Урок на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
7 кл
27.03.2018
Урок алгебры в 7 классе на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями". Учебник М. Макарычев. Тип урока- изучение нового материала. Цель урока: овладение учащимися новым материалом, усвоение новых понятий и способов действий, овладение самостоятельной поисковой деятельности. Имеются задания для устной работы, проверочная работа
умножение и деление степеней.docx
У р о к №
ТЕМА: УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ
С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: овладение учащимися новым материалом, усвоение новых
понятий и способов действий, овладение самостоятельной поисковой
деятельности.
Задачи: создать условия для развития умений формулировать и доказывать
свойства степеней с натуральным показателем, применять свойства степени
с натуральным показателем для вычисления значения выражения и
преобразования выражений, содержащих степени
Предметные
: научатся
возводить в
степень,
делить и
умножать
степени с
натуральным
показателем.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Познавательные проводить
сравнение, сериацию и
классификацию по заданным
категориям;
Регулятивные – различать способ
и результат действия;
Коммуникативные –
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов
Личностные:
формировать умение
соотносить полученный
результат с
поставленной целью
Х О Д у р о к а
I. Устная работа.
1. Вычислите.
а) 32;
21
3
;
б)
в) (0,1)3;
2
21
2
;
г)
31
3
;
д)
и) –(–2)3;
2. Сравните значение двух выражений:
а) (–8,64)20 и 030;
е) (–0,1)4;
к) 016;
2
17
18
14
и (–3,82)13;
в)
II. Проверочная работа.
23
5
ж)
;
л) (–1)18;
б) (–1)76 и (–1)70;
42
5
и
г)
з) –(–7)2;
м) –(–1)23.
33
7
.
1. Найдите значение выражения.
В а р и а н т 1
23
4
∙ 1
1
3
– (0,5)2;
а)
2. Вычислите значение выражения х3 – х2 при:
а) х = 0,3;
б) 3000 ∙ (0,2)3 – (–2)6;
б) х = –6.
1. Найдите значение выражения.
В а р и а н т 2
1,6
(0,4) – (–3)3.
2
в)
23
5
∙ 1
2
3
1,8
(0,3)
2
+ (0,6)2;
б) 2000 ∙ (0,3)4 – (–2)4;
а)
2. Вычислите значение выражения х2 + х3 при:
а) х = –0,4;
б) х = 10.
III. Объяснение нового материала.
На этом уроке изучаем два важных свойства степени: сложение и умножение
– (–4)3.
в)
степеней с одинаковыми основаниями.
Вывод правил целесообразно осуществлять, работая сразу с числовыми и
буквенными выражениями, результаты оформить в виде таблицы.
Свойство 1. При умножении степеней с одинаковыми
основаниями основание оставляют прежним, а показатели
степеней складывают. 2
2 ∙ 2
3
(2 ∙ 2) ∙ (2 ∙ 2 ∙ 2)
2 раза
3 раза
a
m
∙
n
a
∙...∙ ) ∙
раз
( ∙
a a
a
m
a
∙ ( ∙
a a a
∙
∙...∙ )
n
раз
по сочетательному свойству умножения
2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2
5 раз
∙
∙...∙
∙
a a a
a
m n
(
) раз
по определению степени с натуральным показателем
= 25
Итак, 22 ∙ 23 = 22 + 3
m
a
= am + n
a
n
a
m n
Свойство 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями,
основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого
вычитают показатель степени делителя.
5 > 3
35 : 33 =
(3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3) : (3 ∙ 3 ∙ 3)
5 раз
3 раза
m > n, a 0
am : an =
( ∙
a
∙...∙ ) : ( ∙
a a
раз
m
a a a
∙...∙ )
∙
a
n
раз
запишем частное в виде дроби
5 раз
3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3
3 ∙ 3 ∙ 3
3 раза
раз
m
a a
∙...∙
∙
a
∙... ∙
∙
a a
a
раз
n
сократим дробь
(5 3)раза
3 ∙ 3
1
m n
)раз
(
a a
∙...∙
a
∙
1
по определению степени с натуральным показателем
= 32
Итак, 35 : 33 = 35 – 3
a
:m
Замечаем, что am : am = am – m = a0 = 1.
= am – n
a
n
a
m n
О п р е д е л е н и е . Степень числа а, не равного нулю, с нулевым
показателем равна единице.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом занятии можно отрабатывать только умение находить произведение
степеней с одинаковым основанием.
е) yy12 = y1 + 12 = y13;
з) 757 = 75 + 1 = 76.
1. № 403.
Решение:
а) x5x8 = x5 + 8 = x13;
ж) 2624 = 26 + 4 + 210;
2. № 405.
Решение:
а) a15 = a6 + 9 = a6 ∙ a9;
в) a15 = a2 + 13 = a2 ∙ a13;
3. № 407.
Решение:
Представим число 6 в виде суммы двух натуральных чисел всеми
б) a15 = a9 + 6 = a9 ∙ a6;
г) a15 = a14 + 1 = a14 ∙ a = a ∙ a14.
возможными способами:
6 = 3 + 3.
6 = 2 + 4;
6 = 1 + 5;
Значит, a6 = a ∙ a5; a6 = a2 ∙ a4; a6 = a3 ∙ a3.
4. № 409.
Решение:
а) m3m2m8 = m3 + 2 + 8 = m13;
д) 78 ∙ 7 ∙ 74 = 78 + 1 + 4 = 713;
в) xx4x4x = x1 + 4 + 4 + 1 = x10;
е) 5 ∙ 52 ∙ 53 ∙ 55 = 51 + 2 + 3 + 4 = 511. 5. № 410.
При выполнении этого упражнения ученики сами определяют основание
степени, которое будет являться общим для двух степеней.
Решение:
а) 58 ∙ 25 = 58 ∙ 52 = 58 + 2 = 510;
в) 615 ∙ 36 = 615 ∙ 62 = 615 + 2 = 617;
д) 0,45 ∙ 0,16 = 0,45 ∙ 0,42 = 0,45 + 2 = 0,47;
е) 0,001 ∙ 0,14 = 0,13 ∙ 0,14 = 0,13 + 4 = 0,17.
6. № 411.
Решение:
а) 24 ∙ 2 = 24 + 1 = 25 = 32;
б) 26 ∙ 4 = 26 ∙ 22 = 26 + 2 = 28 = 256;
в) 8 ∙ 27 = 23 ∙ 27 = 23 + 7 = 210 = 1024;
г) 16 ∙ 32 = 24 ∙ 25 = 24 + 5 = 29 = 512.
7. № 413.
Решение:
а) (c4)2 = c4 ∙ c4 = c4 + 4 = c8;
б) (c2)4 = c2 ∙ c2 ∙ c2 ∙ c2 = c2 + 2 + 2 + 2 = c8.
V. Итоги урока.
– Дайте определение степени с натуральным показателем.
– Сформулируйте основное свойство степени.
– Сформулируйте правила умножения и деления степеней с одинаковыми
основаниями. Приведите примеры.
– Дайте определение степени числа с нулевым показателем.
Домашнее задание: № 404; № 406; № 408; 412; № 533.
Урок на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"
Урок на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"
Урок на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"
Урок на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"
Урок на тему " Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.