Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Оценка 4.8

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
11.05.2018
Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки в 5 классе по программе Е. Критской Г. Сергеевой. По тематическому плану один из двух уроков второго полугодия, посвященный дальнейшему знакомству с кантатой С. Прокофьева "Александр Невский". Некоторые части ребятам знакомы с начальной школы. Они их слушали, пели. В 5 классе учащиеся знакомятся с триптихом художника П. Корина "Александр Невский".Это план-конспект проведенного урока
Урок 5 класс.doc
Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему» Цель   урока:  научить   слышать   музыкальную   речь   как   выражение   чувств   и   мыслей   человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, Урок №20                                      понимать богатство музыкальных и изобразительных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).  Ход урока: I. Приветствие. Распевание. «А и было дело  на реке Неве» ­ слушание. II.           Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют?     Чтобы узнать что­то новое,  незнакомое.                         ­  В   конце   урока   вы   и   поделитесь   с  нами,   что  нового     на  уроке   узнаете. Договорились? Наиграть мелодию.                              ­ Знакомая интонация?  Какой характер мелодии?  О чем она может быть?          Мелодия неторопливая,  былинная,  может рассказывать о каких­то событиях.                                        Пропеть мелодию по нотам, со словами. Работа над интонацией. Приложение 1 (слайд №1)             ­  Как давно могли быть эти события?          Наверное, давно. Может о каком­то былинном герое.             ­  Значит, мы отправимся в прошлое, а машиной времени будет музыка  еще одно искусство? Какое? (изобразительное) (слайд №2)А вот этот  герой вам знаком?   (слайд №3).          Это Александр Невский.                         ­ Что мы о нем знаем?   И нужно ли нам об этом знать? Ведь прошло столько времени с той поры, как он жил?          Он герой, защищал русскую землю от врагов. Мы должны об этом помнить.             ­  Какие виды искусства нам помогают узнать о нем? Откройте тетрадь на стр. 58           Музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино.             ­ Русский художник Павел Корин написал три картины, создав триптих,  в 1942­ 1945 годах. Триптих  ­ это три картины, объединенные в одну композицию.  (слайд №4­7)           ­  Что картины  объединяет?                          ­ Какая идея лежит в основе картин художника?             ­  Почему фигура А. Невского занимает центральную часть триптиха? Каким мы его видим?  Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь­защитник, который не даст в обиду   свою   землю.   Он   стоит   на   рубеже   русских   земель   и   зорко   смотрит,   откуда появится   враг.   Александр   опирается   на   большой   меч,   а   за   его   спиной   широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь   русского   оружия,   смелость   и   мужество   русского   народа,   который   готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.            ­  Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?             ­  Как они связаны с образом великого русского полководца? ­     Три   части   картины   объединены   сюжетной   линией   —   это   подготовка   к   борьбе   с иностранными захватчиками. На  левой   части   триптиха,   которая  называется   «Северная   баллада»,   изображен   русский воин­богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.  В   правой   части   Корин   обыграл   былинный   мотив   —   эта   часть   получила   название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.            Слушание в записи «А и дело было на Неве­реке»                          ­   Всегда ли музыка была былинной по складу? Почему поменялся характер музыки?            В музыке речь шла о сражении, поэтому музыка стала энергичной, напористой.             ­  За это сражение и за победу над шведами Александр получил прозвище Невский.              ­  Кто автор музыки? Это просто песня или часть из большого произведения?                      Эту музыку написал С. Прокофьев.   Это фрагмент кантаты «Александр Невский»              ­ Верно! Молодцы!   Нам этот герой знаком  еще с начальной школы. Вы стали старше. Изменилось ли ваше отношение  к этим событиям, людям?  Сегодня мы вспомним фрагменты кантаты, которые нам знакомы, а на следующем уроке продолжим знакомство с этим произведением. (Слайд №8)                  «Вставайте, люди русские» ­ исполнение, слушание. III.                Наиграть мелодию.        ­  Какие чувства переданы в этом фрагменте?         Призыв к защите родной земли.  Уверенность в победе.        ­ Какими средствами выразительности переданы эти чувства?        Призывная интонация, колокольный звон, энергичный характер музыки.         Исполнение фрагментов. (слайд №9)        ­  Музыка была написана С. Прокофьевым сначала к кинофильму, который снял  С. Эйзенштейн.  (слайд №10) Давайте посмотрим небольшой фрагмент этого фильма. Попытаемся ответить на вопрос:  как музыка отражает происходящее на экране.                              Просмотр фрагмента фильма.  Приложение 2(фрагмент  фильма «Александр Невский»)          ­   Сколько частей в этом фрагменте?  Как изменилась музыка в средней части? Почему?            В фрагменте 3 части. В средней части музыка распевная, протяжная, как русская песня.               ­   Какие еще музыкальные произведения мы знаем, где раскрыта тема защиты Родины? (слайд №11)           Опера М. Глинки «Иван Сусанин», Богатырская симфония №2 А. Бородина, «Богатырские ворота» М. Мусоргского, канты  петровской эпохи. IV. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина – разучивание.  Приложение 1 (слайд №12)        ­  Подвиги героев  находили отражение в картинах, песнях, стихах. В наши дни о ком можно было сложить песню?  Вот строчки стихотворения Сергея Крылова.          Чтение текста 1 куплета.         ­  Можно песню написать на эти стихи? Если бы вы были композитором, какую музыку написали на эти строки? Музыка должна быть строгой, маршевой, суровой.        ­ Есть желающие спеть несколько фраз своей  песни.         Исполнение мелодий детьми.         ­  А сейчас мы познакомимся с песней С. Никитина. Его песни с удовольствием поют и дети, и взрослые, хотя он  самодеятельный композитор­бард.   Разучивание   мелодии.   Работа   над   интонацией,   дикцией,   фразировкой, выразительностью. Обобщение урока. V.                ­ Первое путешествие наше закончилось. Что нового, интересного мы с вами узнали сегодня?          ­  Чья музыка у нас звучала на уроке?           ­  С каким героем были связаны сегодня произведения разных искусств?          ­  Что мы узнали о нем сегодня? Какие искусства  нам помогали познакомиться с Александром Невским? (слайды № 7­8) VI.      Домашнее задание.         Ответить на вопросы в тетради на стр. 59. Посмотреть   в Интернете фрагменты фильма «Александр Невский» Ледовое побоище

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018