Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)
Оценка 5

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
01.04.2017
Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)
Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков. На этом уроке нам необходимо: формировать знания о коррупции, её причинах и направлениях борьбы с ней; - формировать антикоррупционное мировоззрение, - воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней.Урок - мастерская. "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)
Нравств деград чиновников. Коррупция.docx
«Нравственная деградация чиновников как (по произведениям русской литературы. ) следствие коррупции» Для обучающихся в 8- 10 классах.   Разделы: Преподавание литературы Л.Е.                                                                        ГБОУ  ЦО № 133 Невского района  г. Санкт – Петербурга.  .       Учитель русского языка и литературы   Шевченко    «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому.  Возбудите только любопытство.  Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища». А. Франс              Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт  субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют  принципы личностно­ориентированных, индивидуально­ориентированных подходов и технологий,  творческие мастерские. Появившийся в педагогике в последние годы новый жанр — инновационная технология «мастерская»  создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит  радость сотворчества. Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения  организовывать научно­исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета  творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков. Мастерская — это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно­ творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру,  открывает новое. Главное условие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя  независимость личности, способность  по­новому реагировать на происходящее, создание  собственного  продукта  творчества. Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников  в  ходе  выполнения  серии  заданий, приводящих  к  осмыслению  и «выстраиванию»  нового  знания. Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития  творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке. . В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной  проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа  разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на  второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе  обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь  системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные  результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно  организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.          Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам  действий.  Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока.         Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление.  Этапы мастерской:       Индукция отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой). С этой целью было использовано  музыкальное сопровождение, эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации  было дано задание «вокруг» слова «Счастье», причём неожиданное и личностное. Ребята записывали    – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты  слова­ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию  ассоциативного  мышления,  воображения.       Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих  реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и  дополняют записи  друг друга в тетрадь.          Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа:  «деконструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре­ конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, подбирали пословицы по теме урока, а  также выявили связь песни и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание  индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого  способствовали активизации  внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.      Социоконструкция самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные  компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной  проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, выяснили особенности изображения грозы  разных авторов, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты  работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений  анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные  результаты.      Социализация Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при  наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и  провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы  учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: Что  стало причиной нравственного разложения чиновников и  общества в  целом  в  произведениях русских  писателей. Работа с текстами. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.     Афиширование     – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах.  Ознакомление с результатами работы.     Рефлексия   – Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение  чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать  рефлексивное отношение  к собственным способам действий.                                Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.           На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:    Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания    – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы.          самостоятельно в совместном поиске»; Ненасильственное привлечение к процессу деятельности; Создание личностной мотивации; Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой,  самокоррекцией, самовоспитанием; Чередование индивидуальной и коллективной работы; Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;                        Вышеперечисленные ценности инновационной технологии, феномен которой в  подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с людьми, понимания главных условий, помогают в  разработке и внедрении новых оригинальных  мастерских.          Педмастерская  даёт возможность заглянуть внутрь  общества, свой внутренний  мир и задуматься  над  тем, что мы должны заронить в души юного поколения. Это  определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их  творческих способностей. Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ Методы: проблемно­поисковый, диалогический. Цели урока: ­ учить анализировать  тексты  произведений;   ­ способствовать формированию знаний учащихся о коррупции, её причинах,  основных направлениях борьбы с ней; ­ формировать антикоррупционное мировоззрение, ­ воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней. Наглядные материалы и оборудование: ­ плакаты по теме; ­ презентация по теме; ­ произведения Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и других писателей о коррупции  чиновников. Оформление:      Запись на доске.  Были б добрые в силе, а злые слабы –  Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!  Если б в мире законом была справедливость –  Не роптали бы мы на превратность судьбы.                                                                           Омар Хайям.    Презентация к уроку; Карточки с заданиями, дополнительный, справочный материал,  Средства обучения: мультимедийная система, ПК. ХОД  УРОКА              1. Организация начала урока – Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники  будут познавать себя и добывать новые знания.                      Сегодня мы вновь встретимся  с героями  знаменитых  произведений, в которых  ставится  проблема  коррупции.  Рассмотрим   причины  взяточничества  и  чинопочитания. 2. Индукция. Постановка задач урока. Осмысление темы. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока  «Нравственная  деградация  чиновников  как  следствие  коррупции..»   Нам  необходимо:  формировать знания  о коррупции, её причинах  и направлениях  борьбы с ней; ­ формировать антикоррупционное мировоззрение, ­ воспитывать чувство неприязни к коррупции, негативного отношения к ней. Вопрос: ­Какие произведения вы знаете, в которых раскрывается тема коррупции? А) А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».  ­  8   к л Б) Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».  ­  8   к л В)А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».  ­  9 ­10 кл Г) Н.В. Гоголь. Роман «Мёртвые души».  ­   9 ­10 кл Д) Г.Р. Державин. Оды.          Задание: В современном  обществе  все  чаще звучит слово  «коррупция». Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое коррупция. Напишите о них.  (Индивидуальная работа).             3. Самоконструкция                (Учащиеся называют:).  Объяснение слова «коррупция», исторические корни коррупции в  России.         Значение понятия «коррупция». Обучающиеся дают различные определения этого понятия. Коррупция– это … Чтобы выяснить правильное значение этого термина, мы обращаемся к словарям.                                 Работа со словарями: Группа № 1: толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков,  выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании  с мафиозными структурами. Группа № 2: советский энциклопедический словарь: Коррупция – это: А) Продажность чиновников. Б) Поборы. В) Преступление. Г) Взяточничество и подкуп.              4. Социоконструкция 1. Итак, Коррупция – преступление, заключающееся в прямом использовании  должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного  обогащения.        1. Выступление учащихся с сообщениями об исторических корнях  коррупции в России: ­ Мздоимство на Руси. ­ Борьба с коррупцией в эпоху Петра I. ­ Коррупция в наши дни. Выскажите своё мнение. Коррупция ­ это взяточничество, хищение, моральное разложение общества. Дискуссия на тему: «Коррупция в современном обществе». А) Причины коррупции: Экономические трудности. Несовершенство законодательства. Низкий уровень заработной платы. Б) Факторы коррупции: ­ корысть, стремление жить лучше; – экономическая целесообразность; – бездуховность членов общества. 2. Учитель: Почему в наши дни уделяют большое внимание борьбе с коррупцией? Рост коррумпированности чиновников. Моральное разложение общества. Примечание: Коррупция ­ это проблема; это боль общества, это моральное  разложение общества, поэтому надо её искоренить. 3. Проблемы коррупции в произведениях литературы русских писателей. Ваш долг есть: сохранять законы. На лица сильных не взирать. Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. (Г.Р. Державин). Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям». ­ Какова основная мысль произведения? ­ К кому обращается автор? ­ О чём просит Державин и «властителей», и «судей»?           5. Социализация     (Учащиеся  работают  с  текстами  произведений) 1) Слово учителя: – Давайте посмотрим, как показал Д.И. Фонвизин нравственную  деградацию помещиков в комедии «Недоросль» А)   Чтение  отрывка  из  комедии  «Недоросль».       (Действие 1, явление 1 ­ 3) ­ Какой предстаёт помещица Простакова перед читателями? ­ Какие идеалы помещицы вызывают осуждение? (материальное обогащение любыми способами). ­ Как была наказана помещица и за что? (Действие 5, явление 1). Б)  Чтение отрывка из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».       (Действие  2, явление  2; диалог Фамусова  и  Чацкого). ­ Как вы понимаете фразу Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»? ­ Что имеет в виду герой? ­ Каковы идеалы Фамусова?   ­ А  что  это, если  не  нравственная  деградация ? ­ Какой  характеристики  заслуживает  Скалозуб  ?   ­  Что сделало  его  таким ?  ( Анализ  монолога  Чацкого «А  судьи  кто?»   (  Обучающиеся  отвечают, цитируя  произведение.) Ученики делают  вывод:     Чиновники, которых обличает А.С. Грибоедов  устами  Чацкого, морально   разлагаются . Такие, как Максим  Максимыч, ставшие  для  скалозубов  и   фамусовых  идеалом, стали  законодателями  аморальных  правил  жизни   общества.  В)  Чтение отрывка и беседа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: (Действие 2, явление 9; городничий даёт взятку мнимому «ревизору») ­ О чём идёт речь в данной комедии? ­ Какие пороки общества высмеивает писатель? ­ Почему чиновники дают взятки «ревизору»? ­ Как  себя  ведёт  ревизор  и  почему? Ученики делают  вывод:     Да,  эта болезнь  заразительна. Теперь берет взятки  и  сам  Хлестаков.              Ему это нравится. Он  доволен  собой.  Учитель:  Что  стало причиной  морального  разложения  чиновников?    Ученики:  Продажность чиновников.   Поборы.   Преступления.           Взяточничество и  подкуп………. Одним словом, коррупция. Д)  Чтение отрывков и беседа по роману Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: ­ Какова главная тема романа? ­ Какие пороки человека и общества раскрывает писатель? ­ Почему Чичиков решается на подкуп и помещиков, и чиновников? ­ Какую роль сыграло воспитание героя, наказы его отца в том, что Чичиков стал взяточником и обманщиком? ­ Как выдумаете, почему чиновники города и губернские помещики откликаются на просьбы Чичикова, идут на должностные преступления: берут взятки, подписывают бумаги? Ученики делают  вывод:   Чиновники, которых обличает Н.В. Гоголь, морально  разлагаются вследствие  прямого использования  прав, связанных с  должностью каждого из них  в целях  личного обогащения. Е) Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» и работа с текстом: ­ Почему полицейский надзиратель Очумелов конфисковал крыжовник? (всё позволено, так как он должностное лицо). ­ Почему Очумелов то и дело меняет своё мнение, когда окружающие гадают – чья собака?  Ученики:  он лицемер, пресмыкается перед вышестоящим начальником. Итог  урока: ­ Почему русские писатели и поэты обращались к теме коррупции? ­ Почему в современном обществе так трудно искоренить это явление? ­ Какими способами необходимо бороться с коррупцией? Учитель:   Бюрократия   в   «государственном   аппарате»   неистребима.   Взяточничество, «своелюдие»,   мелкая   и   крупная   коррупция,   подлог   —   это   обязательные   составляющие любой   государственной'   «машины».   Когда   через   восемьдесят   лет   после   написания «Мертвых   душ»   и   «Ревизора»   первые   советские   руководители   создавали   первый социалистический чиновничий «аппарат», они, прежде всего, указывали на то, что этот аппарат   не   должен   быть   многочисленным.   Их   надежды   не   оправдались:   чиновников становилось все больше, а желанного порядка и ясности в делах все меньше. Несмотря на смену времен, и эпох, люди по своей сути не меняются и пороки чиновников: корысть, зависть, стремление к собственной выгоде, наушничество, зубоскальство — есть в них сейчас точно так же, как они были в чиновниках гоголевский эпохи. Именно с такими качествами в своей общей массе и предстает перед нами чиновничество в поэме «Мертвые души»   и   пьесе   «Ревизор».   Нужно   сказать,   что   изображение   чиновников   в   обоих произведениях   различно,   и   каждое   выполняет   свою   особую   задачу,   связанную   с замыслами обоих произведений. 5. Домашнее задание:   8 класс – перечитать сказку М.Е. Салтыкова­Щедрина «Дикий помещик».   9 класс – дочитать роман Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 10 класс – прочитать пьесу А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся».     6. Афиширование     Учащиеся  показывают результаты работы в группах.  Излагают свои представления о причинах разложения  общества;  Излагают свое отношение к коррупции и  мнение  о  том, как с  ней  бороться;         7. Рефлексия    ­ Каково  ваше  мнение  о  нашей  работе  на  уроке? ­ Какие чувства испытали вы, анализируя поступки героев литературных произведений? ­ Ваши мысли о проблеме, рассматриваемой  на  уроке… ­ А ваша  собственная  работа  дома  при  подготовке и  на  уроке  была  полезна  для  вас?   Подвожу  итоги:  озвучиваю  результаты  труда  уч­ся  и  выставляю  оценки.

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)

Урок: "Нравственная деградация чиновников как следствие коррупции" (по произведениям русской литературы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017