Данный материал представляет собой разработку урока русской литературы в 8 классе на тему "Л. Толстой "После бала". Урок построен на деятельностной основе, использует такие приемы как групповая работа, одноминутное эссе, синквейн по теме урока. Урок формирует у учащихся навыки коллективной и индивидуальной деятельности.
Тема: Установка.
Образовательная цель:
Л.Н. Толстой. «После бала».
1) формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы,
наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять
словесные и зрительные образы;
2) формировать информационную и компетенцию разрешения проблем
3) содействовать знакомству с творчеством Толстого
4) Подвести к пониманию приемов формирования идеи рассказа
5) Формировать нравственную позицию уч—ся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа
Развивающая цель:
1) развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь
2) развивать долговременную память в процессе деятельности
3) развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать
Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда
Деятельность учащихся
ресурсы
Участвуют в создании благоприятной среды
Учебник
тетради
тетради
Выполняют поставленные задания
Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и
выдающегося русского писателяклассика Л.Н.
Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала»,
один из самых известных в наследии автора. Писателя
всю жизнь волновала мысль о бесправии русского
солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом
переформирования армии, в котором выступал
против варварского наказания – «прогнания сквозь
строй».
определяют цели урока
афиширование целей урока, работа с речевыми
шаблонами.
этап
мотивационный Постановка
Деятельность
учителя
установка
мотивационный
познавательных
задач.
«Улыбка»
требования к
уроку литературы
определение
стандартов:
известное, новое
знакомство в км
блоков
запись домашних
заданий
1.слово о создании
рассказа
Стратегия
самостоятельный
выход на тему
урока и
постановка целей
урока,
использование
опыта ученика,
использование
«подмостков».
Пользуясь
имеющимся у вас
опытом работы с
текстом,операционный
определите цели
своей
деятельности на
уроке.
стратегия
«работаем в
группах»
Фокусируем
внимание на
правилах работы в
группе.
Задание:
выполнить задание
на карточках в
группах, заполнив
таблицу (15 мин).
Наблюдение за
выполнением
задания; создание
коллаборативной
среды.
Слежу за работой
в группе, при
необходимости
оказываю
консультирование.
Для «менее
успешных»
предлагаю
воспользоваться
карточками
поддержками.
Тетради
учебник
в группах анализируют задания, в случае затруднения
сигнализируют
афиширование
прием «одноминутное эссе» по выводам и
обобщениям работ групп
1 группа
какова роль рассказчика в произведении? (Иван
Васильевич, хороший рассказчик, говорит о своем
жизненном опыте, то, что пережил)
каким он был в юности? (студент в провинциальном
университете, просто молод и жил, учился и
веселился, веселый и бойкий алый, богатый, кутил с
товарищами, любил вечера и балы, был небезобразен)
почему бал для ИВ был чудесный? (удовольствие –
вечера и балы, прекрасная зала, с хорами,
музыкантами, великолепный буфет, море
шампанского, был пьян любовью)
2 группа
выпишите эпитеты, характеризующие персонажей
Бал
Чудесный,
зла
прекрасна
я
ИВ
Доволен,
счастлив,
добр
Варенька
В белом
платье, в
белых
перчатках,
башмачках
Отец
Высокий,
статный, с
белыми усами
и
бакенбардами
общее
ИВ
полковник
Улица
Солдаты
наказываемый
как меняется цветовая картина во 2 части? (чтото
черное, темное, большое и только полковник тот же)
3 группа
Анализ композиции рассказа
на каком приеме построена композиция рассказа?
(контраст, антитеза)
какие сцены в рассказе противопоставлены?
Работа с контрастом в прии
бал
Хозяева бала
Варенька
4 группа
Анализ идеи рассказа
почему полковник, любящий отец, жесток по
отношению к солдатам?
почему потерпела крушение любовь Вареньки и
Ивана Васильевича?
прочему Иван Васильевич отказался от госслужбы?
Прав ли он?
5 группа
чему учит рассказ? какие нравственные уроки можно
извлечь из него?
6 группа:
почему рассказ, большая часть которого посвящена
описанию бала, называется «После бала»?(первоначально «Рассказ о бале и сквозь строй»,
«Отец и дочь»)
! определите выигрышное название, аргументируйте
1.самостоятельно составляют синквейн на тему урока,
афиширование по желанию (коллективный синквейн)
2.письменно отвечают на вопросы
афиширование по желанию
тетради
Задают возможные вопросы
Тетради
дневники
рефлексия и
оценка
Домашнее
задание
1.стратегия
«синквейн» на
тему «после бала»
2.инструктаж по
рефлексии
а) Я узнал, что
б) Для человека
очень важно
понимать...
в) Самым
интересным на
уроке было...
г) самым трудным
на уроке было
Инструктаж по
заданию: внеклассное чтение:
читать Грин «Алые паруса» или «Бегущая по
волнам» (написать отзыв о книге). Составить
конспект с. 319320, выделив основные черты
неоромантизма. читать Короленко
«Огоньки», с. 324338. вопросы с. 338 (у)