Урок окружающего мира на тему «Лесные опасности» (2 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме «Лесные опасности» шестой по счету в разделе «Здоровье и безопасность» (учебник Плешакова, 2 класс). Тип урока – изучение нового материала. Урок построен с учётом системно-деятельностного подхода. На уроке ученики не только стали маленькими учеными, сделав свое собственное открытие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, но и авторами собственной книги.
Иконка файла материала сценарий урока.doc
Этапы учебного занятия Цель  этапа 1.Орг.  момент (1 минута). Создание  эмоциональн ого настроя; Мето д/ приём Нагля дный; Форма организа ции уч. деят­и Фронталь ная На гляд ность Самолё тики ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Деятельность учителя обучающихся ­   Каждый   из   вас   из   дома   принёс   бумажный самолёт.   Напишите одноклассникам на крыльях самолёта пожелание на урок.  Запустите самолёт в полёт.  Поднимите   прилетевший   самолёт   и   прочитайте пожелание. Записывают пожелание Запускают и поднимают самолётики,     читают пожелание. 2.  Актуализ ация  знаний  (3­4  минуты) Нагля дный; Слове сный. Актуализац ия знаний  учащихся  по данной  теме. Вызов  устойчивог о интереса  к  изучаемой  теме,  мотивация  ученика к  учебной  деятельнос ти Мультф ильм ­ Начнём наш урок с просмотра мультфильма  (фрагмент мультфильма «Три медведя», до слов  «…а какая, бабушка, может быть беда?») ­ Ребята, скажите, а какая беда может быть в  лесу?  ­ Кто догадался, какая тема нашего урока? «Лесные опасности»  Смотрят мультфильм Отвечают на вопрос   (ядовитые ягоды и грибы;  опасные животные т т.д) Формулируют тему  урока Слайд 1 Ежегодно в нашей стране регистрируется  800­1200 случаев отравлений грибами, 40­80  человек ежегодно умирает от отравлений  грибами. В Пермском крае в 2014 году по  статистике произошло 5 случаев отравления грибами. Резуль тат Личностны е УУД: стремление  к  успешности  в учебной  деятельност и. Познавател ьные УУД: Определени е смысла  информаци и. Регулятивн ые УУД: Прогнозиро ваниеИндивиду альная Ежегодно в Пермском крае в лесах теряются около 100 человек. Известия о новых случаях  потери в лесу приходят каждый день в  течение летнего сезона. ­ Как вы думаете, из­за чего возникают эти  проблемы? ­ А вы, второклассники, готовы отправиться  сейчас в лес? Лист с  высказы вания ми ­ Проверим вашу готовность. Поиграем в игру  «Да­нет». Если вы согласны с высказыванием ­  ставьте «+», не согласны «­«, если не знаете «?» 1.  Путеводитель необходим для  похода в лес. 2. Навигатор один из важнейших  предметов снаряжения туриста. 3. Шершень жалит в целях  самозащиты. Отвечают на вопросы Каждый заполняет  таблицу Слайд 2    Парная Словари 4. Опёнок осенний и ложный  опёнок – опасные двойники. 5. Вороний глаз – съедобная  ягода Проверка: учитель выслушивает мнение детей, заполняя  представленную таблицу на интерактивной доске маркером.  Фиксируются затруднения. Дети делают вывод, что не готовы отправиться в лес.  Формулируются цели. Участвуют в  целеполагании Высказывают  предположения. Работают со словарями. ­ Как понимаете значение слова «путеводитель»? ­ Посмотрите лексическое значение слова в  словаре. Значение слова Путеводитель по словарю Ушакова: Отвечают  утвердительно 3. Постанов ка  учебной  задачи. (4 минуты) Организаци я  деятельнос ти по  выявлению  места и  причины  затруднени я Организаци я  деятельнос ти по  выработке  выполнения учебной  задачи. 4.  Построе ние  проекта  выхода  из  затрудне Нагля дный. Прием  – Игра  “Да  ­  нет»”  Нагля дный Практ ическ ий Работа  со  словаря ми Слове Личностны е   УУД: принятие   и освоение социальной роли обучающего ся, развитие мотивов учебной деятельност и и формирован ие лич­ ностного смысла учения;     Коммуника тивные УУД: ­ выражать  собственное мнение, аргументир овать его; принимать  участие в  обсуждении Познавател ьные: уметь  выделить и  сформулир овать  познавательния. (5 – 7  минут) сный Нагля дный ПУТЕВОДИТЕЛЬ   Книга, содержащая необходимые для поездки, путешествия справки и  указания.  ­ Ребята, вы узнали значение слова  «путеводитель». Как считаете, он необходим в  лесу? Почему? ­ Давайте своими руками создадим путеводитель. Что мы должны знать, чтобы создать  путеводитель?  ­ Итак, путеводитель – это книга. Подумайте, из  каких элементов он будет состоять. Отвечают (обложка,  страницы ..)   ную цель; поиск  информаци и Коммуника тивные:  планирован ие  сотрудниче ства Рюкзачк и­ рисунки ­ Как будем работать, чтобы успеть, до конца  урока, создать книгу? Делимся на 4 группы с помощью цветных  рюкзачков (рисунков): 1 группа: изучает растения и ягоды леса и  оформляет свою страничку; 2 группа: изучает съедобные и несъедобные грибы, оформляет страничку; 3 группа: изучает животных (насекомых) и  оформляет свою страничку; 4 группа: изучает тему «ориентирование в лесу» и  оформляет свою страничку; Нужны 2 помощника­эксперта – это ребята,  которые бегло читают, могут поспорить и  доказать свою точку зрения. Это специалисты,  которые будут принимать работу, оценивать. Кто  желает? (выбор 2 человек). ­ Какие правила работы в группе знаете? Предлагают свои  кандидатуры Вспоминают правила  работы в группе. Распределяют роли  (спикер, командир,  контролёр времени,  технологи, критик). Составляют план. Регулятивн ые УУД: планированНагля дный ­ Попрошу распределить роли.  Слайд 3 ­ Давайте спланируем работу, что будем  сначала делать, что потом (пункты выходят по  щелчку мыши): 1. Найти информацию. ие; Отвечают (интернет,  учебник, можно спросить у  взрослых и т.д.) Предлагают критерии ­ Ребята, а какие источники информации вы  знаете?  У нас в классе сегодня присутствуют гости, к  которым вы можете обратиться за помощью,  имеется справочная литература по теме,  учебники, интернет. Каждая группа в помощь  получит конверт с инструкцией, а также  иллюстрации для оформления странички. 2. Изучить и выбрать информацию,  необходимую для оформления странички.  Оформить страничку. 3. 4. Представить для обсуждения.   Организаци я  самостояте льной  деятельнос ти по  приобретен ию  необходим ых знаний  через  групповое  Практ ическ ий; Пробл емно­ поиск овый 4.  Самосто ятельная  продукти вная  деятельн ость  Слайд 4 ­ Давайте составим критерии, по которым они  будут оценивать ваши страницы книги. 1. Соответствие содержания странички ее  групповая названию 2. Аккуратность оформления странички; 3. Выразительность выступления. Работают в группах  согласно инструкции. Кейсы с  материал ами (см.  Приложе ние) Учитель оказывает помощь. Регулятивн ые УУД: ­ контроль, умение  принимать  учебную  задачу и  следовать  инструкции  учителя;  добыть,  переработ., представить информаци ю. Познавател ьныеУУД­  поиск,  определени е смысла и  структуир.  информаци ивзаимодейс твие. Создание  условий  для  целостного  осмысления ,  обобщения  полученной информаци и Слове сный; нагля дный нагля дный Создание  условий  для  рефлексивн ой  деятельнос ти. учеников с  проверко й по  эталону (10 – 13   минут) 5.  Включен ие  нового  знания в  систему  знаний.  Презента ция  продукта (5­6 минут) 6. Итог. Рефлекс ия  деятельн ости. (4 минуты) нагля Круги  разных  цветов,  оформле нные  страниц ы Слайд 5 Рюкзачк и­ рисунки Выступление групп. Эксперты слушают, оценивают (по критериям) с  помощью сигнальных карточек: Ж. круг – есть дополнения (вопросы) К. круг – согласен, дополнений нет. (Дают заключение) ­ Ребята, сейчас мы скрепим ваши странички  (скрепляет).   У нас получилась книга  «Путеводитель по лесу». ­ Где ей можно найти применение? ­ Какие цели ставили? (обращение к таблице) ­ Обсудите, как поработала группа.  • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу?  • Каким способом? • Какие получили результаты? Заслушиваем командиров. Представители групп,  знакомят одноклассников  с результатами  деятельности.       ­ свер­ Коммуника тивные УУД:  развитие навыков сотрудниче ства со взрослыми и стниками; Предметны е:  расширили  знания уч. о ядовитых  растениях и грибах, о  жалящих  насекомых  и  ориентиров ании в лесу Рефлектируют работу  группы Рефлектируют свои  знания. Познавател ьные: –  рефлексия  деятель­ти; умение  адекватно  оценивать  свои  действия.дный   7.  Домашне е задание (1 минута) Возьмите каждый свой рюкзачок и продолжите  мысль «Я беру с собой…(запишите, что вы  запомнили, узнали на уроке и хотели бы унести с собой в  качестве знаний). Слайд 6 1 уровень: учебник, с. 28 – 29 2 уровень: нарисовать знаки «Лесные опасности» 3 уровень: заполнить таблицу «Лесные  опасности». Приложение Инструкция  для группы «Ягоды» Инструкция  для группы «Грибы» Цель работы: оформление странички путеводителя «Лесные ягоды»  Задания: Цель работы: оформление странички путеводителя «Грибы»  Задания:  Изучить информацию о ядовитых ягодах  1.       (учебник стр. 28, статья из интернета «5 самых ядовитых ягод  Пермского края). 2. Оформить страничку:   разместить  картинки ягод на страничке в нужные колонки  (приклей); записать рекомендации: правила безопасного сбора ягод в  лесу.    1. Изучить информацию о грибах (учебник стр. 28, работа с картой «Грибные места Пермского  края»). 2.   Оформить страничку:   разместить картинки на страничке в нужные колонки  (приклейте); записать рекомендации:  ­ Правила безопасного сбора грибов в лесу.  ­ Как определить грибное место? Инструкция для группы «Насекомые» Инструкция для группы «Ориентирование»Цель работы: оформление странички путеводителя «Насекомые»  Задания: 1.   Изучить информацию о животных: ­  о жалящих насекомых (учебник на стр. 29; карточки)       ­ о таёжном клеще (статья) 2. Оформите страничку:   разместить картинки насекомых на страничке в нужные  колонки (приклей); записать рекомендации: как избежать опасности при встрече с  жалящими насекомыми и таёжным клещом.   Цель работы: оформление странички путеводителя  «Ориентирование в лесу»  Задания: 1.   Изучить информацию в интернете:  http://www.city­n.ru/view/311537 2.  Оформить страничку:   разместить картинку (предмет­ориентир) в левый столбик,  описание ориентира – в правый столбик. 1. Изучить материал на страницах 28, 29, 76. 2. Оформитть обложку Путеводителя. Инструкция для группы «Эксперты» Урок был результативным.  В течение урока обучающиеся работали с разными источниками информации (учебник, статьи из интернета, карта грибных мест Пермского края, словари), учились самостоятельно добывать информацию, перерабатывать её. Каждая группа создала свою страничку книги и защитила её перед товарищами.     Тем самым, расширяя знания одноклассников о лесных опасностях (ядовитых растениях леса, грибах, жалящих насекомых и правилах ориентирования в лесу). Таким образом, был создан продукт «Путеводитель по лесу», работа над которым принесла детям удовлетворение и радость. Было решено  передать книгу в школьную библиотеку.  На уроке осуществлялась рефлексия деятельности. Хочется отметить работу ребят­экспертов, которые дополняли ответы детей, задавали  вопросы. Урок способствовал развитию познавательной активности обучающихся. Цели и задачи урока достигнуты. Источники информации: http://www.city­n.ru/view/311537http://rifey.ru/news/perm/show_id_22614/04­07­2014­s

Посмотрите также