Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)
Оценка 5

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
19.11.2017
Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)
Данная разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе В.Я.Коровиной. Тема урока: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор". Урок разработан по ФГОС. Данный урок имеет приложение - это лист самооценки. Это сценарный план урока литературы. Это подробный план урока литературы для 6 класса.Урок литературы на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" 6 класс. Программа В.Я.Коровиной.
доктор.docx
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговский район Курская область Урок на тему: «А.И.Куприн. «Чудесный доктор». (Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной В.Я.) Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н. 2017 год 1 Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока:  Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное   открытие   обучающимися   нравственных   законов человеческого   общества,   формирование   системы   их   духовно­нравственых ценностей, расширение социального опыта.  Развитие   навыков   смыслового   чтения:   извлечение   информации   из прочитанного,   ее   интерпретация;   анализ   содержания   и   некоторых художественных   особенностей   текста;   самостоятельная   оценка   поступков героев;  определение   авторского  отношения   к  героям  и  событиям  рассказа; понимание авторского замысла.  Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников. Формируемые универсальные учебные действия  Познавательные   УУД:   самостоятельное   выделение   и   формулирование познавательных   целей,   смысловое   чтение,   поиск   и   выделение   необходимой информации,   осознанное   построение   речевого   высказывания,   установление причинно­следственных связей, аргументирование.  Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.  Личностные УУД: ценностно­смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.  Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения,   формулирование   и   аргументация   собственного   мнения,   умение работать в группе. Оборудование:  портрет   А.И.Куприна,   мультимедийная   презентация,   выставка рисунков «Наш вернисаж», листы самооценки. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Мотивационно­установочный этап. ­ Ребята, посмотрите на портрет. Этот человек вам знаком (по программе 5 классе мы с   вами   читали   его   рассказ   «Тапёр).   Кто   из   вас   может   назвать   фамилию   писателя? Правильно   –   это   Александр   Иванович   Куприн,   писатель   начала   20   века.   А   наш сегодняшний   урок   –   урок   вдумчивого   чтения.   Вдумчивый   человек   –   это   глубоко 2 вникающий во что­то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня? (Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»). 3.  Совместное целеполагание. ­ Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Цели для обучающихся:  Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел.  Оценить поступки героев.  Учиться формулировать и аргументировать свое мнение.  Развивать устную речь.  Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем.  Представить результаты индивидуальной и групповой работы. 4.Организационно­деятельностный этап.  «Добрый талант…» Знакомство с писателем. Перед вами отрывок из статьи о творчестве   А.И.Куприна,   прочитайте   его,   выделив   ключевые   слова, определяющие особенности А.И.Куприна как человека и писателя.  Наблюдаем.   Анализируем.   Размышляем.   Наш   сегодняшний   урок   –   урок­ размышление.   Поработаем   над   страницами   прочитанного   рассказа.   Итак,   в добрый путь!  Беседа по содержанию прочитанного. o Ребята,   как   вы   думаете,   почему   рассказ   получил   название   «Чудесный   доктор»? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто   изменил   ее   судьбу,   избавил   от   неминуемой   гибели,   подарил   возможность встать на ноги, занять достойное место в обществе). o Подберите   синонимы   к   слову   «чудесный»   (Великолепный,   прекрасный, замечательный, удивительный). o Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово «чудесный»?   какую   смысловую   нагрузку   несет   это   слово?   (Слово   «чудесный»   ­ производное от слова «чудо», т.е.волшебство. чудо – это исполнение сокровенных желаний,   спасение.   Избавление   от   бед.   Так   происходит   с   семьей   Мерцаловых, героями этого рассказа. o Связан ли выбранный автором эпитет «чудесный» в временем действия рассказа? Когда   оно   происходит?   (События   рассказа   происходят   в   рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья,   радости,   волшебства.   Приход   Христа   в   мир   –   это   великое   чудо, перевернувшее жизнь людей). o Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей? (Семья   уже   больше   года   живет   в   подвале,   пропитанном   «настоящим   запахом нищеты». Нечем даже разогреть скудный обед. В семье еще несколько детей, в том числе грудной ребенок и больная семилетняя девочка.) o Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении? (Из рассказа мальчиков ясно, что их отец еще недавно был управляющим в доме одного барина, а 3 теперь   швейцар   и   на   порог   дома   их   не   пустил,   выгнал   подзатыльником.   Отец потерял работу из­за тяжелой болзни, а потом начали болеть и дети, девочка одна уже умерла. o Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?(Да, пытался. Потеряв место, он начал «отчаянную,   судорожную   погоню   за   случайной   работой»,   закладывал   вещи, продавал все, что можно, из дома, он мечтал найти бумажник на улице или получить случайное наследство, постепенно дошел до того, что стал просить милостыню.) o Художественный пересказ эпизода «В подземелье у Мерцаловых» (индивидуальное задание). o Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на «говорящие» детали.   (Двор,   служивший   для   всех   жильцов   естественной   помойной   ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова). o Ролевое чтение эпизода «Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке» (групповое задание). o Как Куприн создает портрет «чудесного доктора»? (Облик доктора вырисовывается постепенно. Словно сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, слышен пока лишь «скрип шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе». Мало­помалу «кто­то» оказывается «стариком небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах». Одежда говорит о его благополучии. Лицо старика «умное, серьезное», и говорит он «дружелюбно, но серьезным тоном».) o Как Мерцалова узнают фамилию «чудесного доктора»? (Фамилия «неожиданного благодетеля» становится известна из аптечного ярлыка. Это, оказывается, был сам Пирогов. o Сообщение о Пирогове Н.И. (индивидуальное задание). 5. Контрольно­регулировочный этап. 1) Что   означает   слово   «милосердие»?   (Готовность   помочь   кому­нибудь   из сострадания). 2) Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему «Добро и милосердие». Какие высказывания, по­вашему, созвучны с основными мыслями урока?  «Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если  даже ты забудешь про него». (Толстой Л.Н.)  «Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л.шварц).  «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И.Гёте).  «Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло». (А.С.Грин) 6. Рефлексия. 7.Домашнее задание.  Выполнить творческое задание (с.16).  Прочитать статью об А.С.Грине (с.17­19), ответить на вопросы 1­3 рубрики «Проверьте себя» (с.19). 4  Прочитать главу 1 феерии «Алые паруса». Приложение 1 Николай   Иванович   Пирогов  (1810­1881)   –   врач,   основоположник   военно­полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя (1854­1855) во время Крымской войны в качестве   доктора,   первым   применил   наркоз   во   время   операции   на   поле   боя.   Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще – в педагогике, в народном образовании. 5 Приложение 2 Лист самооценки Фамилия, имя_____________________________________________________________ Оцени свою работу на уроке по следующим критериям: 1. Выделение ключевых слов прочитанного текста______________________ 2. Ответы на вопросы по содержанию рассказа_____________________________ 3. Доказательство   своей   точки   зрения   с   помощью   примеров   из текста_____________________________________________________________ 4. Самостоятельная оценка поступков героев_____________________________ Для самооценки используйте символы: + ­ знаю, умею, могу ? – сомневаюсь ­ ­ трудно, сложно 6 Приложение 3 7

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)

Урок на тему: "А.И.Куприн. "Чудесный доктор" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017