Тема: «Осень в Желязовой Воле»
Цели: ознакомить учащихся с профессиональным музыкальным творчеством Фредерика Шопена; помочь различить настроения, чувства и характер, выраженные в музыке; анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений; развивать общий кругозор; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: портрет Ф. Шопена, изображения «Танец краковяк»
Ход урока
Организационный момент.
Огромный мир мыслей, образов заключен в самом простом и доступном музыкальном жанре – песня.
Песня нас встречает на пороге жизни, едва мы появились на свет. Первая песня, которую мы слышим,- колыбельная. С “колыбельными” песнями вошли в нашу жизнь многие классики – от Моцарта до Дунаевского. Жизнь человека можно проследить не только по его делам, но и по его песням. В песне запечатлевается не только биография человека, но и летопись страны.
Существует множество разновидностей песен, постоянно взаимодействующих друг с другом. Мы давно провели грань между песней композиторской и народной, но между ними существует постоянная взаимосвязь. В операх и симфониях композиторы часто обращаются к народной песне, тогда как некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ (например, “Катюша” М.Блантера)
На этом уроке мы познакомимся с некоторыми представителями французской песни. Отметим характерные особенности французской эстрады.
Францию называют республикой шансонов. У современной французской песни два истока – кафеконцерт и высокая политическая поэзия, породнившаяся с народной музыкой. Шансонье пели не только в кафе или в бистро, но и на баррикадах, и в колоннах уличных демонстраций. Их песни были посвящены не только любви, но и борьбе с несправедливостью.
Выдающиеся французские шансонье всегда включали в свой репертуар народные песни: старинные баллады, рабочие гимны, сатирические куплеты.
Шансон – это французская народная песня, а так же современная эстрадная.
Шансонье – это французский эстрадный певец, который сам пишет музыку,
сам сочиняет слова и сам исполняет.
Одним из таких шансонье был Гастон Монтегюс – певец и поэт, любимец рабочих кварталов. Рабочие встречали его “бешенными аплодисментами, а он в рабочей куртке, повязав шею платком, как это делали французские рабочие, пел им песни на злобу дня”.
Сегодня и прозвучит такая песня “Слава семнадцатому полку” на стихи Г.Монтегюса в исполнении французского эстрадного певца Кристиана Бореля.
Слушание: песня “Слава семнадцатому полку”
Какое впечатление произвела на вас эта песня? Каким настроением она пронизана?
Охарактеризуйте музыкальную речь припева. Проследите за интонационным развитием?
Есть ли различие в исполнение певцом запева и припева?
К какой сфере музыке относится?
Ещё одна певица – ещё один исполнительский стиль, ещё одно направление – Эдит Пиаф.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.