Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
31.07.2018
Разработка урока по обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина" позволит учащимся расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, познакомиться с основным законом нашего государства, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
открытый урок.doc
Урок обществознания в 9 классе.
Тема Права и свободы человека и гражданина
Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и
гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых
документов
Задачи:
Обучающие: ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ,
Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;
сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о
которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их
реализации и защиты в жизни.
Развивающие: продолжить формирование интереса к нравственно
правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления;
развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и
принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки,
уважение к закону
Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции,
Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.
Содержательная часть:
1) Этапы урока.
I. Организационный этап.
1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка
внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности
учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
1. Работа по карточкам (3 ученика).
2. Фронтальный опрос:
― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической
силы? Докажите (текст К РФ).
― Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10,
15, 17, 18?
― В чём заключается высшая ценность для государства? ― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
― Всегда ли люди были равны?
― Что такое дискриминация?
Миниитог.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению
нового материала
1. Вызов.
― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское
пособие?
― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно
равно?
― А где не получают?
― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а
другие нет?
― А можно ли это назвать законным?
2. Постановка цели и задач урока.
― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может
вам помочь в решении данной проблемы?
― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?
― Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и
положите их на край парты.
IV. Этап усвоения новых знаний.
1. Работа в тетрадях.
― Запишите тему и план урока.
2. Работа с учебником.
― Прочитайте 13 абзацы учебника на с.121 и выделите на полях
карандашом основные аспекты понятия права человека.
― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.
3. Работа в теради
Запись аспектов:
Право это…
1. законодательно закреплённые нормы;
2. выражают меру свободы;
3. закреплены в международноправовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)
4. Беседа
― Скажите своими словами, что же такое право?
― Как принято называть совокупность правовых норм?
― Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом
каталоге?
5. Разбор ситуации.
1. Самостоятельное прочтение.
2. Чтение вслух.
3. Беседа:
― Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко
музыку? Почему?
― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека.
Значит по вашему свобода имеет границы?
― И чем же определяются данные границы?
6. Лекция со стопами.
― Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические
документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные
вехи истории, связанные с темой лекции.
Записи в тетрадях:
1. Древняя Греция
2. Древний Рим
3. Англия 1215г. – Великая хартия вольности.
4. Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.
5. Англия 1689г. – Билль о правах
6. США 1776г. – Декларация независимости.
7. США 1787г. – Конституция США.
8. Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.
9. ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)
10.12.1948г. – Всеобщая декларация прав человека.
7. Работа с документом (Декларация)
― Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и
дайте краткую характеристику ей.
― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие?
Являются основой чего?
― Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в
Декларации?
― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует
выплату детских пособий.
― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности
гражданина перед обществом.
― Сделайте вывод.
8. Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)
― Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе
Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.
― Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?
― Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.
― Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?
― Что говорится об ответственности гражданина?
― Какая обязанность гражданина называется святой?
― Сделайте вывод.
9. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.
― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не
справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы
считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно
делать?
― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав?
(45)
― Как можно защитить свои права? (46510
― Какие органы и лица защищают ваши права?
10.Работа в тетрадях.
Запишите их в тетрадях:
Президент РФ – главный гарант.
Правительство РФ.
Уполномоченный по правам человека.
Судебная система.
11.Работа с документом. 1. Вступительная беседа:
― Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?
― Как и почему?
2. Запись в тетрадь:
1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),
1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридическиобязующий документ 193
страны)
Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности
государствучастников.
3. Работа с документом.
― Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату
детских пособий.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?
― Что является основой этих документов?
― Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу,
справедливость и мир на земле?
― Может ли человек защищать свои права? Как?
― Имеет ли свобода границы? Какие?
― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?
VI. Этап закрепления нового материала.
1. Работа в группах.
Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На
выполнение отводится 10 минут.
Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри
Поттеру. Имеет ли опекун такое право?
Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?
Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой,
изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды,
получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:
Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! возмутился
учитель.
У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего
преподавателя ученики двойки не получают!
Разрешите ситуацию.
Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают
ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят
диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания,
требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке:
«Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще... мы дети,
имеем право на свободу мирных собраний!»
Разрешите ситуацию.
2. Обсуждение ситуаций.
3. Взаимооценка работы в группе по критериям.
4. Выполнение теста.
5. Самопроверка.
6. Оценивание по критериям.
VII. Этап обобщения и систематизации
― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать
тем, кто не получает детские пособия?
― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?
― Как выяснить – кто виноват?
― Что делать дальше?
― Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?
― Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.
― Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а
вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за
консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на
карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько
практических советов (зачитать).
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению.
― Запишите д/з: §§ 1415 – проработать текст, ответить на вопросы 15, 79,
выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (78 предложений).
IХ. Подведение итогов урока.
― Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?
― Кто и что дописывал в течении урока?
Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация
выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных
изменениях на последующих уроках.
Х. Этап рефлексии.
Закончите предложения (можно не все):
1.
2.
3.
4.
5.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10.у меня получилось …
11.я смог…
12.я попробую…
13.меня удивило…
14.урок дал мне для жизни…
15.мне захотелось…
Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.
― Спасибо за урок, до свидания.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Урок обществознания в 9 классе. Тема Права и свободы человека и гражданина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.