Урок обществознания в 6 классе "Человек и человечность"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл
02.06.2019
Конспект урока " Человек и человечность" разработан в соответствии с рабочей программой по обществознанию 6 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой. Тип урока: комбинированный урок.Цель урока подвести к пониманию ценности человеческой жизни и правильному выбору в жизни. На уроке продолжается работа с глоссарием: гуманность, милосердие, уважение, сострадание, доброта,человечность, человеколюбие, гуманисты. Использовала беседу, сообщения, обсуждения высказываний, работу со словарем и учебником. На уроке продолжалось воспитание ответственности за свои поступки.
Урок обществознания Человек и человечность.docx
Урок обществознания
Тема: «Человек и человечность»( 1 ур)
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни
Задачи урока:
Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания
Развивающая: продолжение работы с глоссарием
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет
добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак
Этапы урока:
Организационный момент
Учитель:
Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как
обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является
главным объектом изучения обществознания?
Ответ: Человек.
Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает
человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех
времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не
разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит
быть человеком, как стать человеком?
Экспрессопрос
Опрос: Ответьте «да» или «нет». ( Игра « крестики – нолики»)
1. Человек – это биосоциальное существо (да)
2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)
3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели,
которую указывает общество. (Нет)
5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих
людях (да)
6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека
( да)
7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение ( нет)
эмоции
8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? ( да)
9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)
Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ?
Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек
относится к тому, что его окружает? Ученики отвечают.
Учитель:
Получается, что человек поразному относится к окружающему его миру и
положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите
примеры.
Ученики приводят примеры.
Учитель:
Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?
Ответ: Жизненные обстоятельства.
На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром дело
отважного.
Изучение нового материала
Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные
бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая
воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и
Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в
результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым
продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно
располагает.
Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей
японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были
обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали
их дети. Лучевая болезнь ( лейкемия) – следствие облучения при ядерном
взрыве.
Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении
применении ядерного оружия.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Что вы почувствовали, услышав об этом?
Ответ: Страх.
Как вы оцениваете действия правительства США?
Ответы учеников.
Учитель:
Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.
Мозговой штурм:
ассоциации со словом Человечность
Запись на доске:
уважение к людям доброта милосердие гуманность
Сострадание человеколюбие
Работа со словарем ( задания даются по рядам)
СОСТРАДАНИЕ жалость, сочувствие, вызываемое чьимнибудь
несчастьем, горем.
ДОБРОТА отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
УВАЖЕНИЕ почтительное отношение, основанное на признание чьих нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ человеколюбие, уважение к людям, к человеческому
достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение
к людям.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ любовь к людям, гуманность.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь)
Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с
человечностью это стихи, высказывания, рисунки
Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала
символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены
памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.
«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.
Она хочет жить до весны,
Отпуская журавликов в небо,
Но сжигают тело костры,
Словно жар уходящего лета.
Ей всего ничего отродясь,
Но вы мудрость познаете взгляда,
Но боль убивает смеясь,
Не боясь пропитавшего яда.
Верит птицам бумажным в руках,
Что спасают нетронутой душу,
Светлый мир посещает во снах,
Близость смерти покой не нарушит…
Учитель: Для чего нужно быть человечным?
Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.
Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение
принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд
таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие
к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает
скромность, честность, искренность.
Гуманизм
от
латинского
человеческий,
человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность
человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление
своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных
институтов , а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой
нормой
людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность , человечное отношение к окружающим. В
общем смысле это система нравственных и социальных установок,
предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание
помощи,
страданий.
причинение
отношений
не
между Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного,
отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую
личность
ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим
человеком", считает Л.Шефер.
высшую
как
Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи
Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.
Вспомните и назовите фамилии гуманистов.
Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир,
Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти,
Рафаэль Санти.
Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.
Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для
которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.
Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек
следует в своей деятельности.
Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» ( стр.101)
Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом
рассказе.
Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных
формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа
« Легенда».
1.
2.
3.
4.
5.
Живи так, как тебе хочется.
Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.
Живи так, чтобы не навредить другим людям.
Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.
Живи так, как тебе нравится , лишь бы никто тебе не мешал.
Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в
котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.
Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в
исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей
жизни.
Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?
Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.
У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или
оказаться равнодушным. Что вас насторожило?
Ответы учащихся: А вдруг это обман?
Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться
нашим доверием и обмануть.
Оцените обман с точки зрения человечности. Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой
обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить
реальную помощь.
Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?
Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро
распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.
Вспомним, золотое правило нравственности.
Гуманным или негуманным может быть не только человек , но и общество.
Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые дети и
старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.
Рефлексия.
Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным
будет» С.Маршак
Ответ ученика.
Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном ( человечном)
отношении людей друг к другу.
( Эти высказывания ученики подготовили дома)
Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?
Кто помнит имя автора этой чудесной сказки?( Антуан де СентЭкзюпери)
В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Объясните.
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать
стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой
победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты
помогаешь строить мир».
Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует
себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он
хуже».
Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а
можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если
можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!
И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!
На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты,
выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и
передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!
Домашнее задание: находим примеры человечности ( история войны,
современное время), параграф 12.
Урок обществознания в 6 классе "Человек и человечность"
Урок обществознания в 6 классе "Человек и человечность"
Урок обществознания в 6 классе "Человек и человечность"
Урок обществознания в 6 классе "Человек и человечность"
Урок обществознания в 6 классе "Человек и человечность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.