Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
29.04.2018
Представлен урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки» Материал подъодит для любого УМК по музыке
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций
2. характеристика взаимосвязи двух видов искусств
3. воспитание эстетического вкусаЦель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
5 кл 3 чет.doc
Тема урока «Красочные звуки сказки»
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
мира.
Задачи:
1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций
2. характеристика взаимосвязи двух видов искусств
3. воспитание эстетического вкуса
Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, диски, фортепиано.
Тип урока: урок изучения нового материала (введение в тему четверти)
Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», А.Вивальди «Шторм.Гроза»,
Ф.Шуберт « Аве Мария», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский
Корсаков «Снегурочка», К.Сенсанс «Лебедь», Н.А.РимскийКорсаков «Три
чуда».
3 четверть «Можем ли мы увидеть музыку?»
Урок «Красочные звуки сказки»
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное
восприятие мира.
Задачи:
1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций
2. характеристика взаимосвязи двух видов искусств
3. эстетическое воспитание
Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, диски,
фортепиано.
Тип урока: введение в тему четверти
Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», А.Вивальди «Шторм.Гроза»,
Ф.Шуберт « Аве Мария», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский
Корсаков «Снегурочка», К.Сенсанс «Лебедь», Н.А.РимскийКорсаков «Три
чуда». Ход урока
1.Вход. Организационный момент.
«В коробке с карандашами» муз. Г.Гладкова сл. Э. Успенского
Слайд №2
2. Введение в тему.
Добрый день, ребята! На уроках 1
полугодия мы говорили с вами о связи
музыки и литературы. И пришли к
выводу, что эта связь не только
обогащает и музыку и литературу, но и
даёт нам более полное представление о
жизни. Стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер,
содержание) можно выразить стихами или прозой. В жизни человечества есть
ещё одно великое искусство живопись. Связь музыки и живописи иная: музыка
может вызвать в нашем воображении какиелибо зрительные образы;
всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своём
воображении ту или иную музыку.
Итак, в 3 четверти мы с вами будем отвечать на вопрос: «Можем
ли мы увидеть музыку?». А сегодня на уроке мы будем наблюдать с вами
за красочностью звуков сказки.
С самого детства ребёнок берёт в руки цветные карандаши и пытается
изобразить всё, что его окружает. И вы с малых лет рисуете. У когото из вас
детские увлечения переросли в серьёзные занятия живописью в художественной
школе.
( выставка творческих работ ребят)
А как вы думаете, для чего человек рисует? (ответы детей) А каких художников вы знаете? Может быть, у когото есть любимый
художник и любимая картина? (ответы детей)
Ещё в древности, в первобытную эпоху люди рисовали на скалах и ещё в
древности люди издавали звуки, отдалённо напоминающие музыку. Значит, связь
этих двух искусств зародилась ещё в древние времена.
Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Известно,
что венгерский композитор Ф.Лист и немецкий композитор Р.Шуман
признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные
произведения других композиторов. В то же время художник И.Репин
утверждал, что без музыки не мыслят творческой жизни. Наша жизнь была бы
беднее, если бы мы не могли слышать и видеть прекрасное.
3. Работа по теме.
У человека есть внутренний слух, но и ещё есть внутреннее зрение, а это
способность увидеть мысленно, внутри себя. Вот сейчас мы попробуем
пробудить в себе и внутренний слух, и внутреннее зрение.
Ребята, сейчас мы с вами услышим несколько известных музыкальных
фрагментов и затем увидим несколько картин. И музыкальные и живописные
произведения отражают одни и те же явления природы, жизни человека. Мы
будем наблюдать как это отразилось в искусстве.
(слушание музыкальных фрагментов)
1. «Богатырская симфония» А.Бородин
2. «Гроза. Шторм» А.Вивальди
3. «Аве Мария» Ф.Шуберт
4. «Лебедь» К.Сенсанс
5. «Утро»
Слайд №3
А теперь посмотрим картины. Слайды №49
Какой музыкальный фрагмент с
какой картиной у вас
ассоциируется?
1.«Девятый вал». Иван
Айвазовский
2. «Царевна лебедь» Михаил Врубель
3.«Богатыри» Виктор Васнецов
4. «Утро» Константин Богаевский
5. «Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти
Слайд №10
(анализ и ответы учащихся)
Итак, мы пришли к выводу, что нельзя дать
однозначно правильный ответ. Все ваши
ответы и размышление верны.
Физминутка (дыхательная
гимнастика А.Стрельниковой)
4. Изучение нового музыкального материала.
Композиторы и художники очень ярко показали и тему моря, и
богатырскую силу, мощь русского народа, и изящество и утончённость лебедя.
Все эти образы нашли отражение и в музыке великого русского композитора Н.А.РимскогоКорсакова. Его считают настоящим чародеем музыкальной
живописи.
Ребята, давайте вспомним произведения Н.А.РимскогоКорсакова.
Слайд№11
(опера «Садко», опера «Сказка о золотом
петушке», опера «Сказка о Царе Салтане»)
Вспомним яркие моменты его биографии. ( В
1856 поступил в петербургский Mopской
корпус, по окончании которого участвовал в
трёхгодичном плавании на клипере "Алмаз" (посетил Северную и Южную
Америку, ряд стран Западной Европы).
Итак, в творчестве этого композитора преобладают сказочные сюжеты. И мы
сегодня будем знакомиться с вами с симфонической картиной «Три чуда» из
оперы «Сказка о царе Салтане». Обратите внимание на слово картина, слово
живописное, но как оно созвучно с музыкой РимскогоКорсакова.
Слайд № 12
А кто написал сказку? (А.С.Пушкин) Какие же три чуда показывает нам А.С.Пушкин? (чтение фрагмента).
(слушание «Три чуда» 4,13 мин.)
5. Ребята, у нас с вами есть возможность не только услышать симфоническую
картину «Три чуда», но и увидеть фрагменты из сказки, которые показывают
нам эти чудеса.
(просмотр фрагментов сказки 3 мин.)
Слайды №1315
Ребята, а как вы думаете, какие
три чуда есть в жизни человека? А
может быть чудес больше, на ваш
взгляд? (любовь, добро, красота,
вера и т.д.)
И опять мы не можем дать
однозначно верного ответа.
6. Итак, чтобы получилась картина музыкальная, композиторы используют
музыкальные краски звуки. А чтобы создать картину живописную художники
используют живописные краски тушь, гуашь, масляные и т.д.
Ребята, как музыканты, используя звуки, споём песню о том, что без красок не
может получиться ни одной картины.
(исполнение песни «Дети любят рисовать»)
7.Рефлексия.
Ребята, какой момент урока понравился?
Что интересного вы для себя узнали?
8. Вывод: Слайд № 16
Одно искусство дополняет другое. Союз
музыки и живописи позволяет человеку
развивать как внутренний слух, так и
внутреннее зрение, развивает в человеке
любовь к прекрасному, доброму, вечному.
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Урок музыки в 5 классе на тему «Красочные звуки сказки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.