквей
города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая
необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить,
композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и
отвлекавшие от творчества.
Учащийся 14. В конце 1740 годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая
потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Но и
тогда он продолжал сочинять , диктуя свои произведения для записи. Дней за 10 до смерти Бах
неожиданно прозрел, но затем случился удар, сведший его в могилу. Вечером 28 июля 1750 года,
не успев продиктовать музыкальную фразу последнего творения, он умолк навсегда.
Учащийся 15. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя
и музыка Баха стали предаваться забвению. Интерес к творчеству Баха возник только через 100
лет. Баховское общество на протяжении полувека собирало творения композитора и
опубликовало их в 60ти томах. Учащийся 16. В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту
находится золотой диск с музыкой Баха, которая зазвучит, если этот корабль встретит жизнь на
других планетах. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным
цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт №2» Иоганна Себастьяна Баха.
Учащийся 17. Я думаю, что произведения Баха отличаются философской глубиной,
сосредоточенностью мысли, отсутствием суетности. Вокальнодраматическое творчество Баха
включает около 300 сочинений – кантаты, хоралы, мотеты и др. (Объяснить)
Учащийся 18. Сочинения Баха для клавира и клавесина превосходили технические
возможности этих инструментов. Однажды мастер показал ему созданный итальянцем
Кристофори пианофорте, который в отличие от клавира мог издавать и тихие и громкие звуки.
Бах подсказал мастеру, как усовершенствовать его. Так появилось первое фортепиано.
Учащийся 19. И.С.Бах – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество
представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Бах создал бессмертные
шедевры, стоящие над временем. Будучи последним великим композитором эпохи БАРОККО,
бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Урок музыки в 4 классе на тему- «Не ручей — море ему имя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.