Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока.
Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
attachment_1590341729.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Разработка урока музыки в 5 классе на тему:
« Хоровая музыка в храме»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
1 Конспект урока по музыке в 5 классе
по теме «Хоровая музыка в храме»
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко,
«Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка».
Разработка включает в себя: планконспект урока, презентацию урока.
Цель урока: создание дидактических условий для
становления и формирования хоровой музыки.
исследования
этапов
1. образовательные:
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной
хоровой музыки;
показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия
до композиторской;
2. воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным
явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,
прививать навык вдумчивого слушания музыки,
воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.
3. развивающие:
развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к
образцам хоровой духовной музыки,
развивать познавательный интерес учащихся,
Формируемые УУД на уроке:
Личностные
1. Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного
содержания музыкальных сочинений.
2. Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.
3. Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какоголибо вида
музыкальнотворческой деятельности..
Познавательные
1. Формулируемые проблемы урока.
2. Расширение представления о духовной хоровой музыке
2 3. Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на
слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкальнотворческой
деятельности.
Коммуникативные
1. Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с
учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
2. Формирование учебного сотрудничества внутри класса
3. Воспитание уважения к культурным традициям своего
Регулятивные
1.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с
текстом, карточками, интерактивной доской.
2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка
своей музыкальнотворческой деятельности.
3.Воспитание любви к духовной музыке и музыке композиторов разных стран.
народа и страны.
4. Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально –
творческой деятельности.
Тип урока урок исследование.
На уроке применён метод проектной деятельности и краеведческая форма
работы
Музыкальный материал: византийский распев «Достойно есть»,
«Тропарь Покрову Пресвятой Богородице», песня
«Покров Богородицы»,
Ф.Шуберт «Ave Maria», тропарь в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный
звон. (все видео есть в youtube)
ХОД УРОКА
1.Организационное начало учебного занятия:
Музыкальное приветствие.
Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас
настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять
задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце
урока.
3 2.Повторение изученного:
Учитель: Мы уже знакомы с русской народной песней, с музыкой разных народов
мира. Сейчас слушая фрагмент песни , определите , к какому песенному жанру
относится данная песня.
фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров. Слайд 1.
Эпическая песня
Духовная песня
Авторская (бардовская) песня
Календарнообрядовая
Семейнообрядовая песня
Романс
Народная песня
Лирические песня
Народная хоровая
Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?
Дети: Эта песня относится к жанру народной хоровой музыки.
2. Актуализация темы урока:
У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?
Дети: В школе, на концерте, в храме.
(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)
У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)
А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2.
У: Ребята ,а вам интересно узнать, как появилась музыка в храме, проведём
исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.
4. Усвоение новых знаний
Происхождение хоровой музыки
У. Формулируем понятие «Хор» . Слайд 3
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»
Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?
Ответы большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.
У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.
Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?
(да , потому что нас много в классе).
У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения песни на концерте?
4 (нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и
умения в вокальном исполнении)
У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы. Вокальная
группа это хор? (нет, в ней немного человек)
В нашем селе часто проходят разные концерты с участием детей и, конечно,
взрослых. Посмотрите на слайд и скажите, на какой фотографии вокальные
группы, а где фотография хора? слайд 4.
Значит, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом
исполнителей.
Вспомните и назовите виды хоров. (ответы учся)
Слайд 5. с фотографиями различных составов хоров.
У. Видите, разные хоры, и конечно, певческие голоса в хоре тоже разные.
У: Вы знаете классификацию певческих голосов, назовите их. (ответы учся)
Для чего, повашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся,
подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству
хорового исполнения).
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые
сопрано, альты, тенора, басы. Слайд 6.
Эти же голоса входят и в состав хора церковного пения
партии:
У: Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка?
Ответ найдите в учебнике на стр. 7980.
Когда появились храмы хоровая музыка поселилась и в них.
Что слышится в хоровом церковном пении? Найдите ответ на стр. 80 учебника.
Далее, на стр. учебника найдите о роли церкви в жизни людей. (читают)
Звучат отрывки храмовой музыки, при слушании дети определяют способы
хорового исполнения.
многоголосное исполнение ( отметить исполнение а капелла)
одноголосное исполнение
У: Одноголосное исполнение и является наиболее древним в храмовой хоровой
музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого
впоследствии выросло и развилось «Древо храмовой хоровой музыки»
(учитель открывает доску с изображением на ватмане корней и ветвей Древа,
а прикрепляет слово «Одноголосие» в любом месте классной доски.)
Мы узнали, как появилась хоровая музыка в храме, а как она формировалась , мы
проследим через вот такое
«Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы
5 становления я буду располагать на доске в разных местах, а в конце урока мы это
древо вместе и взрастём.
У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в
русских монастырях – КиевоПечерском, ПсковоПечерском, Валаамском,
Соловецком, ТроицеСергиевой Лавре. ( слайд 7 )
У: Сейчас мы послушаем византийский распев «Достойно есть»,
После слушания ответьте, какой способ хорового исполнения в этом
произведении?
(Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают.
Слушание).
Ответы учащихся исполняет один голос на фоне мужских голосов, которые
поют с закрытым ртом. Исполнение с чувствами преклонения, благоговения,
радости, уважения, благодарности. Пение а капелла.
У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом.
Давайте вместе попробуем так пропеть. Как называется пение без слов (вокализ). А
такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было слогов). Правильно, такой
приём пения так и называется пение с закрытым ртом , которое часто применяется
и в духовной музыке.
У. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям
иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на
доску.
Вопрос Что слышится в хоровом церковном пении?
В помощь – стр. 82 учебника –ответы из текста учебника.
Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от
одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным
и объемным.
Включается видео «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни
«Покров Богородицы».
Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова).
Почему именно эта музыка прозвучала? (потому что сегодня 14 октября Покров
Пресвятой Богородицы)
Кто изображён на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.
В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная)
6 Какое из этих произведений должно звучать в храме? (Тропарь)
Ответы (потому что есть аккомпанемент и это песня куплет, припев , чего
нет в молитвах ).
У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам.
Песня же поётся, в основном, для людей.
Слайд 8. Троп рьаа
в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в
котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь
священное лицо.
Как вы думаете – а почему хоры в храмах звучат без сопровождения?
(Православные богословы запрещают использование инструментов во славу
Господа т.к. у инструментов нет души.)
А сейчас посмотрите видео, на котором в нашей церкви звучит тропарь в исполнении
отца Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . З.
К. В., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.
После просмотра видео У. мы надеемся , что наша церковь будет восстановлена ,
и мы часто будем слышать пение тропарей, разных песнопений и молитв.
В 1054 г. с разделением христианства на католицизм и православие, римско
католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных
инструментов, а
Византийская православная церковь выработала церковный
хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную
музыку в церкви.
Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с
голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение
воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.
Физкульминутка.
У. Какой ударный музыкальный инструмент является неотъемлемой частью
православной архитектуры (храмов , церквей)? – (колокол)
Ну а раз сегодня у нас праздник Покрова, давайте движениями рук покажем
Праздничный звон.
Учащимся предлагается имитация действий звонаря Праздничный звон.
(включатся запись звона)
У. В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли
русские композиторы М И Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т.
Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд 16,17 ,18 портреты).
7 Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные
композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в
церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан
священника (Ф. Лист). (слайд 19)
Но с появлением в католическом храме (слайд 20) органа, хоровое пение
обрело невиданную силу и красоту.
(Звук органа)
Это единственный музыкальный инструмент, который был допущен в храм!
Почему? (звук органа возвышает, облагораживает, звучание воздействует на
слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.)
А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу.
У: Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.
Ф.Шуберт «Ave Maria»
Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает
состояние человека. (Слушание).
При слушании
подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.
Вопросы:
Какой образ изобразил композитор в этом произведение?
А в каких произведениях искусства запечатлен этот образ?
Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).
Учитель: Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в
развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами музыкальной
выразительности учитель прикрепляет надпись «Композиторская хоровая
музыка» на доску.
А теперь нам надо взрастить это древо, давайте вспомним, с чего всё началось? …
(приглашается ученики )
самостоятельная работа
на карточках учащиеся
8 У. Вот такое дерево у нас выросло!
5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.
Вы на урок принесли словарики, эти словарики будут вам в помощь на
протяжении всего учебного года. Сейчас вы начнёте его оформление и сделайте
первое оглавление «Духовная музыка»
Выберете из предложенных на слайде терминов и словосочетаний те, которые
касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»
Учитель: В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными
мыслями , с просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное
решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая
соответствует теме нашего урока.
Исполнение: «А над ней парили ангелы»
1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.
Золотятся листья клёна, как у церкви купола
в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,
эхом отзывались купола.
Верила, что день наступит, горя на земле не будет,
верила, надеялась, ждала.
припев: А над ней парили ангелы,
Чтоб уберечь дитя.
9 Ангелы, парили ангелы,
От невзгод и бед её храня.
2. Сложный мир добро и зло. Вера придавала сил.
Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.
Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём
Пела, отзывались купола
Верила, что день наступит, горя на земле не будет
Верила, надеялась, ждала.
Обобщение урока:
Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она
возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.
Мы с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая
соответствует теме нашего урока.
6. Выставление оценок
7. Домашнее задание. Слайд
В словариках впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему
«Духовная музыка»
Список использованной литературы:
1. .Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.
2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок
(современная технология). Методическое пособие. Издание 2е
дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России,
2008. – 144 с.5.Волков
3. http://rudocs.exdat.com/docs/index57758.html
10
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.