Урок обществознания в 8 классе
«Производство – основа экономики».
(УМК Л.Н.Боголюбова)
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в
экономике, о том, что способствует повышению производительности труда.
Задачи:
1.Показать, что производство выполняет важнейшую роль в обществе – создание
экономических благ.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать
документы, делать выводы
3.Воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои
способности и возможности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, учебник
Основные понятия и термины: производство, товар, потребительная и меновая
стоимость, факторы производства, разделение труда, специализация, производительность,
услуги
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: определять роли производства в экономике; характеризовать особенности
услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства.
Получат возможность научиться: осуществлять поиск социальной информации;
адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию;
выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения
проблем
Ход урока. Этапы урока
Время Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный
этап
1 мин.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к занятию.
Приветствуют учителя.
Готовят рабочее место.
2.Актуализация
знаний.
3 мин.
Вопросы:
1). Как соотносятся затраты и прибыль?
2).Как различаются свободные и экономические блага?
3). Как решается вопрос: что и как производить?
Отвечают на вопросы
3. Постановка
учебной задачи
4 мин.
Слайд № 1.
Учитель сообщает тему и цели урока.
Тема нашего урока: «Производство – основа экономики».
Рассматривают слайд № 1.
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Быстрое включение в
деловой ритм
Коммуникативные:
слушают друг друга;
владеют монологической
и диалогической
формами речи
Вопрос: Предположите, о чём пойдёт речь на этом уроке?
Нам предстоит выяснить роль производства в экономике,
определить, что способствует повышению
производительности труда, а также познакомиться с
новыми терминами и понятиями.
План урока.
1.Главный источник экономических благ.
2.Товары и услуги
3.Факторы производства
4.Разделение труда и специализация
Формулируют учебную задачу.
Регулятивные:
принимают учебную
задачу.
Записывают тему и план урока в
тетрадь. 4.Усвоение новых
знаний
1). Главный источник
экономических благ.
22 мин.
Вопросы:
1). Что такое потребности?
2). Как человек может удовлетворить свои потребности?
Вопрос: Что такое производство?
Производство – это процесс создания экономических
благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей
людей.
Основной производственной ячейкой, где создаются
экономические блага, является предприятие. Большинство
предприятий в экономике группируется по отраслям.
Слайд № 2.
Отрасль экономики – совокупность предприятий и
организаций, производящих однородную продукцию или
услуги.
Вопрос: А какие отрасли экономики вы знаете?
Слайд № 3.
Отрасли экономики:
1.Производящие материальные блага (промышленность,
сельское хозяйство, строительств)
2. Производящие услуги (транспорт, образование,
медицина, наука)
Следят за рассказом учителя.
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы товарищей.
Отвечают на вопрос.
Проводят словарную работу с
новым термином.
Личностные:
понимают значение
знаний.
Регулятивные:
планируют решение
учебной задачи,
корректируют свою
деятельность.
Следят за рассказом учителя.
Читают текст на слайде.
Проводят словарную работу с
новым термином.
Познавательные:
владеют умением
смыслового восприятия
познавательного
рассказа.
Высказывают свои
предположения.
Следят за рассказом учителя.
Коммуникативные:
слушают и понимают
речь других. 2).Товары и услуги.
Вопрос: Что такое товар?
Слайд № 4. Свойства товара:
1.Потребительная стоимость
(полезность товара, его способность быть полезным,
нужным людям – т.е. товар как предмет
потребления)
2. Меновая стоимость
(способность товара обмениваться на другие товары
в количественном отношении)
Вопрос: Чем товар отличается от продукта труда?
Слайд № 5.
Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в
результате работы
Товар – это продукт труда, созданный для обмена
Слайд № 6.
Товар:
1.Средства производства
(здание, оборудование, станки, машины)
2.Предметы потребления
(продукты, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.)
Вопрос: Как отличить товар от услуги?
Слайд № 7.
В экономике: 1). производятся товары
2). оказываются услуги
Отвечают на вопрос.
Читают текст на слайде.
Словарная работа с новыми
терминами.
Познавательные:
владеют навыками
смыслового чтения.
Отвечают на вопрос.
Проводят словарную работу с
новыми терминами.
Коммуникативные:
владеют монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с нормами
русского языка.
Следят за рассказом учителя.
Воспринимают материал,
уточняют.
Отвечают на вопрос.
Воспринимают материал,
уточняют.
Слушают учителя.
Коммуникативные:
высказывают своё
мнение, прислушиваются
к мнению других,
допускают
существование Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное
влияние на уровень экономического развития страны и
благосостояние населения.
различных точек зрения,
приходят к общему
решению.
3) .Факторы
Производства
Слайд № 8.
Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательские способности.
Читают текст на слайде.
Проводят словарную работу с
новым термином.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Земля как фактор производства — это природные
ресурсы, используемые в производстве: собственно земля
(пахотные земли, место размещения производственных
зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода,
растительный и животный мир природы.
Труд — это так называемый «человеческий капитал»:
физические и умственные усилия, способности и умения,
здоровье и квалификация работников.
Капитал как фактор производства — это созданные
людьми средства производства: здания и сооружения»
машины и инструменты, оборудование.
Предпринимательские способности это совокупность
энергичной деятельности предпринимателей, их
организационнохозяйственного новаторства (поиск и
реализация новых идей, технологий) и готовности к риску
при организации своего дела.
Слайд № 8. Производительность – количество товаров
и услуг, произведённых на единицу израсходованных
производственных ресурсов
Следят за рассказом учителя.
Коммуникативные:
слушают и понимают
речь других.
Проводят словарную работу с
новым термином.
Учебник, стр. 120 ситуация
Выполняют задание.
Познавательные:
осуществляют поиск и
выделение необходимой 4).Разделение труда и
специализация.
Во второй половине XX века стал очевиден еще одни
источник богатства — информация. Информация
настолько важный в современном обществе ресурс, что, по
мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду
факторов производства.
Слайд № 9.
Разделение труда – разделение процесса производства
на ряд отдельных операций, выполняемых разными
работниками.
Специализация сосредоточение деятельности на
относительно узких направлениях, отдельных
технологических операциях или видах выпускаемой
продукции.
Проводят словарную работу с
новыми терминами.
Работа учащихся с документом «Фрагмент труда
А.Смита» (учебник, стр.121)
Выполняют задание
Вопрос: Почему разделение труда и специализация
способствуют повышению производительности труда?
Слушают учителя, отвечают на
вопрос.
Слайд № 10.
Подумайте:
1. Почему разделение труда способствуют повышению
производительности труда?
2. Почему специализация способствуют повышению
производительности труда?
Делаем вывод: специализация и разделение труда
позволяют сосредоточить производство в руках наиболее
Высказывают свои
предположения.
информации для
выполнения задания
Познавательные:
владеют навыками
смыслового чтения,
осуществляют поиск
нужной информации,
выдвигают гипотезы и
обосновывают их.
Коммуникативные:
высказывают своё
мнение, прислушиваются
к мнению других. эффективных работников.
5. Первичное
осмысление и
закрепление знаний
10 мин. Слайд № 11. Выберите правильный ответ.
Специализация приводит:
1. к росту цен на продукцию
2. к снижению производительности труда
3. к усилению экономической взаимозависимости
4. к равномерному распределению доходов
6. Рефлексия
4 мин.
Слайд № 12.
Задание.
1.Объясните экономический смысл строчек из басни
И.Н.Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а
сапоги тачать пирожник».
2.«Каждое новое поколение техники экономит всё больше
ресурсов».
Так ли это? Приведите примеры.
Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий
комментарий.
Слайд № 13. «Подводим итоги».
Учитель предлагает выполнить задание:
1). Выбрать ответ из предложенных:
Мне всё понятно!
Не всё понял, но хочу разобраться.
Было трудно. Ничего не понял.
2). Продолжить предложения:
На этом занятии я узнал….
Я задумался…
Выполняют задания слайдов №
11 – 12.
Познавательные:
строят логическую цепь
рассуждений.
Отвечают.
Слушают ответы
одноклассников.
Коммуникативные:
полно и точно выражают
свои мысли; слушают и
понимают речь других.
Записывают на листочке
ответы.
По окончании занятия, выходя
из класса, прикрепляют
листочки на доску.
Личностные:
оценивают собственную
учебную деятельность,
развивают способность к
самооценке 7. Информация о
домашнем задании.
1мин.
Учебник, § 15.
Вопросы и задания к параграфу.
Воспринимают задание.
Записывают в дневник.
Регулятивные:
принимают учебную
задачу для
самостоятельного
выполнения.
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Урок обществознания в 8 классе «Производство – основа экономики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.