Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Оценка 4.6

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
31.01.2017
Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Тип урока: изучение нового материала Цели урока: • обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей; • развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; • воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности
Урок обществознания 9кл. Правовые основы брака и семьи..doc
Урок по обществознанию в 9 классе «Правовые основы брака и семьи» Учитель МОБУ СОШ с. Верхний Изяк С.Ф. Рюмин Тип урока: изучение нового материала Цели урока:    – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, обучающая познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей; развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности План урока: 1. Вводная часть 2. Потребность человека в семье 3. Порядок и условия заключения брака 4. Личные и имущественные права и обязанности супругов 5. Права и обязанности родителей и детей 6. Закрепление 7. Домашнее задание Оборудование: диск с материалами к уроку, копии статей СК РФ, текст «брак и его нравственные основы» Г. Гегеля Ход урока (Смотрим слайд № 1 и записываем тему урока) Вводная часть. Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц о семье: «муж да жена – одна душа», «муж и жена из одного кремня искры», «муж да жена – одно дело, одно тело, один дух» и т.д. Большое количество данных свидетельствует о том, что люди, испытывающие к кому – либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. В человеке заложена потребность любить, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишен этой прекрасной возможности и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи?» Этот человек ответил нам так: «А зачем мне семья? Дети? Я вношу свой вклад. А семья – экономически не выгодна. Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата у него небольшая. У девушки – тоже. Но им хватает. Поженились – обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин в особенности. Нет, мужчине семья экономически невыгодна. Да и с социально – бытовой точки зрения, семья невыгодна. Конечно, приятно я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама с этим справляется, плюс подружки рядом – помогут. Нет, семья мужчине не выгодна» Чтобы вы ответили этому человеку? За чем человеку нужна семья? Согласны ли вы с мнением, что жена нужна только для того, чтобы носки штопать и борщ варить? Потребность человека в семье А что такое семья? Что объединяет членов семьи? Что дает семья человеку? Что дает семья государству? (переход к слайду №2 и учащиеся записывают в тетрадь определение «семья», схему заполняют, а за тем ее проверяем) Государство защищает семью с помощью закона. И этот закон – Семейный кодекс. СК РФ был принят 29 декабря1995 г., в 1996г. вступил в силу, а затем в него были внесены изменения в 15 декабря 1997г., 27 июня 1998г., 2 января 2000г. В СК РФ сформулированы основные принципы семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения. (переход к слайду №3) Как вы думаете, почему в столь деликатную тему как семья вмешивается государство? И, вообще, что, значит, быть под защитой государства? Порядок и условия заключения брака Что, по вашему мнению, составляет главную опору семейной жизни? У вас на столах лежат листочки с текстом немецкого философа Гегеля. Прочитайте и ответьте на вопросы. «Брак и его нравственные основы. Связь двух лиц различного пола, называется браком,- это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а, прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо… Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей – повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо. Брак мы должны, поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно» Г.Гегель. Философия права // Цит. по: Семья: книга для чтения. В 2 кн.- Кн.2- М., 1991.- С.149. Вопросы и задания 1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака? 2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание 3. Возможен ли, по мнению Г.Гегеля, брак вне моральных отношений? Согласны ли вы с 4. Что такое «брак как правовая нравственная любовь?» Что в браке связано с неразрывной связи членов семьи. ним? нравственными основами, а что с правовыми? Семья начинается с брака. А каковы его признаки и условия действительности. (переход к слайду №4) Решение правовых задач. 1. Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте: Возможно, не все знают, но традиция надевать кольцо во время свадьбы супругу на палец идет из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишен свободы и стал собственностью господина. Обряд – то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И, наконец, торжественное: «Именем Российской Федерации объявляю вас мужем и женой!» Свершилось! Он надевает ей кольцо…и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему … и делает его собственностью своей. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!.. (Ошибки: 1) вступление в брак – добровольный союз, направленный на создание семьи, а не насильственное лишение свободы; 2) официальная регистрация в органах ЗАГСа союза между мужчиной и женщиной порождает не только супружеские обязанности, но и права, поэтому не является актом лишения свободы; 3) суть свободы – не только права, но и взаимная ответственность супругов; 4) свадьба – это обряд, а не акт регистрации брака.) Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста. У вас на столах лежат листочки со статьями СК РФ, прочитайте их и ответьте на следующие вопросы: 1. Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет? 2. Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте. Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами моложе 18 лет. Так, например, Владимирская область – с 14 лет, Московская область – с 16 лет. Давайте посмотрим, каковы условия счастливого брака. (Переход к слайду №5) А теперь попробуем решить следующие задачи: 1. Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его добровольности? (Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью) 2. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? (Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке) Почему? Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети. Личные и имущественные права и обязанности супругов После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу права и обязанности. Они разделяются на личные имущественные и неимущественные. Вы получили задание: проанализировать текст СК РФ и подготовить сообщение о правах и обязанностях супругов. (Проектная деятельность. Учащиеся были разбиты на группы и каждая группа получила задание.) Задание для группы 1. 1. Внимательно прочитайте а) текст учебника §48 б) ст.31 и 32 СК РФ. 2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов. 3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.) Задание для группы 2. 1. Внимательно прочитайте а) текст учебника §48 б) ст.33 -35 СК РФ. совместного имущества. 2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении 1. 1. Задание для группы 4. Внимательно прочитайте а) текст учебника §48 б) ст.40 - 42 СК РФ. личного имущества. 3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.) Задание для группы 3. Внимательно прочитайте а) текст учебника §48 б) ст.36 -37 СК РФ. личного имущества. 2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении 3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.) 2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении 3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.) 1. Какие права и обязанности считаются личными? 2. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества? 3. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества? 4. Что такое брачный договор или контракт и каковы права и обязанности супругов в 5. Как вы думаете, почему в российской действительности появился брачный контракт? отношении своего имущества по договору? Почему его раньше не было, хотя во многих странах он существовал? (переход к слайду №6) Заполните схему «Личные права и обязанности супругов» Ну, а теперь давайте опять порешаем правовые задачи. Объясните, 1. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев «Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. (старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.) купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт? (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.) 2. Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, почему. Права и обязанности родителей и детей Семейное право регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и детьми. Давайте посмотрим, какие права есть у родителей и детей. (переход к слайду №7) Почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав? Закрепление Более подробно о правах ребенка мы поговорим на следующих уроках, а сейчас попробуем ответить на следующие вопросы (переход к слайдам № 8 -9) Домашнее задание (переход к слайду № 10) Литература для учителя Сетевое объединение методистов. 1. Ресурсы Интернет htt://som.fio.ru/subject. Обществознание. Презентации А. Чернова. Правовые основы брака и семьи. 2. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя 8 - 9 класс. М. «Русское слово» 2000г. 3. Задания и тесты по обществознанию 9 класс. М. «Школьная Пресса» 2001г.

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"

Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017