Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
31.01.2017
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
• обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке,
познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;
• развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
• воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности
Урок обществознания 9кл. Правовые основы брака и семьи..doc
Урок по обществознанию в 9 классе
«Правовые основы брака и семьи»
Учитель МОБУ СОШ с. Верхний Изяк
С.Ф. Рюмин
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
– раскрыть вопрос о роли нравственности в браке,
обучающая
познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть
некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи,
сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и
детей;
развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение
анализировать текст законов;
воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства
гражданской ответственности
План урока:
1. Вводная часть
2. Потребность человека в семье
3. Порядок и условия заключения брака
4. Личные и имущественные права и обязанности супругов
5. Права и обязанности родителей и детей
6. Закрепление
7. Домашнее задание
Оборудование: диск с материалами к уроку, копии статей СК РФ, текст «брак и его
нравственные основы» Г. Гегеля
Ход урока
(Смотрим слайд № 1 и записываем тему урока)
Вводная часть.
Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует
огромное количество пословиц о семье: «муж да жена – одна душа», «муж и жена из одного
кремня искры», «муж да жена – одно дело, одно тело, один дух» и т.д.
Большое количество данных свидетельствует о том, что люди, испытывающие к кому – либо
привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. В человеке заложена
потребность любить, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и
жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишен этой
прекрасной возможности и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи?» Этот человек ответил
нам так: «А зачем мне семья? Дети? Я вношу свой вклад. А семья – экономически не выгодна.
Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата у него небольшая. У девушки – тоже. Но им хватает.
Поженились – обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин в особенности.
Нет, мужчине семья экономически невыгодна. Да и с социально – бытовой точки зрения, семья
невыгодна. Конечно, приятно я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и
мама с этим справляется, плюс подружки рядом – помогут. Нет, семья мужчине не выгодна»
Чтобы вы ответили этому человеку?
За чем человеку нужна семья?
Согласны ли вы с мнением, что жена нужна только для того, чтобы носки штопать и борщ
варить? Потребность человека в семье
А что такое семья?
Что объединяет членов семьи?
Что дает семья человеку?
Что дает семья государству?
(переход к слайду №2 и учащиеся записывают в тетрадь определение «семья», схему
заполняют, а за тем ее проверяем)
Государство защищает семью с помощью закона. И этот закон – Семейный кодекс. СК РФ был
принят 29 декабря1995 г., в 1996г. вступил в силу, а затем в него были внесены изменения в 15
декабря 1997г., 27 июня 1998г., 2 января 2000г.
В СК РФ сформулированы основные принципы семейного законодательства, на которых
строится семья и семейные отношения.
(переход к слайду №3)
Как вы думаете, почему в столь деликатную тему как семья вмешивается государство? И,
вообще, что, значит, быть под защитой государства?
Порядок и условия заключения брака
Что, по вашему мнению, составляет главную опору семейной жизни?
У вас на столах лежат листочки с текстом немецкого философа Гегеля. Прочитайте и ответьте
на вопросы.
«Брак и его нравственные основы. Связь двух лиц различного пола, называется браком,- это не
просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а, прежде всего
моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов
в одно лицо…
Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей –
повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг
братьев и сестер вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени
справедливо.
Брак мы должны, поэтому ближе определить следующим образом:
он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все,
что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно»
Г.Гегель. Философия права // Цит. по: Семья: книга для чтения. В 2 кн.- Кн.2- М., 1991.- С.149.
Вопросы и задания
1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака?
2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание
3. Возможен ли, по мнению Г.Гегеля, брак вне моральных отношений? Согласны ли вы с
4. Что такое «брак как правовая нравственная любовь?» Что в браке связано с
неразрывной связи членов семьи.
ним?
нравственными основами, а что с правовыми?
Семья начинается с брака. А каковы его признаки и условия действительности.
(переход к слайду №4)
Решение правовых задач.
1. Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте:
Возможно, не все знают, но традиция надевать кольцо во время свадьбы супругу на палец идет
из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишен свободы и стал
собственностью господина.
Обряд – то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по
пушистому ковру входят во Дворец. И, наконец, торжественное: «Именем Российской
Федерации объявляю вас мужем и женой!» Свершилось!
Он надевает ей кольцо…и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему … и делает
его собственностью своей. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного
лишения свободы, называется свадьбой!..
(Ошибки: 1) вступление в брак – добровольный союз, направленный на создание семьи, а не
насильственное лишение свободы; 2) официальная регистрация в органах ЗАГСа союза между мужчиной и женщиной порождает не только супружеские обязанности, но и права, поэтому не
является актом лишения свободы; 3) суть свободы – не только права, но и взаимная
ответственность супругов; 4) свадьба – это обряд, а не акт регистрации брака.)
Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста. У
вас на столах лежат листочки со статьями СК РФ, прочитайте их и ответьте на следующие
вопросы:
1. Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?
2. Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность
невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.
Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами
моложе 18 лет. Так, например, Владимирская область – с 14 лет, Московская область – с 16 лет.
Давайте посмотрим, каковы условия счастливого брака. (Переход к слайду №5)
А теперь попробуем решить следующие задачи:
1. Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем,
которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак.
Можно ли считать такой брак недействительным из – за нарушения принципа его
добровольности?
(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть
признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация
по фиктивному основанию без намерения создать семью)
2. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца,
Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или
второй?
(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо
уже состоит в браке)
Почему?
Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака
осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет
несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том
случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к
лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не
согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть
несовершеннолетние дети.
Личные и имущественные права и обязанности супругов
После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу права и
обязанности. Они разделяются на личные имущественные и неимущественные.
Вы получили задание: проанализировать текст СК РФ и подготовить сообщение о правах и
обязанностях супругов. (Проектная деятельность. Учащиеся были разбиты на группы и каждая
группа получила задание.)
Задание для группы 1.
1. Внимательно прочитайте
а) текст учебника §48
б) ст.31 и 32 СК РФ.
2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.
3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)
Задание для группы 2.
1. Внимательно прочитайте
а) текст учебника §48
б) ст.33 -35 СК РФ.
совместного имущества.
2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении 1.
1.
Задание для группы 4.
Внимательно прочитайте
а) текст учебника §48
б) ст.40 - 42 СК РФ.
личного имущества.
3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)
Задание для группы 3.
Внимательно прочитайте
а) текст учебника §48
б) ст.36 -37 СК РФ.
личного имущества.
2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении
3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)
2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении
3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)
1. Какие права и обязанности считаются личными?
2. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?
3. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?
4. Что такое брачный договор или контракт и каковы права и обязанности супругов в
5. Как вы думаете, почему в российской действительности появился брачный контракт?
отношении своего имущества по договору?
Почему его раньше не было, хотя во многих странах он существовал?
(переход к слайду №6) Заполните схему «Личные права и обязанности супругов»
Ну, а теперь давайте опять порешаем правовые задачи.
Объясните,
1. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество
(невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев «Сказки о рыбаке и рыбке
А.С.Пушкина.
(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе –
разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как
женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в
деньгах.)
купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через
2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое
имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить
конфликт?
(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)
2. Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество,
почему.
Права и обязанности родителей и детей
Семейное право регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и
детьми. Давайте посмотрим, какие права есть у родителей и детей. (переход к слайду №7)
Почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?
Закрепление
Более подробно о правах ребенка мы поговорим на следующих уроках, а сейчас попробуем
ответить на следующие вопросы
(переход к слайдам № 8 -9) Домашнее задание (переход к слайду № 10)
Литература для учителя
Сетевое объединение методистов.
1. Ресурсы Интернет htt://som.fio.ru/subject.
Обществознание. Презентации А. Чернова. Правовые основы брака и семьи.
2. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя 8 - 9 класс. М. «Русское слово» 2000г.
3. Задания и тесты по обществознанию 9 класс. М. «Школьная Пресса» 2001г.
Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Урок обществознания в 9 классе на тему "Правовые основы брака и семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.