Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
11.05.2018
Урок музыки в 5 классе по программе Е. Критской Г. Сергеевой. По тематическому плану один из двух уроков второго полугодия, посвященный дальнейшему знакомству с кантатой С. Прокофьева "Александр Невский". Некоторые части ребятам знакомы с начальной школы. Они их слушали, пели. В 5 классе учащиеся знакомятся с триптихом художника П. Корина "Александр Невский".Это план-конспект проведенного урока
Урок 5 класс.doc
Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему»
Цель урока: научить слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,
различать в ней выразительные и изобразительные интонации,
Урок №20
понимать богатство музыкальных и изобразительных образов (героические и
эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Ход урока:
I.
Приветствие. Распевание.
«А и было дело на реке Неве» слушание.
II.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Вы любите путешествовать? А
зачем люди путешествуют?
Чтобы узнать чтото новое, незнакомое.
В конце урока вы и поделитесь с нами, что нового на уроке узнаете.
Договорились?
Наиграть мелодию.
Знакомая интонация? Какой характер мелодии? О чем она может быть?
Мелодия неторопливая, былинная, может рассказывать о какихто событиях.
Пропеть мелодию по нотам, со словами. Работа над интонацией.
Приложение 1 (слайд №1)
Как давно могли быть эти события?
Наверное, давно. Может о какомто былинном герое.
Значит, мы отправимся в прошлое, а машиной времени будет музыка еще одно
искусство? Какое? (изобразительное) (слайд №2)А вот этот герой вам знаком?
(слайд №3).
Это Александр Невский.
Что мы о нем знаем? И нужно ли нам об этом знать? Ведь прошло столько
времени с той поры, как он жил?
Он герой, защищал русскую землю от врагов. Мы должны об этом помнить.
Какие виды искусства нам помогают узнать о нем? Откройте тетрадь на стр. 58
Музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино.
Русский художник Павел Корин написал три картины, создав триптих, в 1942
1945 годах. Триптих это три картины, объединенные в одну композицию.
(слайд №47)
Что картины объединяет?
Какая идея лежит в основе картин художника?
Почему фигура А. Невского занимает центральную часть триптиха? Каким мы его
видим?
Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырьзащитник, который не даст в
обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда
появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко
простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю
мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов
сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
Как они связаны с образом великого русского полководца? Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с
иностранными захватчиками.
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский
воинбогатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.
В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название
«Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского
народа.
Слушание в записи «А и дело было на Невереке»
Всегда ли музыка была былинной по складу? Почему поменялся характер
музыки?
В музыке речь шла о сражении, поэтому музыка стала энергичной, напористой.
За это сражение и за победу над шведами Александр получил прозвище Невский.
Кто автор музыки? Это просто песня или часть из большого произведения?
Эту музыку написал С. Прокофьев. Это фрагмент кантаты «Александр
Невский»
Верно! Молодцы! Нам этот герой знаком еще с начальной школы. Вы стали
старше. Изменилось ли ваше отношение к этим событиям, людям? Сегодня мы вспомним
фрагменты кантаты, которые нам знакомы, а на следующем уроке продолжим знакомство с
этим произведением. (Слайд №8)
«Вставайте, люди русские» исполнение, слушание.
III.
Наиграть мелодию.
Какие чувства переданы в этом фрагменте?
Призыв к защите родной земли. Уверенность в победе.
Какими средствами выразительности переданы эти чувства?
Призывная интонация, колокольный звон, энергичный характер музыки.
Исполнение фрагментов. (слайд №9)
Музыка была написана С. Прокофьевым сначала к кинофильму, который снял
С. Эйзенштейн. (слайд №10) Давайте посмотрим небольшой фрагмент этого фильма.
Попытаемся ответить на вопрос: как музыка отражает происходящее на экране.
Просмотр фрагмента фильма. Приложение 2(фрагмент фильма
«Александр Невский»)
Сколько частей в этом фрагменте? Как изменилась музыка в средней части?
Почему?
В фрагменте 3 части. В средней части музыка распевная, протяжная, как
русская песня.
Какие еще музыкальные произведения мы знаем, где раскрыта тема защиты
Родины? (слайд №11)
Опера М. Глинки «Иван Сусанин», Богатырская симфония №2 А. Бородина,
«Богатырские ворота» М. Мусоргского, канты петровской эпохи.
IV.
«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина – разучивание. Приложение 1
(слайд №12)
Подвиги героев находили отражение в картинах, песнях, стихах. В наши дни о
ком можно было сложить песню? Вот строчки стихотворения Сергея Крылова.
Чтение текста 1 куплета.
Можно песню написать на эти стихи? Если бы вы были композитором, какую
музыку написали на эти строки? Музыка должна быть строгой, маршевой, суровой.
Есть желающие спеть несколько фраз своей песни.
Исполнение мелодий детьми.
А сейчас мы познакомимся с песней С. Никитина. Его песни с удовольствием
поют и дети, и взрослые, хотя он самодеятельный композиторбард.
Разучивание мелодии. Работа над интонацией, дикцией, фразировкой,
выразительностью.
Обобщение урока.
V.
Первое путешествие наше закончилось. Что нового, интересного мы с вами
узнали сегодня?
Чья музыка у нас звучала на уроке?
С каким героем были связаны сегодня произведения разных искусств?
Что мы узнали о нем сегодня? Какие искусства нам помогали познакомиться с
Александром Невским? (слайды № 78)
VI. Домашнее задание.
Ответить на вопросы в тетради на стр. 59. Посмотреть в Интернете фрагменты
фильма «Александр Невский» Ледовое побоище
Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.