ТЕМА: Ордынское нашествие. 3 класс УМК Л.Д Занкова
Цель урока:
- познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать интерес к истории нашей страны, чувство патриотизма, чувство любви и гордости за родное Отечество.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы), анализировать (выделять главное), определять понятия, обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию.
4. Коммуникативные УУД Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
5.Предметные результаты
Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных событий на ленте времени.
Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый).
Проводить сравнения по рисункам учебника.Пересказывать изученные события по плану
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент
|
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть. СЛАЙД 1 |
|
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологический настрой
|
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. |
Проверка готовности к уроку |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Мотивация к учебной деятельности.
|
-Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени) Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась? СЛАЙД 2 -А о каком временном периоде идёт речь? О каких веках мы говорили? Работа с лентой времени. -Какие события, личности вам запомнились?
-Я продолжу урок словами: Неизмерено, непросчитано, Сколько лиха народом испытано! -Почему я такими словами продолжаю урок? (на смену расcвета Древнего государства пришли тяжелые времена его ослабления) -Что же произошло с Киевской Русью в Х11 веке? -Назовите причины ослабления Руси? (раздробленность и междуусобные войны князей) |
Работа с лентой времени.
|
Личностные: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Предметные УУД умение принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: формирование учебной задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Введение в тему урока.
|
-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в. (показ на ленте) На что была похожа Киевская Русь в 12 веке, если посмотреть на карту того времени? (на лоскутное одеяло, лоскутное - состоящее из отдельны лоскутков, кусочков) СЛАЙД 3 Вывод: Князья постоянно воевали друг с другом, боролись между собой за более богатое княжество, за престол великого князя Киевского. А теперь сделайте предположение, что могло произойти дальше после разделения государства на отдельные княжества? ПРОБЛЕМА Могли ли воспользоваться враждебные народы ослаблением Руси? - Кто уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (нападение, вторжение, нашествие- вторжение неприятеля в страну. – Как вы понимаете слово «нашествие»? - Какое древнее государство напало на Киевскую Русь? (обратимся к карте). СЛАЙД 4 - Далеко на востоке, в центральной Азии жили монголо-татары. Не было у них ни городов, ни поселков. Они передвигались с места на место со всем своим имуществом: женщины и дети – в кибитках, а мужчины – на лошадях. Они были прекрасными наездниками. Занимались скотоводством. Но племя это было исключительно враждебным. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Правитель , его звали Хан Чингизхан объединил все кочевые племена. Завоевал Сибирь, Кавказ. Образовал Государство монголо - татаров называлось Орда. Орда - у тюркских кочевых народов в средние века: ставка хана, становище кочевников. Правил тогда в Орде хан Чингизхан Они и напали на Русь. Поэтому нашествие и назвали Ордынским. -Так как же звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Ордынское нашествие) СЛАЙД 5 -Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок? - Попробуйте продолжить мои вопросы и определить их. - Я забегу вперёд и скажу, что ордынское нашествие закончилось победой монголо-татаров. - Предположите ПОЧЕМУ?(Раздробленность, междоусобные войны) - Может быть они были лучше вооружены? (Просмотр слайдов оружия русских) СЛАЙД 6 -Маленькие необыкновенно выносливые лошадки легко покрывали большие расстояния. Сами монголы отличались неприхотливостью и большим терпением, могли не есть по два, три дня, легко переносили жару и холод. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Дети с 3–4 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. У монгольских всадников было по два-три лука, колчан со стрелами, копьё с крюком – стаскивать с коней неприятельских воинов, лёгкий щит, у богатых была сабля. Одеты были в лёгкие кольчуги, чаще сделанные их кожи. Для осады крепостей использовались тараны, орудия для метания камней, зажигательные снаряды – сосуды с нефтью и смолой. В арсенале русского воина были меч, лук и стрелы. Кольчуга, щит и шлем были его защитой. СЛАЙД 7 Сделайте вывод: - Что можете сказать о вооружении воинов? (монголы были лучше вооружены) Давайте поработаем в группах и оденем воина Золотой Орды и русского воина. Работа в группе. ПРОВЕРКА Вывод. Лучше вооружены, более опытны. СЛАЙД 8 Но сила монголо - татар была и в количестве воинов. Их было так много, что их сравнивали с ЧЁРНОЙ ТУЧЕЙ, которая налетала внезапно и всё разрушала. СЛАЙД 9 «Татары идут!» – это был страшный крик тогда на Руси. В церквах тревожно звонили колокола. |
.
Работа с картой
Анализ иллюстраций, сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов.
Обсуждение возможных причин поражения Руси
Работа в группах. |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные УУД: - формировать логические действия анализа сравнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Усвоение новых знаний и способов действий
5.Закрепление
|
-Как вы думаете, какой источник информации поможет нам узнать больше о событиях тех времён, о нашествии монголо-татар? (учебник) СЛАЙД 10 Откройте уч. на стр. 26-27 - Сколько частей в тексте? Давайте поработаем с каждой частью и составим план текста. 1)Чтение первого абзаца, подбор заголовка Держава кочевников - ОРДА СЛАЙД 11 - Что нового узнали. Как озоглавите? 2) Чтение второго абзаца, подбор заголовка. Страшная угроза. - Кто такой Чингизхан? Где произошла первая битва? Показ портрета Чингисхана,1223г. - Назовите причину поражения? 3)Чтение третьего абзаца. Страшный разгром. Хан Батый 1237г. ВИДИОРОЛИК - Сколько походов на Русь совершил хан Батый? (2 похода. 1237 и 1240 годы) - Какой город первым захватил хан Батый?. Почему? - Кокой город получил название «злой» город. Почему? РАБОТА С КАРТОЙ СЛАЙД 12-13 – Еще раз найдите на карте и покажите города. Вывод: - Поразмышляйте, почему, несмотря на героическое сопротивление русских, монголо-татары победили. (Каждая земля защищалась отдельно. Не было единства среди русских князей, не хотели они уступать друг другу главенство. Считали, что нападение врага на земли соседа их не касается, не хотели помогать ближнему, думали только о своем княжестве. - Если бы князья были едины, монголы не смогли бы одолеть Русь? Говорили русские князья: «Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали друг у друга земли, за то, что не собрались все вместе, чтобы помочь друг другу, когда пришли татары на русскую землю!» – О какой пословице не знали русские князья? (Один за всех, и все за одного.) 4)Чтение 4 абзаца. Русь под чужеземным игом. СЛАЙД 14 - Что такое ИГО? 5)Чтение 5 абзаца. 240 лет ордынского господства. СЛАЙД 15 Русь была вынуждена отдавать десятую часть всех своих богатств в Золотую Орду. Дань собирали специальные люди баскаки. - Если бы князья были едины, монголы не смогли бы одолеть Русь? Говорили русские князья: «Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали друг у друга земли, за то, что не собрались все вместе, чтобы помочь друг другу, когда пришли татары на русскую землю!» – О какой пословице не знали русские князья? (Один за всех, и все за одного.) Первичное закрепление. Мы с вами состовляли план. Я тоже его составила.Посмотрите, правильно ли записан план на доске? Работа в парах. 1. Орда 2. Русь под чужеземным игом. 3. Страшный разгром. 4. 240 лет ордынского господства. 5.Страшная угроза. СЛАЙД 16 Восстановите план в соответствии с событиями и временем.. Расскажите дома по составленному плану об ордынском нашествии. (Памятка для пересказа по плану). - Но в каждом событии есть те кого помнят и ставят в пример поколениям за из мужество, любовь к Родине. И в это страшное время были те, кто не жалел своей жизни во имя других и своей Родины. Чтение текста. Евпатий Коловрат дома. СЛАЙД 17 Работа с лентой времени. Поставьте даты: 1223, 1237, 1240 годы. СЛАЙД 18 ВЫВОД : Мы с вами много узнали сегодня о печальных исторических событиях, которые произошли в Киевской Руси более 700 лет тому назад. - А какие последствия после завоевания ждали Древнюю Русь.
|
Учебник, рассказ учителя, энциклопедия, компьютер Определение последовательности событий.
Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем.
Отражение ордынского нашествия на ленте времени
|
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;
Предметные УУД: строить небольшие устные сообщения Коммуникативные: -формулирование собственного мнения; умение контролировать действия партнёра
Личностные: наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: -контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Личностные: самоопределение. Коммуникативные: -управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, - формулировать своё |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Применение новых знаний.
7.Рефлексия деятельности. |
Работа в группах: Разгадать кроссворд в парах. СЛАЙД 20,21 К р о с с в о р д «Батыево нашествие».
1. Предводитель монголо-татар. (Хан.) 2. Название нашествия 1237 г. (Батыево.) 3. Огромное государство, созданное в ходе монгольских завоеваний. (Орда.) 4. Город, первым оказавший сопротивление завоевателям. (Рязань.) 5. Поборы хана с жителей Руси. (Дань.) 6. Город, прозванный захватчиками «злым». (Козельск.) – Какое слово в кроссворде выделено? (Дань.)
Сколько сгинуло Во чужой земле, Сколько сечено, Сколько пытано. Не исчислить Беды-последствия От монгольского От... (нашествия). Узнал ли вы что-то новое на уроке? СЛАЙД 20 Продолжите фразы. Домашнее задание на выбор. Подготовить сообщение. Составить кроссворд. Прочитать учебник и уметь рассказать об ордынском нашествии
|
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: представление о границах собственного знания и «незнания» Регулятивные: оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.