Урок окружающего мира 1 класс
Тема: Растительноядные и хищные животные.
Цель урока: формирование знаний учащихся о группах животных по способу питания.
Задачи урока:
1. Определить понятия хищное и растительноядное животное. Выйти на понятие всеядные животные. Учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к миру животных.
4. Формировать учебные действия: действия самооценки и взаимооценки.
УУД
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу.
Регулятивные: проговаривать последовательность выполняемых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты производимых действий.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение объектов по заданным основаниям.
Ход урока
1. Организация класса.
Сегодня мне хотелось начать урок с приветствия. Я прошу вас поздороваться друг с другом глазами.
- Ребята, кто хочет, может высказать пожелание для одноклассников на этот урок.
Сегодня на уроке вы сможете опираться на помощь своего одноклассника, потому что работать вам предстоит в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Ученики 1 класса решили организовать в школе живой уголок. Учительница объяснила ребятам, что удобнее содержать в нём животных, которые питаются растительной пищей, чем хищников.
Вам сегодня и предстоит отобрать животных для живого уголка. А для этого вы, ребята, должны выполнить следующее задание.
1.Прочитайте загадку. Узнайте животное. Определите способы питания животного. Данные занесите в таблицу.
Название животного |
Чем питается? |
Можно ли поместить в живой уголок? |
|
|
|
Загадки:
1. Скачет зверушка
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
2. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
3.Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
4. Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко
5. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Справка Животных, которые питаются растениями, учёные назвали растительноядными. Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками |
Задание 2. Укажите, сколько клеток понадобится для создания живого уголка.
( обсуждение, проверка выполнения работы с помощью слайдов)
3.Определение темы урока.
- Для того чтобы определить можем ли мы поместить животное в живой уголок, что вы должны были учитывать?
- Всем ли группам удалось выполнить задание?
-Ребята, а вы можете помочь сформулировать тему нашего урока.
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
4. Открытие нового знания.
Создание кластеров.
- Ребята, давайте попробуем наши знания о способах питания животных отразить на кластере (схеме).
-На какие группы по способу питания мы можем разделить животных?
- Есть ли необходимые вам карточки на рабочем столе?
Растительноядные хищные
- Чем же они могут питаться?
Дополнение кластеров (выберите подходящие для вас карточки и разместите их на доске)
- Как вы думаете, на юг улетают хищные или растительноядные птицы? Почему? (выслушивание ответов ребят)
Вы, ребята, молодцы. Очень хорошо потрудились. А теперь мы немножко отдохнём.
Физминутка. Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
- А теперь я проверю ваше внимание: сколько зверят участвовало в зарядке?
Создание проблемной ситуации
-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных?
А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но животные в нём грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют. Ветеринар сказал о том, что все животные здоровы.
- Но что, же с ними происходит? (предположения детей)
Действительно, одной из причин могла быть та, что животные просто голодные.
-Как можно было определить, чем питаются эти животные? (По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.)
Давайте исправим ошибки. (Игра: покорми животное)
-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?
-Поэтому проблемой исследования, сегодня на уроке предлагаю взять:
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,
чем питается животное?
Работа в группах.
- Распределите животных в две группы. Какие это будут группы? (Растительноядные и хищные)
- Обратите внимание на внешность животных.
- Проверим, как вы справились с заданием. (Дети называют животных, доказывают свое мнение, остальные сигналами подтверждают или опровергают ответ)
Каждая группа получает изображения животных с заданием:
Задание: определите, хищник это или растительноядное животное. Внимательно рассмотрите их внешность, определите особенности.
1 гр., 2 гр. – толстолобик, карп, акула, щука
3 гр., 4 гр. – беркут, филин, воробей, синичка
5 гр., 6 гр. – волк, лев, бегемот, олень
(Для справок: рисунки зубов, клювов, лап, копыт)
Вывод. У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.
У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение.
-У хищников есть разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру. (слайды) Длинные липкие языки муравьедов и лягушек, мощные удерживающие щупальца осьминогов, загнутые ядовитые зубы змей, душащие объятия удавов, липкая паутина пауков, светящиеся приспособления глубоководных рыб, точный прицел водяной струи некоторых рыб и, конечно, режущие и рвущие мясо зубы, когти и клюв.
- А какими качествами должны обладать растительноядные животные, чтобы спастись от хищников?
Но природе нужны и те и другие. И задача человека охранять и защищать природу
Итак, давайте подведем итог.
-Какую проблему мы перед собой поставили сегодня на уроке?
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать, чем питается животное?
(ответы детей)
Ну а теперь мы поиграем в игру «Соберём друзей в круг».
Ребята, перед вами лежат картинки с изображением животных. По моей команде вы берёте картинку и должны занять место в своей группе. Не забывайте, что в одну группу попадают друзья.
- А по какому признаку мы соберём друзей?
Картинки: снегирь, карп, гусеница, бабочка, корова. цапля, сова, щука, акула, стрекоза, лиса, медведь.
- А куда вы отнесете медведя? (выслушивание ответов)
По внешним признакам и по поведению – это хищник. (Питается мясом и рыбой). А по названию, вслушайтесь в это слово «медведь» - «мед» «ведает».
Любит полакомиться медком, ягодами, корешками, орехами, злаками. Значит он и растительноядный. Медведь ест все. А значит он… всеядный.
-Давайте обратимся к нашему кластеру (схеме).
- Всё ли у нас на этой схеме правильно?
- Кто хочет внести изменения?
6. Итог урока.
-Назовите одним словом (слайд)
Рефлексия
Упражнение «Итоговый круг» (у детей на партах смайлики)
(На листе ватмана нарисован круг. Разделённый на 4 части. Части пронумерованы. Каждый ребёнок прикрепляет смайлик в ту часть круга, с каким утверждением он согласен)
-Ребята, сейчас я прочитаю вам высказывания. Послушайте их внимательно.
- Подумайте и определите, с каким из них вы сегодня согласитесь.
Просигналите смайликами, если с этим утверждением будете согласны. И прикрепите свой смайлик в нужной части круга
Утверждения
1.Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться.
- Что на уроке показалось самым интересным?
-А что показалось трудным?
7. Домашнее задание.
-Выяснить каких животных можно ещё назвать всеядными.
-Рассказать о своём домашнем питомце.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.