Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"
Оценка 4.7

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
17.04.2018
Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"
Публикация является частью публикации:
Самопознание. урок в 10 кл..doc
Урок обществознания.  10 класс                         Тип урока:  изучение нового материала.   Тема  «Самопознание» завершает  изучение  тематического блока   «Познание  как  деятельность»,  рассчитанного на 12 часов.   Цели и задачи урока: самооценка.  Знакомство учащихся  с понятиями:   самовосприятие, самопознание,   Активизация познавательной активности учащихся  через: ­  актуальность проблемы самопознания для старшеклассников;           ­   практическую направленность, использование  имеющихся знаний,             жизненного опыта учащихся;           ­  использование на уроке активных методов обучения.  Развитие навыков самоанализа у учащихся.                                                      Организационный момент      Вводная  беседа:  Тема нашего урока  ­  «Самопознание».   Давайте совместно определим  задачи  урока,  что мы будем  изучать, о чем мы будем говорить на уроке.  (Обсуждение) Перед каждым из вас лежит чистый лист бумаги. В ходе урока все записи вы  будете делать на этом листе, а в конце урока вы мне его сдадите. В начале урока мы проведем психологический тест   «Кто я?» Тест немного необычный, но очень простой.  Важно внимательно выслушать  вопрос, поставить на своем листке цифру, обозначающую номер вопроса и  напротив  свой ответ. Над вопросами долго не задумывайтесь, пишите первое, что приходит  вам в голову. Не переспрашивайте вопросы и не оборачивайтесь к соседям.  Отвечать нужно искренне и самостоятельно. Итак, первый вопрос:  «Кто ты?» Напоминаю, ответ может быть любым, лишь одно условие – писать о себе. Второй вопрос:  «Кто ты?» В течении  2 минут прошу вас отвечать на этот же вопрос, проставив лишь номер  вопроса и постараться отвечать искренне. Через  2 минуты  листы с ответами откладываем,  мы обязательно вернемся  к  ним в  конце урока.                         I.  Самовосприятие.    Формирование образа  «Я».          Вводная  беседа:    Как вы думаете, с какого возраста начинается  самопознание?  (Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя от внешнего  мира – у младенцев  3 – 8 месяцев от роду и продолжается   всю жизнь).  Как человек познает себя, узнает сам о себе?   (  ­ Человек может определить себя в сравнении с другими людьми,  подмечая в них те или иные свойства: ум, доброту, смелость, хвастовство  и др.  ­ он как бы примеряет эти качества на себя: есть они у него или нет;                   ­  информацию о себе ребенок получает от родителей, друзей;       ­  информацию о своей внешности  можно получить, глядя в зеркало).  Самосознание ­  выделение человеком себя из объективного мира,  осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности,  своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.    Понятие  «Я»  очень сложное. Каждый человек видит себя под разными            углами  зрения.                                Сколько  «Я»  в каждом  «Я»?                                                                                                             реальное                                                                                                                                                                                 динамическое              фантастическое идеальное    «Реальное  Я»  ­  то,  каким  представляет себя человек  на  самом деле  в       данный     момент.  «Динамическое  Я»  ­  каким человек хочет стать.  «Фантастическое  Я»  ­  каким он видит себя в мечтах, каким он хотел бы стать.  «Идеальное  Я» ­  каким человеку приятно было бы себя видеть. Познание себя, самоанализ  очень важны для человека. Ведь зная,  «что во мне»,   человек наиболее полно может охарактеризовать свое «реальное Я».  А  зная  «Я ­  реальное», человек стремится приблизиться  к  «Я ­ идеальному».                                                                                                                                                                     II.    Отношение  к  внешности.                                                                                           1.  Мини­тест.  Выберите  один из приведенных ниже рисунков.          рис. 1                     рис. 2                     рис. 3 Если вы выбрали 1­й рисунок, то вы воспринимаете себя таким, какой вы есть, и  изменять что­то в себе вам не хочется.  Если вы выбрали  2­й  рисунок, вы никогда не бываете довольны своей  внешностью, так как всегда найдете хотя бы один маленький изъян.  Третий  рисунок выберет тот человек, которому придирчивый осмотр  собственного отражения в зеркале придает уверенность в себе, ведь вы считаете,  что за собой надо ухаживать, чтобы выглядеть на все  «сто». 2. Какое у вас телосложение?    Немецкий ученый  Э. Кречмер выделяет три типа телосложения.    Астенический ­  худой, тонкий человек, кажущийся выше, чем он есть на самом  деле, с бедной соками и кровью кожей, с узкими плечами и с сухими  тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской  грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с острым реберным углом,  с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами.    Атлетический ­  сильно развитый скелет, мускулатура, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот, плотная высокая голова прямо держится на шее.      Пикнический ­  склонность к ожирению, средний рост, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, бочкообразная расширяющаяся книзу грудная клетка,  конечности в среднем скорее короткие, чем длинные, кожа мягкая и хорошо  облегает тело.  Человек сильный и коренастый.  3. «Глаза ­  окно души». Опишите свои глаза:  цвет  (голубой, серый, зеленый, карий, черный…)  форма  (круглые, овальные, щелевидные, треугольные…)  расположение  (горизонтальные, косонаружные, косовнутренние…)  особые приметы  (впалые, выпуклые, узкопосаженные,  широко  расположенные…)                                 Информация к размышлению      Японцы различают до  40 типов глаз, отождествляя их с глазами животных.   Поведение,  характерное для такого животного, приписывают обладателям соответствующего типа глаз. Большие, с живым блеском – глаза дракона (человек, пользующийся властью). Удлиненные глаза с загнутыми кверху венчиками ­  глаза феникса (утонченная натура). Большие глаза с многочисленными складками на веках ­  глаза льва (лидер). Узкие, вытянутые глаза с двойными­тройными веками – глаза слона  (спокойные  люди).  Круглые, с желтоватым блеском ­  глаза тигра.       Вопрос классу: ­  Как вы думаете,  дает ли зеркало отражение объективного образа  нашей  внешности?      Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ,  скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность.  Готовясь  рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу.  В  результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и  непринужденность. Мы бессознательно формируем  свой образ  Я.  Это начало  перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа  Я,   к  самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность. III. Самопознание.      Вопрос  классу:   ­  Назовите  качества и свойства личности,  которые  наиболее полно позволяют раскрыть  Я – образ.     1.  Мозговой штурм. Используется   технология  мозгового  штурма,  учащиеся перечисляют важные  свойства и качества личности, необходимые при самопознании, учитель записывает их на доске. На втором этапе из всех перечисленных свойств совместно  выбираются самые значимые.                           Человек, словно в зеркале мир, ­  многолик.                           Он ничтожен – и он же безмерно велик.                                            ( Омар Хайям.  Рубаи. – М., 1972. – с.30) 2. Самостоятельная работа учащихся с психологическими тестами Определение  типа темперамента Определение типа мышления                                                                          Темперамент (латинский язык – смесь, соразмерность) ­  врожденные способности  человека, определяющие характер его  психики, степень уравновешенности.    К какому типу темперамента вы относитесь?  Для этого оцените себя по приведенным высказываниям  от  0  до  10 баллов. 1. Перед каким ­ либо важным  для меня событием я начинаю нервничать. 2. Я  работаю неравномерно, рывками. 3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое. 4. Если нужно,  я могу спокойно ждать. 5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях. 6. С равными себе, я  несдержан и вспыльчив. 7. Мне не трудно сделать выбор. 8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой. Посчитайте вес каждого из присутствующих вам типов темпераментов по  формулам: М = 1 + 5 =                  Х = 2 + 6 = С = 3 + 7 = Ф = 4 + 8 = Соответствующие символы  ­ М, С, Х, Ф ­  запишите в порядке убывания веса.   Символы с одинаковыми значениями пишите один под другим.  Вы получите  так  называемую приоритетную формулу, например  МХСФ.  Ее владельца в первую  очередь характеризуют меланхолические черты, поэтому его условно можно  назвать меланхоликом.  Слабее выражены черты  холерика, сангвиника,  флегматика.    Холерик.        Это вспыльчивый, безудержный человек. «Шуток не понимает. Все   терпеть не может»(А.П. Чехов). Подвижен, инициативен,  самоуверен. Поэтому    его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечется   то его трудно остановить. Ожидания способны вывести его из себя.  Неудачи  ­  тоже, и он или лихорадочно действует,  или впадает в апатию. Для него вообще характерно подобное непостоянство.  То он чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя  холерик в новой обстановке, скоро ли освоится очень трудно. Быстро переходит Спокоен и невозмутим, его уверенность освоена на знаниях и  от радости к печали, от смеха к гневу. Стараясь как можно скорее получить  результат, начинает опережать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится. Движения быстрые, порывистые. В любую минуту готов сорваться с места и куда­ то мчаться.  Схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев  осознать. В критические моменты может работать долго и неудержимо. В это  время его способности к концентрации выше всяких похвал. Его угнетает  необходимость  сдерживать свои чувства и чрезмерную активность.    Флегматик.   расчете.  Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Ему не чужда  предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен после тщательного  взвешивания всех  «за» и  «против». Никакая неудача не способна вывести его из  себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности. Способен работать  равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать,  подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Уравновешен, его  трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Речь его спокойна, без эмоций.  К новой обстановке приспосабливается медленно.  Нередко долго колеблется, принимая решения. Диапазон характера флегматика  довольно велик. В зависимости от среды и воспитания, из него может вырасти  и  большой лентяй,  и целеустремленный  борец.    Сангвиник.  Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он  производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в  своих силах. Часто предлагает какие­то идеи и добивается их осуществления.   Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях  становится  более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувство юмора. Хорошо  умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая, с живыми интонациями и  мимикой. В детстве часто бывает вожаком среди сверстников, способным  организовать их на рискованные дела. Легко вступает в контакты и повзрослев: он  из тех, кого называют компанейским. Любит шутку, остроумен.  Его вкусы и  интересы непостоянны.  Если работа кажется неинтересной, то сангвинику сразу  же становится скучно.  Но зато он упорен, если увлечется делом.   Его конек ­  организаторская работа. Профессию старается выбирать такую, которая связана с  разнообразием условий, впечатлений, требует широкого диапазона способностей.  Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей  противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превращаются в  зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству  грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом  отношении людей.     Меланхолик.  Это слабый тип. Для него характерны нерешительность,  неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с  трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен,  обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у  него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких­либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Он не боец  и предпочитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. То, что сметет с пути  холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, как правило становится   препятствием для меланхолика. Он теряется, опускает руки, и в такие моменты  ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих. меланхолик отличный  работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные  инструкции, а его самого  поощряют и поддерживают. Меланхолики сильны в  литературе и искусстве, а также в профессиях, требующих большого внимания –  авиадиспетчер, переводчик­синхронист и др.  склонность к тревоге тоже имеет  положительную сторону:  меланхолик запаслив и предусмотрителен. Поэтому если вы собираетесь провести каникулы или отпуск  в походе, то пригласите  меланхолика: он поможет свести неприятные приключения к минимуму.                      Чтобы узнать,  кто вы ­  художник  или мыслитель,  ответьте на вопросы,  пользуясь 10 балльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов,  безоговорочному согласию ­  ­ 10 баллов. 1. У меня преобладает хорошее  настроение. 2. Я помню то, чему учился несколько лет назад. 3. Прослушав раз, другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. 4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. 5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. 6. Мне трудно дается алгебра. 7. Я легко запоминаю незнакомые мне лица. 8. В группе приятелей Я первым начинаю разговор. 9. Если обсуждают чьи – то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настроение. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам  1,2,5,8,9  (левое полушарие)  и   3,4,6,7,10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает  «правополушарный» (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу  мышления. Вы, в общем­то, оптимист и считаете, что большую часть своих  проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступите в контакт с людьми.  В работе и  житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию.  Испытываете  большее доверие к информации,  полученной из печати, чем к собственным  впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если  профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук,  конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом,  водителем, чертежником… 2.    П  больше  Л.  Это означает, что вы человек художественного склада.   Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает  полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и  при этом зачастую  не обманывается. Не очень общительный, но зато может  продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи  и т.д.).  Его ожидает успех в таких  областях деятельности, где требуются  способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач,  воспитатель. 3.   Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки  логического и художественного мышления, открывается широкое поле  деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть  последовательным в работе  и одновременно образно, цельно воспринимать  события,  быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в  экстремальной ситуации.  Управленец  и испытатель сложных технических  систем, лектор и  полководец – все эти профессии требуют гармоничного  взаимодействия противоположных типов мышления. А  что делать, если вы считаете, что недобрали нужных баллов?  Не отчаиваться, а  работать. Людей сумевших «сделать себя» множество.                                                                                                                                                             Физминутка.  Если долго сидеть на месте, кровоснабжение мозга ухудшается, вы устаете,  а ваше внимание ослабевает, может разболеться голова.    Выход один – расслабляющие упражнения, они улучшат кровоснабжение всех  органов, вы почувствуете прилив сил.  Наклонив голову вперед, прижмите подбородок к груди. Посидите так  10  секунд.  Потом медленно поверните голову вправо, а еще через  10 секунд ­  влево. Посмотрите прямо перед собой.  Через затылок дотянитесь до правого уха левой рукой и нагните ею голову  влево. Подержите 15 секунд и повторите упражнение правой рукой.  Соединив ладони за головой, максимально отведите назад локти.       Посидите  так 20 секунд.  Поставьте пальцы на плечи и покрутите локтями: 10 вращений вперед  и  назад.  Посеешь  поступок  ­  пожнешь  привычку,  посеешь  привычку  ­  пожнешь   характер,  посеешь  характер  ­ пожнешь   судьбу! Вопрос классу:  ­  Как вы понимаете это выражение?                                                                                              Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих  способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку.   Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу.                                                 Успех Формула самооценки   ____________                                              Притязание   Вопрос классу:   От чего зависит самооценка?   Как можно повысить   самооценку?  ­ Повысить самооценку можно, либо добившись чего­то (успех), либо снизив  требования к идеалу (притязание).  В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа  реального  Я  с образом того идеала, каким мы хотели бы быть.  На самооценку влияет  мнение других людей: родителей, друзей,  окружающих.  Самооценка зависит от отношения к собственным успехам и неудачам.   Самооценка может быть завышенной, нормальной, заниженной.         Самоисповедь – полный внутренний отчет перед самим собой о том, что  происходит с нами и в нас.  Она помогает оценить свои качества, утвердиться или  изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.   Работа  учащихся с тестом:  Проверьте свою самооценку При наличии свободного времени можно поработать с тестом:  Вспыльчивы ли вы                                ­ Отметьте на своих листочках,  что нового вы узнали о себе на уроке?  ­  Что  еще вы хотели бы узнать по данной теме?  ­ Оцените степень своей активности на уроке (высокая, средняя,  низкая).    Закрепление  изученного материала.  Работа с тестом  «Самопознание».                                                                                                          Самопознание 1.  Как  называется процесс, в котором  человек постигает сущность своего  «я»?         1)  самообразование                                        3)  самовыражение       2)  самопознание                                             4)  самолюбие  2.  Самопознание  направлено  на      1)  выявление  сущности  своего  «я»      2)  отражение объективной действительности      3)  формирование знаний об окружающем мире      4)  анализ поведения других людей  3.  Результатом  самопознания, в частности,  является:       1)  накопление знаний о человеке и природе      2)  познание ценностей общества      3)  изучение социальных норм      4)  представление   о  своих способностях 4.  Процесс  самопознания характеризуется накоплением знаний об особенностях:      1)  собственной внешности      2)  различных типов темперамента      3)  моральных и правовых норм      4)  взаимодействия человека и природы 5.  Верны ли следующие суждения  о  самопознании? А.  Изучение себя может  осуществляться в процессе общения, игры,  труда. Б.  Самопознание в отдельных ситуациях требует специальных усилий и  знаний.       1)  верно только  А                                             3)  верны оба суждения      2)  верно только  Б                                             4)  оба суждения неверны  6.  Верны ли следующие суждения ? А.  Для постижения своего «я» обязательно следует проводить  психологические эксперименты. Б.  Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать  свои состояния.     1)  верно только  А                                             3)  верны оба суждения     2)  верно только  Б                                             4)  оба суждения неверны  7.  Верны ли следующие суждения  о  самопознании? А.  Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими  людьми. Б.  Человек может определить, каков он, прислушиваясь к мнению других  людей о себе.     1)  верно только  А                                             3)  верны оба суждения     2)  верно только  Б                                             4)  оба суждения неверны Подведение итогов урока. Домашнее задание: § 13,  зад. 2, 3  ­ письменно.                                         Литература:  Боголюбов Л.Н.  Человек и общество. 10 кл.  Боголюбов Л.Н.  Методические рекомендации по курсу  «Человек и  общество»  ч. 1, 10 кл.  Жариков Е.,  Крушельницкий Е.  Для тебя и о тебе.  Мысль. Разум. Интеллект.  Практическое руководство по развитию  умственных способностей., ЗАО «Издательский Дом Ридерз  Дайджест». –  2003, стр. 188  Хайт Энди. Читай себя как книгу. Путеводитель по стране характеров. – М.:  ЗАО Центрполиграф, 2003. – с.284­285

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"

Урок обществознания. 10 класс "Самопознание"

Урок обществознания.  10 класс  "Самопознание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018