Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".
Оценка 4.8

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
15.02.2018
Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".
Этот урок поможет учащимся 10-11 классов лучше подготовиться к Единому государственному экзамену,формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С.Готовый урок в 10 классе для подготовки к экзамену по русскому языку. Он поможет использовать нестандартный подход к написанию сочинения
Один день из жизни самого себя.docx
Тема урока: «Один день из жизни самого себя».  Подготовила    учитель русского языка  и литературы Абрамова Любовь Фроловна МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов: Личностных: ­ понимание роли текста в жизни человека; ­ осознание эстетической функции языковых средств в тексте; ­ стремление к речевому совершенствованию. Метапредметных: ­ адекватное понимание информации устного и письменного текста; ­ способность извлекать информацию из различных источников; ­ овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему; ­ соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,  лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка ­ способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной  деятельности и в повседневной практике речевого общения. Предметных: ­ Усвоение основ знаний о тексте; ­ способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при  анализе текстов. Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых  авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов.  Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать  языковые средства выразительности.  : научить анализировать содержание исходных текстов, в  Задачи урока: Образовательная   которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к  написанию домашнего сочинения; развивающая: формировать умение определять основную проблему текста,  формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а  именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму,  соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С; воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным  проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения. Ожидаемые результаты: ­ умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию; ­ умение работать в группах; ­ коммуникативная компетентность; ­ осознание полезности получаемых знаний и умений; ­ развитие навыков самостоятельной работы с источником информации,  самостоятельное принятие решения; ­ развитие навыков коммуникативности; ­ развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста; ­ развитие навыков самоанализа и рефлексии. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах Виды деятельности: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста  (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к  выводам. Время: занятие рассчитано на 45 минут Тип занятия: систематизации и обобщения знаний и умений Оборудование:  мультимедийный проектор;  интерактивная доска;   материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и  заданиями; У учащихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал Раздаточный материал: тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее  домашнее задание:      изложить в виде дневниковой записи свои размышления о  целях и задачах дневниковой деятельности     Эпиграфы к уроку:                « Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»                                                                                   Ю. Олеша                                                                   Ход урока     . Постановка цели и задач урока.  1 Организационный момент   Мотивация учебной деятельности учащихся Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала,  актуализация знаний. Определение темы урока. ­ Ребята,  обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может  кто­то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься  на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что  может стать таким романом? (учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны:  таким романом может стать личный дневник любого человека). Учитель:  Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который  адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете  о дневниковой деятельности:  ­ зачем люди ведут дневники? (страницам доверяют свои раздумья и  сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть  изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение  с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом) ­ о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой­ то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего­либо) В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре  дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и  применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых  записей. СЛАЙД 1 тема урока, цели урока 2. Актуализация знаний.          Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить  в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой  деятельности. (Чтение и комментирование учениками) ­легко ли было вести дневник? Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом  жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя  сосредоточиться над листом бумаги. 3. Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы  поведём разговор дальше. ­  каковы основные признаки дневниковой записи. (Содержание записи  ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц.  Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними.  Обязательная  примета – даты, бывают и рисунки)  ­ каковы функции дневника и что  побуждает нас обратиться к дневнику  (1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из  состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение.  Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления,  поразмышлять над увиденным, услышанным. ­ принято считать, что каждая запись представляет собой текст.  Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и  грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)    Кто из известных вам современных писателей использовал в своих  произведениях форму дневника?  (Н. Носов «Дневник Коли Синицына»,  О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.) ­ Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание,  рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип) ­ Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких  формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная  зарисовка. Афористическая беседа и др.) 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция    . Работа по  группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают  развёрнутые ответы и делают выводы  См. приложение СЛАЙД 4 Вывод: делают учащиеся. 5.Рефлексия    (    подведение итогов занятия) Составим план написания сочинения  в жанре дневниковых записей: 1. Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей,  произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет  выдержать форму и условности изложения, характерные для этого  жанра. 2. Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать  своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно  раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале. 3. Составить план, который поможет наметить, с чего начать работу,  какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать  материал и к каким выводам необходимо прийти. 4. Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра  могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. 5. Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за  становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник.  Проверить, отвечает ли этому требованию  сочинение. Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку  работы класса, отметить работу групп, есть ли какие­то вопросы, готовы  ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых  записей «Один день из жизни самого себя».   ВЫВОД: Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой,  обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И,  может быть,  когда­нибудь страницы вашего дневника станут страницами  Главной книги о себе «ежедневном»              6.       Домашнее задание Написание сочинение «Один день из жизни самого себя». приложение 1 ГРУППА 1              Понедельник, 5 апреля.              Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать  не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.              Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер­спаниель. Шансов у пса  никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы.  Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и  снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня  с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более  низким классам общества, чем наши возлюбленные. ЗАДАНИЯ: 1. Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись? 2. Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для  какого стиля они характерны? 3. Случайно ли автор начинает рассказ о собаке? 4. Как вы думаете, что заставило автора обратиться к дневнику? ГРУППА 2 Четверг, 4 июня.              Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын­трава, поэтому я надел  красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в  гробу я теперь видал ихние запреты… Пятница, 5 июня. Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал  меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено  формой.        Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу: ­ Вы терроризируете моего сына из­за цвета носков!        Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет  прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.        Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа  возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.        Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и  сказал: «Один – ноль в мою пользу». ЗАДАНИЯ: 1. Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот  знак? 2. Как особенности характера автора проявляются в синтаксисе текста? 3. Как вы думаете, что заставило автора обратиться к дневнику? 4. Какая ситуация побудила автора обратиться к дневнику? 5. Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации? 6. Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова? ГРУППА 3 Вторник, 1 января.        Выходной день.        Я твёрдо решил в новом году: 1. Вешать брюки на место. 2. Вкладывать диски обратно в чехлы. 3. Ласково обращаться с собакой. 4. Не выдавливать большие прыщи. 5. Не начинать курить. 6. Снова ходить в библиотеку. 7. Стать интеллектуалом. ЗАДАНИЯ: 1. Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе? 2. Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает  авторскому замыслу?? 3. Что можно сказать о дисциплинарности этого человека? 4. Какая часть речи указывает на систему? 5. Какие чувства вызывает у вас автор? Хотели бы вы дружить с ним? ГРУППА 4 Среда, 2 января.       Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год  вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино. Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а  волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь. ЗАДАНИЯ: 1. В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он  верен своим принципам? 2. Какую форму записи автор выбрал и почему? 3. Почему автор пишет о внешности? 4. Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник,  ваш одноклассник?

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".

Урок на тему; "Один день из жизни самого себя".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018