Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
29.04.2018
Представлен урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке" по программе по программе В.В. Алеева, Т. И Науменко
Цель:
Определить роль и значение музыки в сказках.
Задачи:
1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.Цель:
Определить роль и значение музыки в сказках.
урок .doc
Урок музыки в 5м классе по теме "Музыка в сказке"
Цель:
Определить роль и значение музыки в сказках.
Задачи:
1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского
Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.
Материал:
Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня
Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. РимскогоКорсакова; Е.Птичкин
“Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.
Учитель:
Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.
Учащиеся: Приветствуем Вас!
2. Распевка
Распевка на мелодию Роджерса из к\ф “Звуки музыки”.
ДО – добавочная снизу,
РЕ – под первою всегда,
МИ – на первой притаилась,
Меж второй и первой – ФА,
СОЛЬ – застряла на второй,
Средь второй и третьей – ЛЯ,
СИ – на третьей поищи,
А под четвёртой снова – ДО.
3. Сообщение темы урока.
Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с
одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль
может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.
Слайд №1
Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах,
музыкальных инструментах. Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть
карнавалы, пиры, балы звучит музыка.
4. Повторение пройденного материала
Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной
былиной мы познакомимся поближе.
Слайд №5
Кроссворд
Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский).
Песня без слов, исполняемая на какойлибо гласный звук. (Вокализ).
На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без
ошибки ноту… (ДО).
Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”.
(Глинка).
Высокий женский голос. (Сопрано).
5. Изучение нового материала
“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.
Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?
Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Слайд №6
Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел
прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Это не просто былина, а сказка.
Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?
Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его
дочерьми.
Вопрос: На каком инструменте играл Садко?
Ответ: Садко играл на гуслях.
Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала,
из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом
“Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.
(На слайде №6 нажать на слово “ГУСЛИ”)
Слова учителя на фоне звучания музыки: Как во славном Новегороде
Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.
Русский композитор Н.А. РимскийКорсаков положил былину о Садко в основу
музыкального произведения.
Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?
Ответ: Опера
Слайд №7
Слайд №8
Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе
означает – “маленькая книжечка”.
Ответ: Либретто
Слайд №9
РимскийКорсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто
бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.
Слайд №10
РимскийКорсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой
Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…
Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр
лежит в их основе?
Ответ: Сказка.
По праву РимскогоКорсакова считают композиторомсказочником.
Вопрос: Где можно послушать оперу?
Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ
Слайд №11
Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и
балета.
Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?
Ответ: Мариинский театр.
Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.
Слайд №12
Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию
звуков.
Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит
через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные
образы создают музыканты. Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?
Ответ: Оркестр
6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов
В опере есть сцена на берегу Ильменьозера. Садко собирается на кораблях
отправиться в путешествие и просит гостейкупцов рассказать о своих странах.
Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии,
Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе
Венеции.
Используемый источник – DVD видео “Садко” РимскийКорсаков, Кировский
театр оперы и балета, Валерий Гергиев.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).
Вопрос: Что можно сказать о характере музыки?
Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка.
Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.
Слайд №13
Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.
Вопрос: Как называется низкий мужской голос?
Ответ: БАС.
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.
Вопрос: Как охарактеризовал РимскийКорсаков этого героя? (напеваю песню
Индийского гостя).
Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.
Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.
Слайд №13
Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.
Вопрос: Как называется высокий мужской голос?
Ответ: ТЕНОР.
Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.
Задание: Определите характер музыки.
Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.
Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого
гостя”. Слайд №13
Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.
Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.
Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН
Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию. Учитель:
“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.
Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. РимскийКорсаков для
создания различных образов?
Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…
7. Исполнение песни учащимися
Слайд №14
Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.
Приложение 2. Текст песни
8. Подведение итогов урока.
Слайд №15
Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.
Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?
Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски
Выставление отметок
9. Домашнее задание
РимскийКорсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран.
А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте
море, которое вам больше всего запомнилось.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.