Урок по теме «Лесные опасности» шестой по счету в разделе «Здоровье и безопасность» (учебник Плешакова, 2 класс). Тип урока – изучение нового материала. Урок построен с учётом системно-деятельностного подхода.
На уроке ученики не только стали маленькими учеными, сделав свое собственное открытие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, но и авторами собственной книги.
Этапы
учебного
занятия
Цель
этапа
1.Орг.
момент
(1 минута).
Создание
эмоциональн
ого настроя;
Мето
д/
приём
Нагля
дный;
Форма
организа
ции уч.
деяти
Фронталь
ная
На
гляд
ность
Самолё
тики
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Деятельность
учителя
обучающихся
Каждый из вас из дома принёс бумажный
самолёт. Напишите одноклассникам на крыльях
самолёта пожелание на урок.
Запустите самолёт в полёт.
Поднимите прилетевший самолёт и прочитайте
пожелание.
Записывают пожелание
Запускают и поднимают
самолётики,
читают пожелание.
2.
Актуализ
ация
знаний
(34
минуты)
Нагля
дный;
Слове
сный.
Актуализац
ия знаний
учащихся
по данной
теме.
Вызов
устойчивог
о интереса
к
изучаемой
теме,
мотивация
ученика к
учебной
деятельнос
ти
Мультф
ильм
Начнём наш урок с просмотра мультфильма
(фрагмент мультфильма «Три медведя», до слов
«…а какая, бабушка, может быть беда?»)
Ребята, скажите, а какая беда может быть в
лесу?
Кто догадался, какая тема нашего урока?
«Лесные опасности»
Смотрят мультфильм
Отвечают на вопрос
(ядовитые ягоды и грибы;
опасные животные т т.д)
Формулируют тему
урока
Слайд 1
Ежегодно в нашей стране регистрируется
8001200 случаев отравлений грибами, 4080
человек ежегодно умирает от отравлений
грибами. В Пермском крае в 2014 году по
статистике произошло 5 случаев отравления
грибами.
Резуль
тат
Личностны
е УУД:
стремление
к
успешности
в учебной
деятельност
и.
Познавател
ьные УУД:
Определени
е смысла
информаци
и.
Регулятивн
ые УУД:
Прогнозиро
ваниеИндивиду
альная
Ежегодно в Пермском крае в лесах теряются
около 100 человек. Известия о новых случаях
потери в лесу приходят каждый день в
течение летнего сезона.
Как вы думаете, изза чего возникают эти
проблемы?
А вы, второклассники, готовы отправиться
сейчас в лес?
Лист с
высказы
вания
ми
Проверим вашу готовность. Поиграем в игру
«Данет». Если вы согласны с высказыванием
ставьте «+», не согласны ««, если не знаете «?»
1. Путеводитель необходим для
похода в лес.
2. Навигатор один из важнейших
предметов снаряжения туриста.
3. Шершень жалит в целях
самозащиты.
Отвечают на вопросы
Каждый заполняет
таблицу
Слайд 2
Парная
Словари
4. Опёнок осенний и ложный
опёнок – опасные двойники.
5. Вороний глаз – съедобная
ягода
Проверка: учитель выслушивает мнение детей, заполняя
представленную таблицу на интерактивной доске маркером.
Фиксируются затруднения.
Дети делают вывод, что не готовы отправиться в лес.
Формулируются цели.
Участвуют в
целеполагании
Высказывают
предположения.
Работают со словарями.
Как понимаете значение слова «путеводитель»?
Посмотрите лексическое значение слова в
словаре.
Значение слова Путеводитель по словарю Ушакова:
Отвечают
утвердительно
3.
Постанов
ка
учебной
задачи.
(4 минуты)
Организаци
я
деятельнос
ти по
выявлению
места и
причины
затруднени
я
Организаци
я
деятельнос
ти по
выработке
выполнения
учебной
задачи.
4.
Построе
ние
проекта
выхода
из
затрудне
Нагля
дный.
Прием
– Игра
“Да
нет»”
Нагля
дный
Практ
ическ
ий
Работа
со
словаря
ми
Слове
Личностны
е
УУД:
принятие и
освоение
социальной
роли
обучающего
ся, развитие
мотивов
учебной
деятельност
и
и
формирован
ие
лич
ностного
смысла
учения;
Коммуника
тивные
УУД:
выражать
собственное
мнение,
аргументир
овать его;
принимать
участие в
обсуждении
Познавател
ьные:
уметь
выделить и
сформулир
овать
познавательния.
(5 – 7
минут)
сный
Нагля
дный
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Книга, содержащая необходимые для поездки, путешествия справки и
указания.
Ребята, вы узнали значение слова
«путеводитель». Как считаете, он необходим в
лесу? Почему?
Давайте своими руками создадим путеводитель.
Что мы должны знать, чтобы создать
путеводитель?
Итак, путеводитель – это книга. Подумайте, из
каких элементов он будет состоять.
Отвечают (обложка,
страницы ..)
ную цель;
поиск
информаци
и
Коммуника
тивные:
планирован
ие
сотрудниче
ства
Рюкзачк
и
рисунки
Как будем работать, чтобы успеть, до конца
урока, создать книгу?
Делимся на 4 группы с помощью цветных
рюкзачков (рисунков):
1 группа: изучает растения и ягоды леса и
оформляет свою страничку;
2 группа: изучает съедобные и несъедобные грибы,
оформляет страничку;
3 группа: изучает животных (насекомых) и
оформляет свою страничку;
4 группа: изучает тему «ориентирование в лесу» и
оформляет свою страничку;
Нужны 2 помощникаэксперта – это ребята,
которые бегло читают, могут поспорить и
доказать свою точку зрения. Это специалисты,
которые будут принимать работу, оценивать. Кто
желает? (выбор 2 человек).
Какие правила работы в группе знаете?
Предлагают свои
кандидатуры
Вспоминают правила
работы в группе.
Распределяют роли
(спикер, командир,
контролёр времени,
технологи, критик).
Составляют план.
Регулятивн
ые УУД:
планированНагля
дный
Попрошу распределить роли.
Слайд 3
Давайте спланируем работу, что будем
сначала делать, что потом (пункты выходят по
щелчку мыши):
1. Найти информацию.
ие;
Отвечают (интернет,
учебник, можно спросить у
взрослых и т.д.)
Предлагают критерии
Ребята, а какие источники информации вы
знаете?
У нас в классе сегодня присутствуют гости, к
которым вы можете обратиться за помощью,
имеется справочная литература по теме,
учебники, интернет. Каждая группа в помощь
получит конверт с инструкцией, а также
иллюстрации для оформления странички.
2. Изучить и выбрать информацию,
необходимую для оформления странички.
Оформить страничку.
3.
4. Представить для обсуждения.
Организаци
я
самостояте
льной
деятельнос
ти по
приобретен
ию
необходим
ых знаний
через
групповое
Практ
ическ
ий;
Пробл
емно
поиск
овый
4.
Самосто
ятельная
продукти
вная
деятельн
ость
Слайд 4
Давайте составим критерии, по которым они
будут оценивать ваши страницы книги.
1. Соответствие содержания странички ее
групповая
названию
2. Аккуратность оформления странички;
3. Выразительность выступления.
Работают в группах
согласно инструкции.
Кейсы с
материал
ами (см.
Приложе
ние)
Учитель оказывает помощь.
Регулятивн
ые УУД:
контроль,
умение
принимать
учебную
задачу и
следовать
инструкции
учителя;
добыть,
переработ.,
представить
информаци
ю.
Познавател
ьныеУУД
поиск,
определени
е смысла и
структуир.
информаци
ивзаимодейс
твие.
Создание
условий
для
целостного
осмысления
,
обобщения
полученной
информаци
и
Слове
сный;
нагля
дный
нагля
дный
Создание
условий
для
рефлексивн
ой
деятельнос
ти.
учеников
с
проверко
й по
эталону
(10 – 13
минут)
5.
Включен
ие
нового
знания в
систему
знаний.
Презента
ция
продукта
(56 минут)
6. Итог.
Рефлекс
ия
деятельн
ости.
(4 минуты)
нагля
Круги
разных
цветов,
оформле
нные
страниц
ы
Слайд 5
Рюкзачк
и
рисунки
Выступление групп.
Эксперты слушают, оценивают (по критериям) с
помощью сигнальных карточек:
Ж. круг – есть дополнения (вопросы)
К. круг – согласен, дополнений нет.
(Дают заключение)
Ребята, сейчас мы скрепим ваши странички
(скрепляет).
У нас получилась книга «Путеводитель по лесу».
Где ей можно найти применение?
Какие цели ставили? (обращение к таблице)
Обсудите, как поработала группа.
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
Заслушиваем командиров.
Представители групп,
знакомят одноклассников
с результатами
деятельности.
свер
Коммуника
тивные
УУД:
развитие
навыков
сотрудниче
ства
со
взрослыми
и
стниками;
Предметны
е:
расширили
знания уч. о
ядовитых
растениях и
грибах, о
жалящих
насекомых
и
ориентиров
ании в лесу
Рефлектируют работу
группы
Рефлектируют свои
знания.
Познавател
ьные:
–
рефлексия
деятельти;
умение
адекватно
оценивать
свои
действия.дный
7.
Домашне
е задание
(1 минута)
Возьмите каждый свой рюкзачок и продолжите
мысль «Я беру с собой…(запишите, что вы
запомнили, узнали на уроке и хотели бы унести с собой в
качестве знаний).
Слайд 6
1 уровень: учебник, с. 28 – 29
2 уровень: нарисовать знаки «Лесные опасности»
3 уровень: заполнить таблицу «Лесные
опасности».
Приложение
Инструкция
для группы «Ягоды»
Инструкция
для группы «Грибы»
Цель работы: оформление странички путеводителя «Лесные ягоды»
Задания:
Цель работы: оформление странички путеводителя «Грибы»
Задания:
Изучить информацию о ядовитых ягодах
1.
(учебник стр. 28, статья из интернета «5 самых ядовитых ягод
Пермского края).
2. Оформить страничку:
разместить картинки ягод на страничке в нужные колонки
(приклей);
записать рекомендации: правила безопасного сбора ягод в
лесу.
1. Изучить информацию о грибах
(учебник стр. 28, работа с картой «Грибные места Пермского
края»).
2. Оформить страничку:
разместить картинки на страничке в нужные колонки
(приклейте);
записать рекомендации:
Правила безопасного сбора грибов в лесу.
Как определить грибное место?
Инструкция
для группы «Насекомые»
Инструкция
для группы «Ориентирование»Цель работы: оформление странички путеводителя «Насекомые»
Задания:
1. Изучить информацию о животных:
о жалящих насекомых (учебник на стр. 29; карточки)
о таёжном клеще (статья)
2. Оформите страничку:
разместить картинки насекомых на страничке в нужные
колонки (приклей);
записать рекомендации: как избежать опасности при встрече с
жалящими насекомыми и таёжным клещом.
Цель работы: оформление странички путеводителя
«Ориентирование в лесу»
Задания:
1. Изучить информацию в интернете:
http://www.cityn.ru/view/311537
2. Оформить страничку:
разместить картинку (предметориентир) в левый столбик,
описание ориентира – в правый столбик.
1. Изучить материал на страницах 28, 29, 76.
2. Оформитть обложку Путеводителя.
Инструкция для группы «Эксперты»
Урок был результативным. В течение урока обучающиеся работали с разными источниками информации (учебник, статьи из интернета,
карта грибных мест Пермского края, словари), учились самостоятельно добывать информацию, перерабатывать её. Каждая группа создала
свою страничку книги и защитила её перед товарищами. Тем самым, расширяя знания одноклассников о лесных опасностях (ядовитых
растениях леса, грибах, жалящих насекомых и правилах ориентирования в лесу). Таким образом, был создан продукт «Путеводитель по лесу»,
работа над которым принесла детям удовлетворение и радость. Было решено передать книгу в школьную библиотеку.
На уроке осуществлялась рефлексия деятельности. Хочется отметить работу ребятэкспертов, которые дополняли ответы детей, задавали
вопросы. Урок способствовал развитию познавательной активности обучающихся. Цели и задачи урока достигнуты.
Источники информации:
http://www.cityn.ru/view/311537http://rifey.ru/news/perm/show_id_22614/04072014s